Содержание:
ToggleВСТУПЛЕНИЕ
Обучение христианина молитве начинается с освоения внешних молитвенных действий. Сначала человек учится правильно перекреститься, поклониться, сложить руки перед Причастием, правильно прочитать или пропеть молитвенный текст. Начинающий прихожанин привыкает молиться в определенном положении: стоять или сидеть в определенные моменты богослужения. Вся эта дисциплина внешних обрядовых действий имеет важное значение для формирования внутреннего молитвенного настроя. Именно внимательное, благоговейное, тщательное исполнение обрядовых действий должно стать первым шагом к внимательной молитве.
Внешние обрядовые действия на богослужении выполняют уникальную функцию согласования внутренней молитвы христианина с общим богослужебным процессом. Благодаря тщательному выполнению этих несложных действий: пению, крестным знамениям, поклонам, наши внутренние прошения сливаются в единый умный поток обращенной к Богу молитвы. В соборной молитве преодолевается эгоизм и индивидуализм наших личных желаний и происходит взаимное сближение, возникает духовное единство. Из этого опыта соборного предстояния Богу рождается единомыслие и любовь: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы!» (Литургия верных). И именно этот опыт соборной молитвы приближает нас к таинственному единству божественной любви Отца, Сына и Святого Духа.
Соборное богослужение — это самый первый доступный человеку опыт духовного единения с людьми и духовным миром. Об этом апостол Павел пишет: «…Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства». Удивительная гармония мира духовного и мира материального, обращенного к Богу, отражена в опыте уставного православного богослужения. Приобщение к ней начинается с внимательного изучения практики совершения поклонов во время богослужения, а через это и постижение смысла самого богослужения.
Нужно отметить, что в условиях неразвитой системы катехизации и господствующей практики стихийного воцерковления прихожан их обучению обрядовой дисциплине не уделяется достаточного внимания. Считается, что человеку достаточно ходить в храм и повторять поклоны за воцерковленными прихожанами. Однако, только единицы прихожан и далеко не в каждом храме способны точно объяснить когда и почему необходимо совершать поклоны и крестные знамения. Подавляющее большинство прихожан, даже посещая богослужение в течение многих лет, не знают его структуры и содержания. Соответственно, поклоны совершаются ими механически на привычных фразах или вслед за священнослужителями. В связи с этим стоит проблема согласования существующих рекомендаций о поклонах с древней богослужебной традицией, отраженной в Типиконе. Существующие на данный момент рекомендации о поклонах на богослужении отражают относительно поздние практики и не находят подтверждения в Типиконе. Сложившаяся ситуация требует практического решения. Приходское богослужение, как и богослужение в монастыре, должно давать прихожанам возможность приобщения к высокой богослужебной традиции, отраженной в Типиконе.
Исследовать вопрос возможности и применимости в богослужебном укладе современных приходов тех или иных предписаний Типикона можно только на базе конкретных приходов, клир и прихожане которых заинтересованы в развитии богослужебной традиции. Возможно, интересен будет опыт общины храма вмч. Георгия «за лавками». Первоначально на базе храма планировалось создать единоверческий приход (православный приход с богослужением, организованным по старому обряду). Данная инициатива епархии была поддержана Калужским православным миссионерским обществом. Обычные православные прихожане заинтересовались древнерусской богослужебной традицией. Но вместо узко единоверческого прихода получился миссионерский приход с глубоким изучением богослужебной традиции. Необходимое для единоверческого прихода количество старообрядцев не набралось. Общий строй богослужения прихода стал традиционным. Зато началось взаимодействие с православными приходами, применяющими древние богослужебные традиции (Приход Покрова Пресвятой Богородицы в с. Карижи Малоярославецкого р-на Калужской области, единоверческий приход в Михайловской слободе). Для изучения богослужения современных старообрядцев (сохранивших древние православные обряды) также посещался старообрядческий приход г. Калуги. Результатом двухлетней работы над Типиконом и другими источниками стали данные рекомендации о совершении поклонов для прихожан. Они имеют исключительно внутреннее значение и не претендуют на универсальность, но могут быть интересны именно как опыт возрождения древнерусской богослужебной традиции в условиях современного миссионерского прихода.
Для прихожан храма великомученика Георгия «за лавками» поклоны во время богослужения являются только частью общинного уклада приходской жизни. Знакомство с православием в общине должно начинаться не с них. Прежде чем подойти к пониманию богослужения и полноценному участию в нём человеку необходимо хорошо изучить православное вероучение (в рамках Символа Веры), принципы духовной жизни (понятие о посте и молитве, о страстях, о духовном возрастании, опасностях духовной жизни). На эту основу понятий естественным порядком ложится и знание обрядовой дисциплины. При этом для правильного изучения обрядовой дисциплины огромное значение имеет общий духовный настрой прихожан. Неблагоговейное отношение к богослужению недопустимо в принципе. Разговоры, написание записок, стук денег в ящике для пожертвований и хождение по храму во время богослужения способны свести к нулю любые усилия по точному выполнению поклонов.
В то же время, изучение богослужения прихожанами и освоение всех правил выполнения поклонов — дело не одного года. Этому также должна способствовать вся обстановка приходской жизни. Приходская среда должна создавать устойчивый запрос на понимание человеком последования богослужения и его содержания. И поклоны, в том виде, как их предлагает выполнять Типикон, располагают к этому лучше всего. Они предполагают знание человеком хода богослужения и его особенностей в разные дни, понимание специфики богослужения Великого Поста.
Таким образом, вокруг изучения веры, духовной жизни и постоянной работы над пониманием богослужения, шаг за шагом воссоздается общинный уклад приходской жизни, жизнь приходской общины выстраивается вокруг Христа и Евхаристии.
Публикуя правила совершения поклонов, Калужское православное миссионерское общество в честь преподобномученика Кукши Печерского приглашает всех, кто заинтересован, к широкому обсуждению данного вопроса. Для обсуждения Вы можете связаться с нами по тел. +7(980)513-66-73, а также в группах ВКонтакте vk.com/geokaluga, vk.com/kaluga_missiya.
