СОШЕСТВИЕ ХРИСТА ВО АД

В богослужении Крестопоклонной недели Великого поста на икосе утреннего канона звучат такие слова:

Три креста водрузил на Голгофе Пилат: два – разбойникам, и один – жизни Подателю. Его увидел ад и обратился к находившимся в преисподней: «О служители мои и воинства мои! Кто Он, вонзивший гвоздь в сердце мое? Деревянным копьем Он пронзил меня внезапно, и скоро буду я расторгнут! Внутренности мои болят, чрево мое страдает, чувства мои дух мой томят, и понуждаем я извергнуть Адама и тех, кто от Адама, из-за древа преданных мне. Ведь это Древо их вводит снова в рай!»

Мы видим, что ад стенает от боли, т.к. распятый Господь Иисус Христос Крестом пронзил его в самое чрево, в котором уже много тысяч лет содержались проглоченные им души праведников и грешников. По иудейской терминологии ад называют шеол. Шеол, еще со времен древнего иудаизма, представляется большим страшным чудовищем, которое проглатывает мертвых. И вот Христос на Голгофе поражает адово чрево и спускается в его разверзнувшуюся пасть и умерщвляет Его Своим блистанием: «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества, егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже нас, слава Тебе!» (воскресный тропарь 2 гласа, поемый в Великую Субботу).

В богослужении Великой Субботы эта тема продолжается так:

Из 1 статии на 17 кафизме утрени Великой Субботы:

Ад како стерпит, Спасе, пришествие Твое, а не паче болезнует омрачаемь, блистания света Твоего зарею ослеплен?

Якоже света светильник, ныне плоть Божия, под землю яко под спуд крыется, (как под сосудом скрывается) и отгоняет сущую во аде тьму.

Живота камень (т.е. Христос Камень Жизни) во чреве прием, ад всеядец, изблева, от века яже поглоти мертвыя.

Послушав, Слове, Отца Твоего, даже до ада лютаго сошел еси, и воскресил еси род человеческий

Из 2 статии на 17 кафизме утрени Великой Субботы:

Зашел еси под землю, Светоносец правды, и мертвыя якоже от сна воздвигл еси, отгнав всякую тьму сущую во аде.

Ужасеся (содрогнулся) ад Спасе, зря Тя Жизнодавца, богатство онаго упраждняюща (расхищающего его богатство), и яже от века мертвыя возставляюща.

Ад лютый потрепета (затрепетал), егда Тя виде Солнце Славы Безсмертне, и издаваше юзники тщательно (и отпускал узников поспешно).

Икос утреннего канона Великой Субботы:

Содержай вся на Крест вознесеся, и рыдает вся тварь, Того видящи нага висяща на древе, солнце лучи сокры, и звезды отложиша свет: земля же со многим страхом поколебася, и море побеже, и камение распадеся, гроби же многи отверзошася, и телеса восташа святых мужей. Ад низу стенет, и иудее советуют оклеветати Христово Воскресение. Жены же взывают: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос, уснув, воскреснет тридневен.

Песнь 7 утреннего канона Великой Субботы в современном переводе:

Уязвлен в сердце ад, приняв Пронзенного копьем в ребра, и стенает, огнем божественным поглощаемый, ко спасению нас, поющих: «Боже, Искупитель, благословен Ты!».

Церковные авторы при написании этих песнопений вдохновились описанием этих событий в апокрифическом Евангелии от Никодима, которое содержит в т.ч. древние предания, идущие еще со времен апостольских. В Евангелие от Никодима содержится описание сошествия Христа во ад.

Мы знаем, что произошло после того, как Христос испустил дух на кресте: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Матф.27:52,53). Согласно Евангелию от Никодима, воскресшие были сыновья Симеона Богоприимца – Харин и Лентий. Вот они и поведали, что произошло в аду, когда сходил туда Христос. «Когда со всеми отцами нашими мы были заключены в глубине преисподней, во тьме кромешной, внезапно сотворилось золотое сияние солнца пресветлого, и озарил нас царственный свет, пробудивший род человеческий. Тогда Адам и все праотцы и пророки, возвеселившись, сказали: «Это от Света Вышнего — Свет Вечный, это Сын, Который завещал послать нам равновечный Свой Свет». И так возгласил пророк Исайя: «Это Свет Отца, Сын Божий — как прежде сказал я, когда жил на земле: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, страна Заиорданская, страна Галилейская, люди, во тьме ходящие, увидят свет великий; живущие в стране мрака свет воссияет вам». И ныне Свет пришел и озарил нас, в смерти сидящих» (Ис. 9:1-2). И когда мы радовались о Свете, который воссиял нам, пришел отец наш Симеон и, радуясь, сказал всем: «Восславьте Господа Иисуса Христа, Сына Божия, ибо я принял Его во храме на руки свои — Отрока, рожденного от Девы — и, побуждаемый Духом Святым, поведал Ему: «Ныне видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицом всех людей, свет в откровение народам и во славу людей Твоих в Израиле». И потом пришел Иоанн Креститель, на отшельника похожий, и спросили его все: «Кто ты?» Он же, отвечая, сказал: «Я — пророк Вышнего, предваривший пришествие Его во оставление грехов. И видел я, как пришел Он ко мне, и, побуждаемый Духом Святым, поведал я: «Это идет Агнец Божий, принявший грехи всего мира». И крестил я Его в реке Иорданской. И видел я Духа Святого, на Него нисходящего в образе голубином, и слышал с неба голос, говорящий: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». И ныне перед лицом Его пришел я возвестить вам, что приблизился Сын Божий от Вышнего, чтобы в вышнем мире поселить нас, издавна сидящих во тьме и сени смертной». (Евангелие Никодима 18:1-6).

