Вход Господень в Иерусалим

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ.

 

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств.  Вход Господень в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель; во Втором — придет как Царь мира и Судия. В соответствии с духовным смыслом, Иерусалим означает душу человеческую, а вход Господень в Иерусалим означает вхождение Бога в душу. Множество народа, в тесноте и давке радостно ожидающего и приветствующего Христа, символизирует собой благородные чувства и возвышенные мысли человека, радующегося пришествию Бога – своего Спасителя и Избавителя.

ПАРИМИИ ПРАЗДНИКА.

 

Бытия чтение.

 

И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, чтўо будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Иуда! тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Иуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Он привязывает к виноградной лозе осленка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей; моет в вине одежду свою и в крови гроздов одеяние свое; блестящи очи [его] от вина, и белы зубы [его] от молока.

 

1 паремия.  На праздник положено читать эту паремию потому, что здесь впервые звучит пророчество о Том, Кому надлежало прийти на землю. Как Иакову кланялись братья, так и народ поклонится Спасителю, встретив Его в Иерусалиме как Царя и Победителя смерти. Как Господь воссел на осла, так и язычники, своим неведением закона прообразованные молодым осленком, не знавшим еще ярма, получили в лице Спасителя исполнение своих надежд. Образ хозяина, привязывающего своего осла к виноградной лозе, есть образ Господа, приводящего весь мир (который был в основном языческим) к духовному винограднику — Церкви и прививающего его к Себе как к животворной лозе.

 

Пророчества Софонии чтение.

 

 

Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Веселись и наслаждайся от всего сердца своего, дочь Иерусалима! Устранил Господь преступления твои, искупил тебя из руки врагов твоих! Господь, Царь Израилев – посреди тебя: (и) больше ты не увидишь зла. В то время скажет Господь Иерусалиму: “Дерзай, Сион, да не ослабеют руки твои: Господь Бог твой среди тебя, Сильный спасет тебя; привлечет на тебя радость, обновит тебя в любви Своей, и возрадуется о тебе с наслаждением, как в день праздника. И соберу Я сокрушенных твоих. Увы! Кто принял на нее поношение? Вот, Я действую в тебе ради тебя в то время – говорит Господь; и спасу угнетенную, и отвергнутую приму, и сделаю их похвалою и знаменитыми на всей земле.

 

2-я паремия — Соф. 3:14-19. В ней изображается ликование праведников в мессианское время. Буквальная связь с событием праздника Входа Господня в Иерусалим видна во фразе «радуйся, дщи Сионова, зело, проповедуй, дщи Иерусалимова», которая тождественна началу пророчества Зах. 9:9 и нередко цитируется в песнопениях. Что же касается связи по содержанию, то рассмотренная паримия читается в праздник торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим потому, что проявившееся при сем случае великое веселие и ликование народа, вызванное надеждою на благополучие, ожидаемое от Христа в Его царстве, было предъизображением счастливых дней, имеющих наступить для избранного народа в царстве Христовом».

 

Пророчества Захарии чтение

Так говорит Господь: Радуйся безмерно, дочь Сиона! Провозглашай, дочь Иерусалима! Вот, Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом. И истребит колесницы у Ефрема и коня из Иерусалима, и истреблен будет лук военный, и многолюдство и мир у народов; и будет Он начальствовать от вод до моря, и от рек до теснин земли. И ты, ради крови завета твоего, отпустил узников твоих изо рва, где нет воды. (И) вы пребудете в твердынях, узники сонмища, и за один день пленения твоего вдвойне воздам тебе. Ибо Я натянул Себе тебя, Иуда, как лук, преисполнил Ефрема; и воздвигну детей твоих, Сион, на детей Эллинов, и держать буду тебя, как меч бойца. И Господь будет над ними, и выйдет, как молния, стрела Его. И Господь Бог Вседержитель в трубу вострубит, и пройдет в волнении угрозы Своей: Господь Вседержитель защитит их.

3-я паремия — Зах. 9:9-15. Актуальность этой паремии в особых объяснениях не нуждается, ибо именно здесь звучит пророчество о торжественном входе Мессии в Иерусалим на осленке (Зах 9:9).

 

Апостольское чтение дня ( Филиппийцам, 4:4-9)

 

Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.

Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,

и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте,- и Бог мира будет с вами.

 

Флп.4:4 – Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.