Пусть никого не смущает обилие в этом пособий обилие ссылок на старообрядческие уставные правила и традиции. Уставные старообрядческие службы для нас во многом являются эталоном, что неоднократно было засвидетельствовано нашими иерархами:
«Старый обряд в определенном смысле является эталоном для церковной жизни, для литургического творчества. Когда мы участвуем в богослужении, совершаемом по старому обряду, мы не только узнаем, как молились наши предки, но мы еще и узнаем нечто важное о том, как нужно молиться и что такое церковное литургическое творчество в рамках церковных канонов».
(Митрополит Волоколамский Иларион. Из речи в Патриаршем центре древнерусской богослужебной традиции 20.04.2010).
«Чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви»
(Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Из речи на конференции в чеcть 200-летия единоверия 27.11.2000).
Поклоны во время богослужения
«Вся благообразно и по чину да бывают»
1 Кор.14:40
В общественной молитве не надобно отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время.
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского. Богослужение.
Поклоны должны совершаться в положенное время, единообразно и одновременно. Так говорит об этом Устав церковный: «Поклоны творим, кротко и равно вси покланяемся и вставаем равно вси единокупно. Поклоны иже творит невкупе, но койждо себе пометая на землю… сие есть велие самочиние и безчиние».
Око Церковное
(«Око Церквоное» — это список Иерусалимского устава, сделанный в 1401 г. в Константинополе прп. Афанасием Высоцким, учеником прп. Сергия Радонежского).
В церковной службе, сколько бы ни возвышалась душа молящегося к Богу, но поклоны творить ему произвольно не допускается, да не нарушается чрез сие тишина и порядок церковнаго благочиния.
Устав Арсения Уральского
(Устав Арсения Уральского — это краткое практическое руководство к «Оку церковному», составленное старообрядческим епископом Арсением Уральским)
Не покоряющеся Святых Отец преданию, ниже ведуще сами искус святых поклонов, ниже святою молитвою добре разумеют молитися, но поклонився единою нагорбився, мало восклоняяся крестяся, главою кивает, и тем своим безчинием аки чин исполняет преданых от Отец поклонов: ниже молитвою умною и душевною к Богу молится, но елико время сгорбився творит суетныя свои поклоны, тако и молитву Святаго Ефрема, аки изумленный спешит проговорити.
Такожде и вся молитвы поспешает с поклоны управити, и от тех мнимых безчетных поклонов, и от безумного моления своего востанет, аки юрод, ниже сам себе весть, что творил, ниже зрят на предстоятеля церкве, но ин инаго предваряет, мятутся аки тростие ветром колеблеми, не смотря лучшаго, ниже хотят научитися: но елико кто како составил свой нрав, тако и утверждается быти.
Типикон
(Типикон — богослужебный Устав Православной Церкви.
В настоящее время в Русской Православной Церкви действует принятый в редакции 1695 года при патриархе Адриане Иерусалимский Устав)
Виды поклонов и порядок их совершения
1. Поясные поклоны
При их совершении необходимо перекреститься и поклониться в пояс так, чтобы рукой можно было достать до земли (Типикон). Поясной поклон — не шейное кивание, но и опускать голову до колен тоже не следует.
1. Земные поклоны: великие и малые (метания).
Великие земные поклоны полагаются на подручник — нарочито сшитый коврик для поддержания чистоты рук. Кланяясь в землю, следует сперва положить перед собой подручник, потом перекреститься и поклониться: простертые ладони обеих рук положить на подручник, обе рядом, одновременно сгибая ноги в коленях и наклоняя голову до земли настолько, чтобы лбом коснуться рук на подручнике. Не следует разводить в стороны локти и колени или издавать какой-либо стук при поклоне.
«Егда же прилучит ти ся класти земныя поклоны, то не бей главою своею в мост ни в землю. Колени преклоняй, и главу свою ниско допущай, а к земли ея не претыкай. Но руки своя обе от сердца своего поведи вместе, и клади их на землю вежливо, а локтей своих не оттопыривай. А егда вставаеши, ли наклоняешися, ногами своими не волочи и не стукай. Такожде и колени обе вместе наклоняй, и всклоняй».
Сын Церковный (книга «Сын церковный» — наставление об основах православной веры, написанное в начале XVII века для человека, недавно обращённого в Православие)
Малый земной поклон (метание) — для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника.
«Поклоны, овыя именуются великие, овыя же излегка, инии же поясныя. Великия же, еже главою с коленопреклонением на землю, излегка же есть единеми руками с коленопреклонением колен, до земли главою не касатися. Поясныя же еже и не преклоняя колен, ниже досязая руками праха, но право стоя в пояс благочестиво поклоняются».
Инок Никодим. Статии (цитируется по статье «Статья о поклонах» журнала «Духовные ответы» http://www.liturgica.ru/bibliot/poklony.html)
Большинство земных поклонов в церковной службе — это малые земные поклоны.
Поклоны и коленопреклонения следует совершать по окончании каждого краткого прошения или молитвословия, а не во время его исполнения.
Типикон, Как вести себя православному христианину в храме Божием.
Чтецы кланяются, как положено, со всеми молящимися.
О поклонах в воскресные дни, субботы и праздники
От Богоносных отцов наших канонически переданно нам, не преклонять колени во дни воскресные, ради чести воскресения Христова.
Шестой Вселенский Собор – Константинопольский. 90 правило.
Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли.
Правила святаго Петра архиепископа Александрийскаго, из слова его о покаянии. Правило 15.
В день воскресный молимся, прямо стоя на ногах и сим изображая постоянство будущего века. А в прочие дни преклоняем колена, давая тем видеть падение человеческого рода через грех. Восставая же с коленопреклонения, возвещаем тем совершившееся в воскресный день воскресение, какое Христом даровано всем нам.
прп.Нил Синайский
Письма. 3.118.
В воскресные и праздничные дни, в субботы и полиелеи, земные поклоны в церкви отменяются.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
В праздник и в субботу, и в воскресенье клади поклоны в пояс.
Сын Церковный.
Запоминай, [что] когда бывает вечерня праздничная, либо вечерня в пятницу, либо в субботу, либо в воскресенье, тогда земных поклонов нет, только в пояс.
Сын Церковный.
Также во дни памяти святых, имеющих славословие, в период от Рождества Христова до Богоявления, в период от Пасхи до Пятидесятницы, а также в период попразднества праздника Пятидесятницы поклоны кладутся только поясные.
Поклонение Святому Кресту в праздник Воздвижения всегда совершается с земными поклонами, хотя бы он пришелся и на воскресный день.
