Священническая функция мужа

Всякому мужу Богом уготовано выполнить три функции: священника, мужа и отца (если только этот муж не избрал путь монаха), с исполнением которых связана реализация своей мужеской роли в Божьем замысле. Причем функцию священника выполняют не только специально рукоположенные христиане – всякий глава рода призван к священнодействию пред Богом.

Что должен делать священник? Главная обязанность священника — приносить жертвы. Помните Книгу Иова? «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла. И родились у него семь сыновей и три дочери…Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме в свой день, и посылали и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними. Когда круг пиршественных дней совершался, Иов посылал [за ними] и освящал их и, вставая рано утром, возносил всесожжения по числу всех их. Ибо говорил Иов: может быть, сыновья мои согрешили и похулили Бога в сердце своем. Так делал Иов во все [такие] дни» (Иов.1.1-5). Заботясь о своей семье, Иов, как глава рода и как священник, приносил жертвы и молился, говоря: «Может быть, мои дети в чем-то согрешили…».

Таким образом жертвы, которые ожидаются от священника как от главы семьи, — это приносить Богу жертву хвалы, жертву благодарения за свою семью, а также жертву за грех, т.е молится о прощении грехов, которые совершили члены твоей семьи. Эти духовные жертвы можно увязать с основными ветхозаветными жертвами.

— Жертва всесожжения. Это жертва, когда мы посвящаем себя и свою семью Богу. Как говорится в мирной ектенье: «Сами себя и друг друга и всю жизнь нашу Христу Богу предадим», т.е. глава семьи должен доверить жизнь своей семьи Богу, направляя ее по пути исполнения Божьих заповедей;

— Жертва за грех и повинности. Это жертва за грехи за себя, за жену, за детей. «Жертва Богу — дух сокрушенный» (Пс.50:19). Муж, как образ Христа, должен ходатайствовать пред Богом за грехи своей семьи.

— Жертва мирная. Это жертва хвалы и благодарения за себя, за жену, за детей, за все блага, которые Бог подает нам ежедневно. «Тебе принесу жертву хвалы, и имя Господне призову» (Пс.115:8).

Вот какие жертвы ожидаются от священника ежедневно у семейного алтаря, утром и вечером, и, конечно, в храме Божьем. Это ответственность мужа – ежедневно благодарить и ходатайствовать за свою семью. Если вас по тем или иным причинам не устраивает ваша жена или дети, то благодарить Бога за них все равно надо, иначе они станут еще хуже. К тому же Бог, все что не делает, все делает нашего ради спасения. Все бедственные обстоятельства нашей жизни устроены Богом для нашего духовного возрастания.

Великий праведник Ной также, наверняка, молился и приносил жертвы за свою семью. В то время вся земля жила в грехе. Грех умножался, и Бог в Своем плане принял решение уничтожить все, что имеет дыхание жизни. Ною же Бог сказал, что он не умрет: «…с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты…»(Быт.6.18) Но у Ноя была семья. И Бог говорит: «и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6:18). Поэтому и нам надо священнодействовать за свою семью, чтобы она не осталось в итоге за бортом спасения. Так что благочестивые христианские жены просто выталкивать должны своих мужей идти и становится на молитву, т.к. от этого зависит их вечная участь, потому что муж должен вымаливать свою семью. К сожалению, нередко жены создают лишь препятствия для молитвы своих мужей, хотя призвание жен быть помощником мужу (Быт.2.18) в духовном деле.

Вершина священнического служения – это участие в Евхаристии. Во время Евхаристии на Божественной Литургии мы благодарим Бога. Рукоположенный священнослужитель во время Евхаристии молится так: «Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас». А мы, мужи, как царственные священники, должны в это время, помимо прочего, поблагодарить Великого и Милостивого Бога за свою семью и те благословения, которым Он ниспослал нам. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9).

