СИНЕРГИЯ В ПРИТЧЕ О СЕЯТЕЛЕ
«Синерги́я, синерги́зм(греч. συνεργός, лат. cooperatio «сотрудничество, согласованное действие») — концепция в христианском богословии, согласно которой спасение достигается при помощи сотрудничества между божественной благодатью и свободой человека.»
Давайте, друзья, разбираться, как это работает на практике.
Предлагаю обратиться к известному отрывку из Евангелия от Матфея.
«Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат. а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 1–9).
Сеятель и Семя.
Иероним Стридонский пишет:
«Под сеятелем разумеет Самого Себя, а под семенем — Свое слово»
Здесь мы видим проявление Божественной Воли. Его действие в наш мир, греховный и повреждённый.
Прот. Виктор Потапов так же замечает:
«Притчу о сеятеле не трудно понять, ибо ее толкует Сам Господь. В этой притче «Сеятель» – Иисус Христос; «семя» – слово Божие, а «земля», «почва» – сердце человеческое; доброе сердце есть «плодородная земля», а злое, задавленное грехами сердце, – «никуда не годная земля». Из Писания мы узнаём, что вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10: 17). Потому Христос всюду сеял слово Божие: в селах, и в городах, и в пустынях, и на море. Он избрал апостолов, чтобы и они сеяли слово Божие. Апостолы себе поставили преемников – епископов и пресвитеров, которые продолжали и продолжают по сей день миссионерский труд по распространению, сеянию Божьего слова. Церковь продолжает дело Христа на земле – сеять в наши сердца слово Божие.«
Теперь о главном.
Семя упавшее при дороге.
Здесь с полной очевидностью говорится о людях, практически «глухих» к Слову Божьему. Часто это можно заметить на примере людей, которые быстро удаляются от разговора или вовсе меняют тему, стоит только заговорить о Боге. Птицы небесные– диаволы, которые слетаются и склевывают семена Божьи у неокрепших в вере. Сама «концепция вечной жизни» находит слабый отклик в их сердце. Иоанн Кронштадтский замечает, по этому поводу, что это похоже на то: «как вор у неосторожных хозяев дома, уносит слово Божие из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись». Слово Божие не способно прижиться на этой почве легкомыслия, невнимательности и духовной слепоты.
Семя, упавшее на каменистую почву.
Здесь мы видим другую картину. Человек внимает услышанному, но не имеет корня. Он непостоянен и нетерпелив, при скорбях и испытаниях, зачастую впадает в уныние. Как правильно замечает, тот же святитель Иоанн Златоуст — единственным камнем, на котором душа может дать плод — является Христос. Но, когда у тебя под ногами лишь камень временной жизни, со всеми радостями и невзгодами, без духовной почвы Евангелия, то невозможно говорить о том, что семя даст какой-либо плод.
Семя, которое попало между терниями.
Ну и наконец, то, что губит души не меньше первых двух случаев — это земные заботы и временные обольщения «века сего». Действительно, какая тут духовная жизнь, когда нужно построить карьеру, иногда при этом «пройтись по головам», не сломав ноги. Когда, в житницы собирается богатство мирское, а не Небесное. Терния, у каждого, безусловно, могут быть свои. Они опутывают человека с ног до головы, так что он не может поднять свой взор и посмотреть на небо.
Семя упавшее на добрую почву.
Собственно здесь те люди, о которых говорит Христос в Евангелие от Иоанна «Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.»Христиане, на доброй почве смирения, стяжавшие Духа Святаго.Эти люди неизменно следуют завету апостола Павла: «Не слушатели закона, но исполнители закона оправданы будут» (Рим. 2: 13).
А теперь, делая выводы, обратим внимание на слова святителя Иоанна Златоуста:
«Четвертая часть уцелела, да и та не одинаковый принесла плод, но большое и здесь различие. Из этих слов видно, что Христос предлагал учение Свое всем без различия. Как сеятель не различает находящейся пред ним нивы, но просто и без всякого различия бросает семена, так и Он не различает ни богатого, ни бедного, ни мудрого, ни невежду, ни беспечного, ни заботливого, ни мужественного, ни робкого; но всем проповедал, исполняя Свое дело, хотя и наперед знал, какие от этого будут плоды, чтобы можно было Ему сказать: что Мне еще нужно было сделать, и не сделал(Ис. V, 4)?»
Вот здесь и таится самое важное. Господь, со своей стороны делает всё возможное для спасения человека, исходя из условий его жизни, состояния души и обстоятельств времени. А вот, принять или нет зов Господа, открыть окно в Мир Горний — это уже прерогатива самого человека. Это есть выбор. Господь, неизменно, стоит у двери и стучит в сердце каждого.
«Се, стою у двери, и стучу: если кто услышит голос Мой, и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20)
В этом и кроется синергия взаимоотношений человека и Бога. При условиях правильной духовной жизни, Господь даёт всё необходимое для спасения.
Притча о сеятеле указывает на то, что Бог спасает человека не без участия самого человека. Господь-Сеятель влагает в сердце человека Своё животворящее слово, человек же должен открыть своё сердце, принять в него слово и плод принести.
В молитве Господней «Отче наш» мы повторяем слова: «Да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»,– и Христос отвечает на эти чаяния: «Царство Божие внутри вас». Но это желанное нами Царство, по слову Христа, достигается только усилием. Это значит, что Господь ждет от человека активности – активного служения Богу и ближнему, активного личного совершенствования.
( Прот. Виктор Потапов).