Наставление как вести себя православному христианину в храме Божием.
Вместе с тем, существуют и другая традиция, согласно которой, отдельные земные поклоны совершаются круглый год, даже на Пасху и в период Пятидесятницы, например после «Достойно есть» или задостойников. Данной традиции придерживаются старообрядцы. Так в книге «Сын Церковный» сказано: «после «Достойно…» всегда земной поклон, даже в праздник». Некоторые приверженцы этой традиции объясняют, что канониченский запрет «не преклонять колени во дни воскресные» касается запрета в воскресный день молитвы приклонившись лицом до земли, имевшей место в ежедневном богослужении древней церкви.
Приходные и исходные поклоны или семипоклонный начал
Существует древний церковный обычай, согласно которому, прежде чем начинать молитву дома и в Церкви необходимо положить семипоклонный начал (это старинное произношение названия «семипоклонное начало»), содержащее в себе семь земных поклонов. Заканчивать домашнюю и церковную молитву тоже положено аналогично семью поклонами. Поскольку они совершаются в начале и конце всякого молитвенного правила, их также называют приходными и исходными поклонами, соответственно.
Семипоклонный начал — это краткие молитвы с земными поклонами, за которыми следует завершение — «отпуст». История семипоклонного начала весьма древняя, он обретается еще в рукописных книгах дораскольной русской Церкви. В частности, вариант такого начала был опубликован в научном издании сборника преподобного Кирилла Белозерского.
Приходные и исходные поклоны являются важной частью молитвенной жизни. Они означают переход человека от светской, суетной жизни к общению с Богом, настраивают молящегося на особый лад.
Чтобы мы поистине драгоценное для нас и по необходимости краткое время могли употребить со всею пользою для души, чтобы, исторгшись из вихря суеты, мы успели сосредоточить мысли наши и направить их на существенные предметы молитвы, — святая Церковь, руководимая Духом Божиим, установила, что молитва должна содержать: прошение и благодарение и славословие. Все это содержит в себе семипоклонный начал.
Итак, читается и совершается он так:
«Боже, милостив буди мне грешному» (земной поклон),
«Создавыи мя, Господи, помилуй мя» (земной поклон),
«Без числа согреших, Господи, прости мя» (земной поклон).
Затем читается благодарственная песнь в честь Божией Матери, послужившей делу искупления рода человеческого — «Достойно есть» (земной поклон). В период Пятидесятницы и других попразднеств вместо «Достойно есть» читается задостойник (без припева). Например, «Светися, светися» (в Пятидесятницу) или «Тя паче Ума» (в попразднество Вознесения Господня).
Далее читается славословие в честь Святой Троицы:
«Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» (земной поклон), «И ныне, и присно, и во веки веков, аминь» (земной поклон).
Благодарный человек, которого Христос поставил прочим в пример, всегда падает ниц, чтобы возблагодарить Бога. «Один же из них, видя, что исцелен, — сказано в Евангелии — возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его» (Лк.17.15,16).
Далее «Господи помилуй, Господи помилуй, Господи помилуй, благослови» (земной поклон).
7 поклонов совершены.
Чтобы собрать во едино все, что было сказано и произнесено до сих пор, в предотвращение нашей рассеянности, святая Церковь объединяет, наконец, моления семипоклонного начала в одну краткую молитву – отпуст: «Господи Иисусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матери, силою Честнаго и Животворящаго Креста, святых ангел хранителей наших и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец» (земной поклон без крестного знамения). Этот поклон адресован не Богу, а священнику: в церкви — настоятелю, а в кéлии или дóма — заочно своему духовному отцу; поскольку священнику и прочим людям положено кланяться без крестного знамения, этот поклон делается «не крестясь», в отличие от основных 7 поклонов, и в счёт поклонов не входит.
Так мы можно молиться перед началом и по завершении всякой домашней и церковной молитвы. Земные поклоны заменяются на поясные во все субботы, воскресения, праздники, память святого имеющего полиелей или славословие, а также в период от Пасхи до Пятидесятницы и на Святки. Таким образом, если на следующий световой день наступает суббота, воскресение, великий праздник, память святого имеющего полиелей или славословие накануне вечером на вечерней молитве, будь то в храме или дома, приходные поклоны совершаются земные, а исходные поясные.
Семипоклонный начал ревнители могут совершать при выходе из дома, при входе в свой дом, перед тем как лечь спать, при начале всякого дела, либо заменять его на три поклона с тремя начальными молитвами.
Желающим ввести в свою духовную жизнь семипоклонный начал необходимо взять благословение у священника.
(составлено и с использованием материалов сайта Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции http://www.oldrpc.ru)
Поклоны в связи с отдельными священнодействиями
Ты же все запоминай и на людей знающих смотри.
Книга, называемая «Сын Церковный»
Перед дверьми храма, при входе в центральную часть храма и выходе из него, следует сотворить три поясных поклона с крестным знамением и молитвою:
Боже, милостив буди мне, грешному (поклон);
Создавый мя, Господи, и помилуй мя (поклон);
Без числа согреших, Господи, прости мя (поклон).
Устав Арсения Уральского (XIX в.).
Или:
Боже, милостив буди мне, грешному (поклон);
Боже, очисти мя, грешнаго, и помилуй мя (поклон);
Создавый мя, Господи, помилуй мя (поклон).
Книга, называемая «Сын Церковный» (1609 г.).
При начале всякого богослужения пред возгласом священнослужителя положено три поясных поклона с крестным знамением
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
Однако по старообрядческой традиции эти три поклона должен делать только священник (или старший при совершении мирянским чином) перед каждой частью службы (перед Вечерней, перед Утреней и т.д.)
На «Царю Небесный», не поклоняясь, ограждаем себя крестным знамением, а в Великий Пост в конце — земной поклон с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
При чтении Трисвятого три поясных поклона с крестным знамением, на Великом славословии и перед Апостолом при пении Трисвятого поклонов не бывает.
Устав Арсения Уральского.
После «Отче наш» поклонов не бывает, только на Литургии и перед обедом делается поясной поклон с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
На «Придите поклонимся» три поясных поклона с крестным знамением, кроме того делается поклон, когда во стихирах, тропарях будут глаголы: «кланяюсь», «покланяюсь», «кланяемся», «покланяемся»; или призыв к поклонению: «поклонимся».