Ввиду особой роли мужей в организации духовной жизни в своей семье, они чаще и усерднее своих жен должны посещать храмовые богослужения для совершения духовного жертвоприношения. К сожалению, у нас сейчас в храмах доминируют женщины, из-за чего нередко в наших храмах хозяйничают бабушки и наша Священная Религия имеет женское лицо. В Новом Завете жены тоже участвуют в царственном священстве, однако мужам, как активному началу, принадлежит доминирующая роль в организации духовной жизни. Не зря ведь Бог является в этот мир именно в мужеском виде, хотя в Боге «нет мужеского пола, ни женского» (Гал.3.28). Бог как активный Творец и Промыслитель просто не может являть Себя в женском обличье как пассивном начале. Поэтому муж, как образ Христа, должен быть активным в религиозной жизни! В Домострое, памятнике русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы, сказано так: «Мужьям же нельзя пропускать ни дня церковного пения: ни вечерни, ни заутрени, ни обедни, а женам и домочадцам – как уж получится, как решат: в воскресенье и в праздники, и в святые праздничные дни» (12 глава). (Правда, это написано в то время, когда жены в богатых семьях жили на положении завторничества, чем и обусловлено не столь частое посещение ими церкви).

В нашем Божественном Писании про мужей еще написано так: «Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа» (Исх.23:17). Религиозные праздники евреев были связаны со сбором урожая. Три раза в год на поклонение Богу к скинии (переносной храм того времени) являться должен были прежде всего мужеский пол (хотя женам тоже не возбранялось), т.к. на мужах лежал труд обработки земли, поэтому мужской пол имел более оснований и побуждений прославлять Бога, давшего урожай. Поэтому современные христианские мужи должны иметь те же побуждения в еженедельном посещении храмовых служений всенощного бдения и Литургии, чтобы поблагодарить своего Могучего Господина и Благодетеля и попросить у Него вспомоществования на грядущую седмицу, чтобы вновь «в поте лица» (Быт.3.19) добывать хлеб на пропитание своей семьи. Начинать надо все дела с Господом.

Бог говорит мужам: «и пусть не являются пред лице Мое с пустыми [руками]» (Исх.23.15). Мужам надлежит принести те или иные добровольные пожертвования, как, например, десятину, в знак почтения и благодарности своему Великому Благодетелю; и поскольку израильтянам не разрешалось приходить с пустыми руками, то и нам нельзя приходить на поклонение Богу с пустым сердцем; наши души должны быть исполнены благодати, преданной благочестивой Любови, святой жажды к Господу, посвящения себя Ему, «ибо таковые жертвы благоугодны Богу» (Евр.13.16).

«Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева» (Исх.34:23). Однако можно предположить, что, когда все мужчины из всех уголков страны сходились на поклонение к месту, выбранному Господом, земля оказывалась уязвимой перед нападением врагов. И что будет с бедными женщинами и детьми, стариками и больными, оставшимися дома?

Доверьтесь в этом Господу: «и никто не пожелает земли твоей» (Исх.34.24): враги не только не нападут, но им и в голову не придет нападать. Следует заметить: все сердца в руках у Господа и под Его надзором. Бог способен наложить ограничения не только на действия людей, но и на их желания. Путь долга по отношению к Богу — безопасный путь. Если мы служим Богу, Он сохранит нас; и тех, кто рискует ради Него, Он никогда не оставит в беде. Пока мы заняты Божьим делом и выполняем Его поручения, мы находимся под особой защитой. Как тогда израильтяне направляясь в храм могли быть спокойны за свои дома и дела, так и современные христиане могут смело оставить свои суетные дела и идти смело в субботу на всенощное бдение прославлять Своего Господа!

Священническое служение мужей также заключается в научении своей жены и детей Слову Божию, в котором заключено их будущее спасение. В книге Малахии 2:7 сказано «Ибо уста священника должны хранить ведение и закона ищут от уст Его, потому что Он вестник Господа Саваофа».

Про научение мужьями своих жен сказано так: «мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф.5:25-27). Мужья должны поучать своих жены словом из Священного Писания, т.е. очищать их от порока наставлением, чтобы жена потом после смертного час предстала пред Богом чистой, без всякого пятна и порока.

Про научение детей написано так: «и да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем, и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая» (Втор.6:6,7).

Итак, Мужи Братия (Деян.13.26), являемся ли мы священниками? Это очень ответственно. В Ветхом Завете мы читаем, что забота священника дома заключалась в том, чтобы сохранить семью от погибели. Косяки и перекладины должны были быть помазаны кровью (Исх.12.13), чтобы ангел-губитель не поразил никого в доме — это была обязанность священника. Наша обязанность — чтобы всё в нашем доме говорило о нашем священстве.

(составил Д.Ю.Гончаров)