 

Но как же Господь говорит: блаженны плачущие (Мф.5:4)? Потому что плакать таким образом-то же самое, что радоваться. Ибо не просто сказал радуйтесь, но в Господе. Кто бывает с Господом, тот всегда радуется, хотя бы его предавали пыткам и терзали. Они же, говорит, пошли из синедриона, радуясь, что за имя Господа Иисуса удостоились принять бесчестие (Деян.5:41). Так как естественное положение дел причиняло скорбь, то он повторением слова показывает, что всячески следует радоваться.

 

Флп.4:6 – Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом. А вы завидуете тому, что те живут в удовольствии и наносят вам оскорбление, вы же находитесь в печали. Господь близко, суд уже настал; не заботьтесь ни о чем: ни об оскорблении с их стороны, ни о вашей печали. Потому что они отдадут ответ Господу, а вы пребудете в покое.

Итак, за всё, даже и за то, что кажется несчастьем, должно благодарить; потому что благодарить за добро требует самая природа вещей, а за несчастье – долг благомыслящей души. Такого рода молитвы открывают желания наши пред Богом; тех же молитв, которые совершаются иначе, Он не принимает.

 

Слово на Вход Господень в Иерусалим.

 

В книге пророка Исайи Господь, рассказывая о том, как будет ему явление Бога, говорит: «Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра».

Удивительно! Оказывается, в тишине и смирении нам может быть открыто о Боге больше, чем через невероятные и потрясающие знамения.

Этой мыслью проникнут весь Новый Завет: он начинается с того, что Бог приходит мир как обычный человек и доверяет Себя людям как совершенно Младенец, одинаково отрытый и людской доброте, и уязвимый для людской злобы. Царь мира рождается не в царских палатах, но в пещере на окраине города, в котором для Его Пречистой Матери и Ее святого Обручника Иосифа не нашлось места для ночлега. И Он заканчивает Свой земной путь также за пределами града, преданный и отверженный. А между этими двумя событиями мы читаем о том, как Господь учил видеть Его образ во всяком человеке, с которым сводит нас Его промысел, как бы мал и незначителен кому-то он бы не показался – в человеке, израненном и брошенном разбойниками у дороги, в заключенном, в болящем, в страннике. Сегодня эта заповедь венчается рассказом о входе Господнем в Иерусалим – событии, которое мы празднуем как двунадесятый праздник, но событии, построенном на недоразумении, ибо хотя Спасителя и встречают в этот день как грядущего иудейского царя, но где Его Царство и Кто Он не понимают. Так, неузнанный, Он стоит сегодня перед вратами Иерусалима.

Согласно поучению свт. Николая Сербского, символическое значение празднуемого сегодня события – это предстояние Господа пред вратами нашего сердца подобно тому, как Он предстоит иерусалимским вратам. Тот, от грома гласа Которого тают горы и бегут вспять реки, Тот, скипетр царствия Которого способен сокрушить небесный свод и через несколько дней раздерет завесу Иерусалимского Храма, не приходит как завоеватель или как тиран; Он смиренно стоит и стучит, ожидая, когда сам человек позволит Ему войти.

Останутся ли эти врата для Него закрыты, так, как были закрыты врата селения в стране Гергесинской, жители которого, увидев гибель свиного стада, в которое вселились вышедшие из исцеленного человека бесы, предпочли лучше жить со свиньями и бесами, чем нераздельно с Богом?

Или сердечные наши врата распахнутся, как распахиваются сегодня врата Иерусалима, чтобы, впустив туда Бога, сделать Его своим узником и умертвить? Мы, которые приняли в себя подлинное Тело и подлинную Кровь Спасителя, не повлечем ли мы Его, как узника, куда, мы знаем, Он Сам Своею волею бы не пошел? Не пригвоздим ли мы Его ко кресту своими грехами?

Или врата нашего сердца распахнутся так, как распахнулись врата ада, где ветхозаветные праведники с ликованием приняли Того, Кто извел из рабства диаволу? Прп. Макарий Египетский говорит: слушая о схождении Господа к мертвым во ад, знай, что гробом и могилой является твое сердце, ибо когда начальник зла и ангелы его гнездятся там, тогда разве ты не ад, не гроб, не могила и не мертвец для Бога? Позволим ли мы Господу войти в глубокое недро нашего сердца, где душа вмести со своими помыслами удерживается смертью, и вывести из темной глубины Адама?

Итак, услышим призыв псалмопевца, который мы перечитываем каждый раз, приступая к Святой Чаше и прося Бога войти в нас и очистить нас: поднимите врата, князи, и внидет Царь славы! Кто есть сей Царь славы? Господь сил, Той есть Царь славы – ныне, и присно, и во веки веков. Аминь!