Устав Арсения Уральского, свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви, Часослов.
На «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже», которая бывает после «славы» за каким-либо псалмом: три поясных поклона с крестным знамением, кроме середины Шестопсалмия, на котором стоим без поклонов.
Устав Арсения Уральского.
Не ектениях поклонов не положено. На словах «Тебе Господи» поклон делает только диакон, а на заключительном возгласе в конце ектении поклон делает только иерей, который его произносит. Практика поклонов на каждом прошении ектении поздняя. Она не отражена в Типиконе и древних источниках, — по свт. Игнатию (Брянчанинову), – поклоны лишь в начале на первом прошении и в конце ектении.
На «Сподоби Господи» на вечерни, на «Слава в вышних Богу» на повечерии и на утрени три поясных поклона с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
Согласно старообрядческой традиции, на «Сподоби Господи» поклоны делаются на слова:
Первый поклон – после слов «…без греха сохранитися нам…»;
Второй поклон – после слов «…Боже отец наших…»;
Третий поклон – после слов «…Имя Твое во веки, аминь».
На «Слава в вышних Богу…» (великое славословие) поклоны делаются на слова:
Первый поклон – после слов «…хвалим Тя, благословим Тя…»;
Второй поклон – после слов «…кланяемтися, славословим Тя…»;
Третий поклон – после слов «…благодарим Тя великия ради славы Твоея…».
На Литии после каждого прошения, а также на прошении «Спаси Боже люди Твоя» перед каноном на Утрене делается три поясных поклона с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
На «Буди имя Господне» на вечерне, также и в конце Литургии – три поясных поклона с крестным знамением.
Часослов, Устав Арсения Уральского, Сын Церковный.
На Шестопсалмии не положено ни крестных знамений, ни поклонов. В конце Шестопсалмия на «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже…» три поясных поклона с крестным знамением
Устав Арсения Уральского, Часослов.
На Шестопсалмии положено стоять со сложенными на груди руками слегка наклонив голову.
Старопечатный Часослов.
На первом и последнем Величании поясной поклон с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
На «Слава Тебе Господи…», пред чтением Евангелия и по окончании совершается поклон с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского, свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви, Сын Церковный.
Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с преклоненной главой.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
При целовании Евангелия и праздничной иконы братия подходят по двое по чину (по старшинству, мужчины вместе с мужчинами, женщины с женщинами), творят до целования два поясных поклона с крестным знамением, произнося про себя запев празднику (например, «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»), затем перекрестившись, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы, сложенные как для крестного знамения, должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к Евангелию и иконе; после целования – один поясной поклон с крестным знамением, затем один поясной поклон без крестного знамения настоятелю со словами «Прости Христа ради, отче честный», затем кланяются друг другу на правую его руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреди нас», — а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника Святой Пасхи вместо вышеприведенного приветствия-ответа произносим пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!».
Сведения взяты из Типикона, Устава Арсения Уральского и старообрядческих традиций.
Правильное целование (лобызание) иконы
Икона Христа-Спасителя – лобызается правая стопа. Если стопа не изображена, то власы (также и при целовании Евангелия);
Икона Пресвятой Богородицы и святых – лобызается десница (правая рука). Если десница не изображена, то лобызается правое плечо (рамо) (Устав Арсения Уральского, Патриарший чиновник XVII вв.);
Честной Крест – на всех поклонах произносится молитва «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному». Лобызается изображение Спасителя на Кресте, так же, как и при целовании Евангелия – правая стопа (традиция, сохранившаяся у старообрядцев).
На запевах первой и девятой песни во всех канонах – всегда по поясному поклону с крестным знамением (аналогично поклоны делаются на трипеснецах Великим постом). На остальных песнях поклоны не делаются.
Устав Арсения Уральского.
На молебне на катавасиях по поясному поклону с крестным знамением, после них на троекратном «Господи помилуй» по три поясных поклона с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
На Утрене на 8 катавасии канона поклон с крестным знамением
Устав Арсения Уральского.
На девятой песни канона во время пения «Величит душа Моя Господа» после слов «Сущую Богородицу Тя величаем» поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением. Всего 6 поклонов.
Типикон, Устав Арсения Уральского.
Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь «Величит душа Моя Господа», тогда поясные поклоны с крестным знамением полагаются на ирмосах девятой песни праздничного канона.
Устав Арсения Уральского.
После молитвы «Достойно есть» или заменяющего его песнопения (задостойника) – поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского, Сын Церковный.
После «Честнейшую Херувим» – поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
На Вечерне, Утрене, Молебне перед Отпустом поясные поклоны с крестным знамением совершаются в следующем порядке:
«Честнейшую Xерувим» — поклон,
«слава» — поклон,
«и ныне» — поклон,
«Господи помилуй» трижды, «Благослови» — поклон,
Устав Арсения Уральского, Сын Церковный.
На Литургии при выходе с Евангелием поясной поклон с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
Переносимым дарам на Херувимской, как еще неосвященным, воздается честь одним поясным поклоном с крестным знамением, и после него, наклонением главы.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
На Великом входе во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: «И всех вас, православных христиан» говорить про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В конце поминовения надлежит говорить по себя: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
Из книги Наставление как вести себя православному христианину в Божием храме.
По окончании всей Херувимской песни (т.е. после Аллилуиа) – три поясных поклона с крестным знамением.
Свт.Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
При начале пения Символа веры единожды налагается крестное знамение без поклона.
Сын Церковный, свт.Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
После возгласа «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца…», когда хор, отвечая, поет: «И со духом твоим» — поясной поклон, без крестного знамения.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
По окончании «Тебе поем» полагается поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
По «Достойно есть» на Литургии поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви, Сын Церковный.
Перед «Отче наш» полагают один поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением. После «Отче наш» (после «Яко Твое есть Царство…») полагается один поясной поклон с крестным знамением.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви, Устав Арсения Уральского.
При возгласе «Святая святым» полагается три поясных поклона с крестным знамением.
Свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
Когда выносят Святые Дары с возглашением «Со страхом Божиим и верою приступите», полагается поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением. Точно также должно поступать, когда выносится потир во второй раз с возглашением «Всегда, ныне и присно и во веки веков», при этом произносится молитва «Слава, Господи, Вознесению Твоему».