И когда радовались все святые, пришел главный царь смерти диавол и сказал Аду; «Приготовься принять Иисуса, который славится как Сын Божий, но он — человек, боящийся смерти, ибо сказал: «Душа Моя скорбит смертельно» (Мф.26.38). И Он мне много противится и много зла творит. Ибо сделал я людей слепыми и хромыми, горбатыми и уродливыми, глухими страждущими, а Он их словом исцеляет; и даже тех, то я мертвыми к тебе послал, Он от тебя живыми вывел»».

Но Ад стал сомневаться, что Иисус Христос простой человек. Тогда диавол, «глава нечистой силы отвечал ему: «Что размышляешь и боишься принять Иисуса? Противник Он мой и твой. Я подверг Его искушению, и старейшин еврейских заставил клеветать и гневаться на Него, заострил копье, чтобы Его пронзить, желчь и уксус смешал, чтобы дать пить Ему, и древо приготовил для распятия Его, и гвозди, чтобы пробить руки Его и ноги»…. Ад, отвечая, сказал: «Тот ли Он, кто мертвых у меня отнял? Это те, кого я пленил, когда жили они на земле, и их у меня мертвыми отбирает силой Божией и к Богу Отцу Своему молитвой приводит. Ибо Он — Бог всемогущий и делает все, что хочет. Тот ли это Иисус, который словом Своим мертвых вывел от меня? Может быть, это Тот, кто Лазаря смердящего, сгнившего за четыре дня, которого я мертвым держал, властию Своею заставил встать живым?» И Аду диавол сказал: «Истинно, это тот Иисус». Услышав это, Ад сказал ему: «Заклинаю тебя силами твоими и моими — не приводи Его ко мне. Ибо еще тогда, когда услышал я заповедь слов Его, сотрясся я, пораженный ужасом, и все служители мои пришли в смятение. Ибо никто не мог Лазаря удержать, но, встрепенувшись как орел, со всей быстротою и скоростью вскочив, прочь устремился он от нас. И сама земля, державшая мертвое тело Лазаря, тотчас отпустила его живым. Вот и теперь я знаю, что человек, который может сделать такое, — это Бог сильный и обладающий властью, и в человеческом естестве — Спаситель Он людского рода. И, если приведешь Его ко мне, то всех, которые здесь заключены в безнадежной темнице, связаны грехами уз неразрешимых,- разрешит Он их и в жизнь божественного естества Своего приведет»». (Евангелие Никодима 20:1-7).

Когда же говорили между собою, раздался голос, грому подобный, и множества духов клич: «Уберите врата царей ваших и воздвигните врата вечные, и войдет Царь славы!» (Пс. 23:7). Услышав это, сказал Ад главному Сатане: «Исчезни от меня! Прочь иди от мест моих! Ибо если ты — могучий противник, борись с Царем славы. Что тебе стоит справиться с Ним?» И изгнал Ад Сатану от мест своих. И сказал мучителям — своим нечестивым помощникам: «Заприте страшные врата медные, и железные затворы забейте, и сопротивляйтесь сильно, чтобы не увели нас схваченными в плен». Услышав это, все множество святых голосом громким сказало Аду: «Распахни врата свои, и войдет Царь славы!» И возопил пророк Давид: «Разве не поведал я вам, когда прежде жил на земле: «Исповедайтесь Господу и милости Его, и чудеса Его поведаются сынам человеческим, ибо разрушил Он врата медные и затворы железные сокрушил; принял их от пути неправды их» (Пс. 106:16-17) . И потом сказал всем святым Исайя: «А разве я не поведал вам прежде, когда жил на земле: «Восстанут мертвые, и воскреснут те, кто в гробах, и возвеселятся на земле. Ибо роса, которая от Бога, во исцеление им есть. Земля же нечестивых падет» (Ис. 26:19). Услышав это от Исайи, святые сказали Аду: «Распахни свои врата, ныне ты побежден и, изнемогая, утратишь власть свою». И был голос, подобный грому: «Уберите врата царей ваших, и воздвигните врата вечные и войдет Царь славы….. И пришел Царь славы во образе человеческом, Господь пресильный, и вечную тьму озарил, неразрешимые узы расторг, и посетил нас, сидящих во тьме греховной. (Евангелие Никодима 21:1-12).

Увидев это, Ад и служители его бесчестные задрожали в собственных царствах своих, познав столь великого света сияние…. И тотчас Царь славы, крепкий Господь силою Своею попрал смерть, и схватив диавола, связал его, предал его муке вечной (Откр. 20:1-3), и увлек земного нашего отца Адама и пророков, и всех святых, сущих в аду, в Свое пресветлое сияние. (Евангелие Никодима 22:1-4).

И сказал Господь, простирая руку Свою: «Придите ко Мне, все святые мои, ибо имеете подобие образа Моего…. И держа правую руку Адама, вышел из ада, и все святые последовали Богу. (Евангелие Никодима 24.1-5)

(составил Д.Ю. Гончаров)