Устав Арсения Уральского, свт. Игнатий (Брянчанинов). О поклонах в церкви.
На «Господи помилуй» к Заамвонной молитве делается один поясной поклон с крестным знамением. По завершении ее поклон не делается.
Устав Арсения Уральского.
Также поклон с крестным знамением делается при всяком возглашении «Господу помолимся — Господи помилуй» и при аналогичном возглашении перед молитвой святому.
Когда священник, произнося отпуст Литургии, в конце ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с крестным знамением и с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному»
Традиция, сохранившаяся у старообрядцев.
Молящиеся, подходя ко Кресту, осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона). Вернувшись на свое место, поклоняются священнику и произносят молитву Кресту: «Верую, Господи, и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли».
Сын Церковный.
При каждении молящиеся кланяются в пояс без крестного знамения и в ответ на молитву священнослужителя «Дух Святый найдет на вас и сила Вышняго осенит вас» говорят молитву «Дух Твой благий наставит мя на землю праву»
Традиция, сохранившаяся у старообрядцев.
На Пасху (до Отдания) вместо этого говорится пасхальное приветствие: «Христос воскресе» — «Воистину Воскресе». На Светлой седмице это говорится громко, вслух и священником или дьяконом и народом. Кроме того, на Пасху при каждении священником, когда в руке у него пасхальница с крестом, то молящиеся отвечают «Воистину воскресе» и крестятся на крест
При произнесении в молитве слов «Силою Честнаго и Животворящего Креста» положено осенять себя крестным знамением без поклона.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
Когда священнослужитель, преподавая мир, произносит: «Мир всем», и хор, отвечая, поет: «И духови твоему», следует делать поясной поклон без крестного знамения. Поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся. Неблагочестивым самочинием является обычай при общем благословении священнослужителя складывать свои ладони, а затем целовать их.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
Когда осеняют народ Крестом, Святым Евангелием, образом или Святой Чашей, то все должны делать поклон с крестным знамением. А когда осеняют свечами или благословляют рукой, или кадят народ, то не должно креститься, а только поклониться.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
При возглашении «Главы ваша Господеви приклоните» следует наклонять главу, но не кланяться. Последняя молитва на Литии выслушивается с преклоненной главой.
Наставление как вести себя православному христианину в храме Божием.
При открытии и закрытии Царских Врат – поясной поклон без крестного знамени.
Традиция старообрядческих храмов и обычных православных храмов.
При чтении акафистов на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон с крестным знамением; при троекратном произнесении или пении тринадцатого кондака полагаются поклоны земные или поясные (по дню) с крестным знамением; такие же поклоны полагаются по прочтении молитвы акафиста.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
По старообрядческой традиции на Акафисте Пресвятой Богородице поклоны полагаются лишь после слов «Еюже покланяемся Творцу» (на икосе после первого кондака), после каждого прочтения 13 кондака, после прочтения молитвы акафиста. При чтении канона в буднии дни и не в праздники поклоны полагаются земные.
Совершение мирянами поклонов на примере воскресных всенощного бдения, часов и Божественной Литургии
Великая Вечерня
«Приидите, поклонимся…» — три поясных поклона с крестным знамением.
«Благослови, душе моя, Господа…» (псалом 103-й) – на «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением.
«Блажен муж…» — на «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением. «Сподоби, Господи…» – вначале три поясных поклона с крестным знамением на словах: « …без греха сохранитися нам» (поклон); «…Боже отец наших…» (поклон); «…Имя Твое во веки, аминь» (поклон).
На Литии – после каждого прошения три поясных поклона с крестным знамением. «Трисвятое по Отче наш» – три поясных поклона с крестным знамением на словах «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». «Буди Имя Господне…» — три поясных поклона с крестным знамением.
Утреня
Шестопсалмие – в конце на «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением (в середине Шестопсалмия поклоны не кладутся).
Кафизмы – на «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением.
Величание (если есть) — на первом и последнем Величании поясной поклон с крестным знамением.
Тропари: «Ангельский собор удивися…» – на словах «Поклонимся Отцу…» делаем поясной поклон с крестным знамением. В конце на «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» делаем три поясных поклона с крестным знамением (на воскресном всенощном бдении).
Чтение Евангелия – перед чтением Евангелия и после на «Слава Тебе Господи…» делаем поясной поклон с крестным знамением.
«Воскресение Христово видевше…» – на словах «поклонимся», «покланяемся» делаем поясной поклон с крестным знамением (на воскресном всенощном бдении).
При целовании Евангелия и праздничной иконы братия подходят по двое по чину (по старшинству, мужчины вместе с мужчинами, женщины с женщинами), творят до целования два поясных поклона с крестным знамением, произнося про себя запев празднику (например, «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»), затем перекрестившись, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы, сложенные как для крестного знамения, должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к иконе; после целования – один поясной поклон с крестным знамением, затем один поясной поклон без крестного знамения настоятелю со словами «Прости Христа ради, отче честный», затем кланяются друг другу на правую его руку. При этом находящийся справа (подходивший к целованию первым) говорит: «Христос посреди нас», — а находящийся слева отвечает: «Есть и будет». В период от Светлого Христова Воскресения и до Отдания праздника Святой Пасхи вместо вышеприведенного приветствия-ответа произносим пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!».
При осенении Евангелием – поясной поклон с крестным знамением.
Канон — на запевах первой и девятой песни во всех канонах по поясному поклону с крестным знамением, а на остальных песнях поклоны не делаются.
Катавасия 8 песни канона – поясной поклон с крестным знамением.
«Величит душа Моя Господа…» — после слов «…Сущую Богородицу Тя величаем» по одному поясному поклону с крестным знамением.
Славословие великое – три поясных поклона с крестным знамением на слова: «…хвалим Тя, благословим Тя…» (поклон); «…кланяемтися, славословим Тя…» (поклон); «…благодарим Тя великия ради славы Твоея» (поклон). При пении Трисвятого в конце поклонов не делаем.
Окончание всенощного бдения. «Честнейшую Херувим…» (поклон), «Слава Тебе, Христе Боже…» «Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон) – поясные поклоны с крестным знамением.
Часы
«Царю небесный» (на Третьем часе) – без поклона ограждаем себя крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом три поясных поклона с крестным знамением.
«Приидите, поклонимся…» (трижды) — три поясных поклона с крестным знамением.
На Аллилуйя (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением.
«Честнейшую Херувим» – поясной поклон с крестным знамением.
Божественная Литургия
При выходе с Евангелием – поясной поклон с крестным знамением.
«Приидите, поклонимся и припадем ко Христу…» – поясной поклон с крестным знамением.
На Херувимской при переносе Святых Даров – поясной поклон с крестным знамением.
Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с преклоненной главой и при словах: «И всех вас, православных христиан…» говорить про себя: «Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: «Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем». В конце поминовения надлежит говорить про себя: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем».
По окончании всей Херувимской песни, т.е. после «Аллилуйя» – три поясных поклона с крестным знамением.
Символ веры – при начале пения налагаем крестное знамение без поклона.
После возгласа священнослужителя «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца…», когда хор, отвечая, поет: «И со духом твоим» — поясной поклон без крестного знамения.
По окончании «Тебе поем» полагается поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
После «Достойно есть» – поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
Пред «Отче наш» полагают один поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением.
После «Отче наш» (после «Яко Твое есть Царство…») — один поясной поклон с крестным знамением.
При возгласе «Святая святым» — три поясных поклона с крестным знамением.
Когда выносят Святыя Тайны с возглашением «Со страхом Божиим и верою приступите» — один поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением.
Возглас «Всегда, ныне и присно и вовеки веков» — один поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением, с молитвою «Слава, Господи, Вознесению Твоему».
При пении «Видехом Свет истинный…» на слова «Нераздельной Троице поклоняемся…» — поясной поклон с крестным знамением.
На «Господи помилуй» к заамвонной молитве – поясной поклон с крестным знамением (по завершении ее поклон не делается).
«Буди Имя Господне…» — три поясных поклона с крестным знамением.
«Слава Тебе, Христе Боже…» «Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон) – поясные поклоны с крестным знамением. Отпуст – поясной поклон с крестным знамением и молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».
Молящиеся, подходя ко Кресту, осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона). Вернувшись на свое место — поклон иерею с молитвой Кресту: «Верую, Господи, и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли».
Поклоны на Малом повечерии
«Царю небесный» (на Третьем часе) – без поклона ограждаем себя крестным знамением, а в Великий Пост в конце — земной поклон с крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом три поясных поклона с крестным знамением.
«Приидите, поклонимся…» (трижды) — три поясных поклона с крестным знамением.
На Аллилуйя (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением.
Славословие великое – три поясных поклона с крестным знамением на слова: «…хвалим Тя, благословим Тя…» (поклон); «…кланяемтися, славословим Тя…» (поклон); «…благодарим Тя великия ради славы Твоея» (поклон).
Символ веры – при начале чтения налагаем крестное знамение без поклона.
Канон — на запевах первой и девятой песни во всех канонах по поясному поклону с крестным знамением, а на остальных песнях поклоны не делаются.
«Достойно есть» – поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом три поясных поклона с крестным знамением.
«Честнейшую Херувим…» — поклон.
Прощение выслушивают приклонившись до земли, положив чело на руки.
Поклоны на Молебне с каноном
«Царю небесный» — без поклона ограждаем себя крестным знамением, а в Великий пост в конце — земной поклон с крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом три поясных поклона с крестным знамением.
На «Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением.
Канон – на запевах первой и девятой песни во всех канонах по поясному поклону с крестным знамением, а на остальных песнях поклоны не делаются.
На катавасиях – один поясной поклон с крестным знамением после катавасии. На троекратном «Господи помилуй» — три поясных поклона с крестным знамением.
Чтение Евангелия – перед чтением и после на «Слава Тебе Господи» делаем поясной поклон с крестным знамением.
«Достойно есть» — поклон по дню (великий земной или поясной) с крестным знамением.
«Честнейшую Херувим…» (поклон), «Слава Тебе, Христе Боже…» «Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон), отпуст (поклон) – поясные поклоны с крестным знамением.
Поклоны за обедом и ужином
Поклоны за обедом
Перед обедом и после делаются поясные поклоны с крестным знамением в следующем порядке:
«Молитвами святых отец наших…» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
«Отче наш» — поклон. «Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон). «Молитвами святых отец наших…» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
«Благодарим Тя…» либо «Достойно есть…» с поклоном, «Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон).
«Молитвами Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
Поклоны за ужином
Перед ужиноми после делаются поясные поклоны с крестным знамением в следующем порядке:
Перед ужином:
«Молитвами святых отец наших…» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
«Ядят убозии, и насытятся, и восхвалят Господа взыскающии Его, жива будут сердца их в век века».
«Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон).
«Молитвами Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
После ужина:
«Молитвами святых отец наших…» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
Слава, и ныне.
«Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель».
«Честнейшую херувим» (поклон).
«Возвеселил ны еси, Господи, в творениих Твоих, и в делех руку Твоею возрадуемся. Знаменася на нас свет лица Твоего, Господи, дал еси веселие в сердце моем, от плода пшеницы, вина и елея своего умножишася. В мире вкупе усну, и почию, яко Ты, Господи, единаго на уповании вселил мя еси».
«Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон).
«Молитвами Пречистыя Матери Твоея и всех святых Твоих, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас» (поклон здесь делает тот, кто произносит).
Поклоны на вечерних и утренних молитвах
- Молитвы на сон грядущим
Если на следующий световой день наступает суббота, воскресение, великий праздник, полиелей или славословие то поклоны на вечернем правиле можно по произволению делать земные (там где положено их делать), а начиная с молитвы «Владыко Человеколюбче» прп.Иоанна Дамаскина — поясные. Если совершаются приходные и исходные поклоны, то в таком случае, приходные — земные, а исходные поясные.
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – крестное знамение без поклона.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради…» – поклон по дню (земной или поясной) без крестного знамения.
«Царю небесный» — без поклона ограждаем себя крестным знамением, а в Великий пост в конце — земной поклон с крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом три поясных поклона с крестным знамением. Крестное знамение налагаем по следующему чину: «Святы́и Бо́же» (на чело), «Святы́й Кре́пкий» (на живот), «Святы́и Безсме́ртный» (на правое плечо), «поми́луй нас» (на левое плечо и поклон).
Молитва 3-я, ко Пресвятому Духу – на слове «поклонюся» делаем поясной поклон с крестным знамением.
Молитва 4-я, святого Макария Великого – на слова «Честнаго Креста Знамением» налагаем крестное знамение без поклона.
На молитве «Все упование мое на Тя возлагаю, Мати Божия, сохрани мя под кровом Твоим» — поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением.
На молитве святого Иоанникия Великого «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе» поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением.
«Достойно есть» – поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением.
«Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон).
Молитва святого Иоанна Дамаскина – на словах «неужели ми одр сей…» указывают на свою постель.
Молитву «Да воскреснет Бог…» следует начинать так: целуем свой крест, и, перекрестив себя, а также кровать, все стороны света, начинаем читать молитву.
Молитву «Осла́би, оста́ви, прости, Бо́же…» читают преклонившись до земли, положив чело на руки (если нет полиелея, праздника, субботы или воскресения, когда запрещены земные поклоны).
На молитве «Ненавидящих и обидящих нас прости…» поясные поклоны с крестным знамением совершаются в следующем порядке:
«Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи Человеколюбче. Благотворящим благосотвори. Братиям и сродником нашим даруй яже ко спасению прошения и жизнь вечную (поклон).
В немощех сущия посети и исцеление даруй. Иже на мори управи. Путешествующим спутешествуй (поклон).
Православным христианом спобо́рствуй. Служащим и милующим нас грехов оставление даруй (поклон).
Заповедавших нам недостойным молитися о них помилуй по велицей Твоей милости (поклон).
Помяни, Господи, прежде усопших отец и братий наших и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего (поклон).
Помяни, Господи, братий наших плененных и избави я от всякаго обстояния (поклон). Помяни, Господи, плодоносящих и доброделающих во святых Твоих церквах, и даждь им яже ко спасению прошения и жизнь вечную. Помяни, Господи, и нас, смиренных и грешных и недостойных раб Твоих, и просвети наш ум светом разума Твоего, и настави нас на стезю заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и всех Твоих святых: яко благословен еси во веки веков. Аминь» (поклон).
Молитву «В руце Твои, Господи…» говорим, отходя ко сну.
- Молитвы утренние
Утром, еще на постели, крестимся с молитвою: «Го́споди (на чело), Иису́се Христе́ (на живот), Сы́не Бо́жии (на правое плечо), поми́луй мя гре́шнаго» (на левое плечо).
Стоя на молитве:
«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» – крестное знамение без поклона.
«Боже, милостив буди мне грешному» – поясной поклон с крестным знамением.
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради…» – поклон по дню (земной или поясной) без крестного знамения.
«Царю небесный» — без поклона ограждаем себя крестным знамением, а в Великий пост в конце — земной поклон с крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом делаем три поясных поклона с крестным знамением.
На «Придите поклонимся…» — три поясных поклона с крестным знамением.
Символ веры – при начале чтения налагаем крестное знамение без поклона.
Поясные поклоны с крестным знамением на первой молитве святого Макария Великого совершаются так:
«Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою (поклон); но избави мя от лукаваго, и да будет во мне воля Твоя (поклон), да неосужденно отверзу уста моя недостойная и восхвалю имя Твое святое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков Аминь (поклон).
Помянник о живых и усопших – поясные поклоны с крестным знамением совершаются после каждого прошения, разделенного в молитвословах на абзацы.
«Достойно есть» – поклон по дню (земной или поясной) с крестным знамением по окончании молитвы.
«Слава» (поклон), «и ныне» (поклон), «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови» (поклон).
Поклоны при чтении Псалтири
«Молитвами святых отец наших…» – поясной поклон с крестным знамением здесь делает только тот, кто произносит.
«Царю небесный» — без поклона ограждаем себя крестным знамением, а в Великий пост в конце — земной поклон с крестным знамением.
Трисвятое по Отче наш – на Трисвятом делаем три поясных поклона с крестным знамением.
«Господи помилуй» 40 раз перед чтением кафизм – после прочтения 40 раз «Господи помилуй», признося про себя молитву мытаря «Боже, милостив буди», сколько можем, делаем поклоны по дню (земной или поясной) с крестным знамением. По старообрядчесому обычаю совершают минимум 15 земных поклонов.
На «Придите поклонимся…» — три поясных поклона с крестным знамением.
«Аллилуйя» (трижды), «Слава Тебе Боже» — три поясных поклона с крестным знамением.
Поклоны после вкушения просфоры (по старообрядческому обычаю)
Наложив крестное знамение перед вкушением, потребив в молчании и благоговении просфору, совершаем три поклона с молитвами в следующем порядке по строобрядческой традиции:
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (поклон). Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем (поклон). Помяни мя, Святый, егда приидеши во Царствии Твоем (поклон по дню — земной либо поясный)»
***
Поклоны в Великий Пост
Великий Пост предваряется Чином прощения на воскресной Вечерне. «На аналоях перед солеей, с правой стороны, кладутся иконы Спасителя и Божией Матери. Настоятель творит земные поклоны перед ними и лобызает их. Затем, обратясь к присутствующим, он обычно произносит слово, испрашивает прощение своих грехов у причта и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елико согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорит: «Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолись о нас грешных». Священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас»
Служебник. Повечерие и полунощница. Киев, 1893
В Великий Пост в повседневной службе, практически все из ранее перечисленных поклонов храмового и домашнего богослужения (вечерних и утренних молитв, чтения Псалтири) делаются земные. Земные поклоны прекращаются в пятницу вечером от самого начала Вечерни и возобновляются в воскресенье вечером: на воскресной Вечерне (служится вечером воскресного дня) поясные поклоны делаются до «Сподоби, Господи», а на Малом повечерии вечером в воскресенье поясные поклоны делаются до «Слава в вышних Богу…»;
Поясные поклоны также всегда делаются:
— перед входом в храм на улице (три поклона);
— во время молитв перед трапезой и после неё;
— при возглашении «Молитвами святых отец наших…»;
— на молитве «Ненавидящих и обидящих…» на Молитвах на сон грядущим;
— при возглашении «Господу помолимся — Господи помилуй»;
— на запевах первой и девятой песни во всех канонах. включая трипеснецы (исключение — Великий канон на прп. Андрея Критского);
— в начале повседневной Утрени до первой «славы» на кафизмах;
— первые два поклона из трех, полагаемых по вкушении просфоры
— все поклоны на совершаемых в Великий пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди).
Сведения взяты из Устава Арсения Уральского и практики, сохранившейся у старообрядцев.
Имеются в великопостное время и свои, дополнительные, поклоны:
На «Царю Небесный», не поклоняясь, ограждаем себя крестным знамением, а в конце — великий земной поклон с крестным знамением.
Устав Арсения Уральского.
В Великий Пост великие земные поклоны кладутся также на «Приидите поклонимся»
Традиция, сохранившаяся у старообрядцев.
На молитве прп. Ефрема Сирина:
«Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми» — великий земной поклон с крестным знамением;
«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему» — великий земной поклон с крестным знамением;
«Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь» — великий земной поклон с крестным знамением.
Далее по Типикону следует 12 поясных поклонов с крестным знамением. В современной русской традиции эти поклоны принято сопровождать словами: «Боже, милостив буди мне грешному». По старообрядческой традиции эти 12 поклонов принято совершать со словами:
Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (дважды),
Боже, милостив буди мне грешному,
Боже, очисти грехи моя и помилуй мя,
Создавый мя, Господи, помилуй,
Без числа согреших, Господи, прости мя (затем молитвы повторяются).
По старообрядческой традиции также все эти 12 поклонов должны быть метаниями, т.е. малыми земными поклонами.
И снова, по окончании поклонов, молитва повторяется с великим земным поклоном с крестным знамением.
Приводим древнюю редакцию молитвы прп. Ефрема Сирина для сравнения:
«Господи и Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене. Дух же целомудрия, смирения, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даждь ми зрети моя согрешения, и еже не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки, аминь».
На Вечерне полагается по одному земному поклону с крестным знамением после песнопений «Богородице Дево, радуйся…», «Крестителю Христов…» «Молите за ны, святии апостоли…».
На совершаемой в Великий Пост в храме Великом повечерии после прочтения Символа Веры поются по клиросам по дважды припевы: «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных» и иные, с земными поклонами с крестным знамением. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом — другой. На великопостных полиелейных службах и когда с Великого повечерия начинается праздничное всенощное бдение поклоны здесь делаются поясные.
Типикон, Устав Арсения Уральского.
После припевов «Пресвятая Владычице…» в чине Великого повечерия следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона с крестным знамением, всегда в пояс.
Типикон, Устав Арсения Уральского.
При чтении Великого канона прп. Андрея Критского на каждый тропарь совершается три малых земных поклона с крестным знамением (метания)
Типикон, Триодь постная.
При произнесении священником молитвы «Владыко, Многомилостиве…» необходимо преклониться лицом до земли. После молитвы, «нaм поднявшимся, творит священник поклон до земли и говорит»: «Благословите отцы святии, простите ми грешному, елика согреших, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы». И брaтия: «Бог простит ти, отче святый».
Типикон.
После тропарей часов с их стихами (1-го часа: «Заутра услыши глас мой…»; 3-го часа: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…»; 6-го часа: «Иже в шестый день же и час…»; 9-го часа: «Иже в девятый час…») полагается по три земные поклона с крестным знамением. На тропаре «Пречистому образу Твоему…» — один поклон с крестным знамением до земли; на всех часах по окончании Богородичнов (на 1-м часе: «Что Тя наречем, о Благодатная…»; на 3-м часе: «Богородице, ты еси лоза истинная…»; на 6-м часе: «Яко не имамы дерзновения…»; на 9-м часе: «Иже нас ради рождейся…») совершается три поясных поклона с крестным знамением
Типикон.
В чине изобразительных, во время пения Блаженств: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи…» после каждого стиха с припевом полагается делать поясный поклон с крестным знамением, а при последнем трехкратном пении «Помяни нас…» полагаются три поклона до земли с крестным знамением.
Типикон, Часослов.
По молитве «Ослаби, остави…», хотя и нет указания в Уставе, но древним обычаем принято всегда полагать поклон с крестным знамением (поясной или земной — по дню).
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
На Литургии Преждеосвященных Даров на вечерне, во время чтения третьего антифона 18-й кафизмы, когда Святые Дары переносятся с престола на жертвенник, народу и певцам следует припадать ниц до земли из благоговения к Святым Тайнам Тела и Крови Христовых.
При появлении священника со свечой и кадильницей в отверстых царских вратах, произносящего перед чтением второй паримии: «Свет Христов просвещает всех!» полагается припадать ниц до земли
Во время пения на Литургии Преждеосвященных Даров «Да исправится молитва моя…» весь храм совершает земной поклон без крестного знамения. И клирос, и прихожане в течение всего пения «лежат на лице своем, молящеся». При пени «Воздеяние руку моею» встают. Затем певцы и прихожане преклоняются лицом до земли без крестного знамения поочередно по исполнении положенного стиха правым и левым клиросами.
Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием.
В Страстную седмицу земные поклоны прекращаются с Великой среды. «Упраздняются совершенно в церкви бываемые земные поклоны; в келлиях же даже и до Великого Пятка совершаются». Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами.
Типикон, Триодь постная
Список использованной литературы:
- Книга, называемая Сын Церковный.[Электр. ресурс]: http://nesusvet.narod.ru/books/sonofchurch.htm;
- Книга правил Святых Апостол, Святых Соборов, Вселенских и Поместных и Святых Отец Книга правил.- Издательство имени святителя Льва, папы Римского 2012;
- Краткий Древлеправославный молитвослов. – Рига: Рижская Гребенщиковская старообрядческая община, 2000;
- Молитвенный щит православного христианина.- МОДЭК 2000 ;
- Статья о поклонах//Духовные ответы.- 1999.- №12;
- Типикон. — Издательство Московской Патриархии 2011;
- Триодь Постная. М.: Синодальная типография, 1904;
- Устав Арсения Уральского / Краткий практический устав : репр. воспр. изд. 1908 г. – Верещагино: Печатник, 2005;
- Часослов: репр. воспр. изд. 1652 г. – Верещагино: Печатник, 2004;
- Часослов. – Издательство Московской Патриархии 2009;
- Часослов// Наставление, как вести себя православному христианину в храме Божием. – Библиополис 2013;
- Игнатий (Брянчанинов), свят. Приношение современному монашеству. Том 5. Глава 21. О поклонах.
Авторы: протоиерей Георгий Казанцев, Дмитрий Гончаров.