Штурм Константинополя в 1453 г. и к чему приводит уния с латинянами

Константинополь – столица великой православной Византийской империи – был взят турками-мусульманами 29 мая 1453 году. Падение Константинополя – поворотный момент в истории. Как же это произошло и каковы причины этой катастрофы?

В XV веке Византийская империя переживала свой закат. В 1204 году сокрушительный удар по Византии нанесли рыцари-крестоносцы в рамках 4 Крестового похода, подло захватив Константинополь и практически полностью уничтожив греческую державу, разграбляя ее на протяжении более чем 50 лет, пока Константинополь не был вновь освобожден греками в 1261 году. После этого удара Византия уже не оправилась. Восстановившейся, но уже уменьшившейся в размерах, Византии угрожали новые опасности, как, впрочем, и всегда. В поисках поддержки в борьбе с внешними противниками византийские императоры обращались за помощью к европейским королям и папе римскому, что привело к т.н. называемым униональным переговорам. Церковная уния – это объединение римо-католической и Православной церквей под главенством папы римского, с принятием православными христианами римской догматики, но с сохранением своих обрядов. В истории Византии имели место две унии с Римом: Лионская и Флорентийская уния, которые были заключены в критических для Византии ситуациях. Желание заключить унию исходило от византийского императора и сочувствующих ему церковных иерархов. Лионская уния в 1274 году была заключена в связи с угрозой нападения на Империю Карла Анжуйского, владетеля Неаполя и Сицилии, а также угрозы со стороны крестоносцев и болгар. В ответ на унию папа римский должен был нейтрализовать Карла Анжуйского.

Флорентийская уния заключена на Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1439 гг.). Причиной заключения Византией этой унии является угроза со стороны турков. В ответ на унию папа должен был обеспечить помощь императору в борьбе с турками.

И в первом и втором случае уния не сыграла своей положительной роли. Карл Анжуйский был разгромлен силами Византийской империи, а турки в 1453 году захватили Константинополь при минимальной помощи Византии со стороны Запада. К тому же сама по себе церковная уния с Римом есть предательство православной веры во имя земных интересов.

Итак, 1452 год: греческая церковь находится в унии с Римом, император Константин XI Палеолог также поддерживает унию, в Софийском соборе служатся литургии за которыми поминается папа римский. Но простой народ перестал посещать храм св.Софии: литургия служилась там почти при полном отсутствии молящихся. Народ ходил лишь в те храмы, где служили священники, не запятнавшие себя симпатиями к унии. В 1452 г. папа римский во всеуслышание объявил, что наконец направляет военную помощь грекам: в Константинополь прибыл отряд в 200 лучников. Но все меры, принимаемые папой и императором, уже не имели никакого значения: в самом начале того же 1452 г. турецким султаном стал 19-летний честолюбивый Мехмед II, которого с детства снедала одна страсть взять Константинополь. Взойдя на престол, он немедленно приступил к исполнению мечты. Существует предание, согласно которому, когда Мехмед был еще маленьким мальчиком, ему родители давали в ручки разные игрушки проиграться, а он их отбрасывал и говорил: «дайте мне Константинополь!».

В светлый понедельник 2 апреля после Пасхи в 1453 году Константинополь с моря осадила турецкая армия. Турецкая армия включала около 200 тыс. воинов, а армия Константинополя около 7 000 воинов, включая добровольцев из Шотландии, Швеции, Германии и 200 лучников от папы. Значительную роль во взятии Константинополя сыграла имевшаяся в распоряжении турок пушка Урбана. Это была 32-ух тонная бомбарда, отлитая из бронзы. Орудие выстреливало полутонные ядра. Для её обслуживания требовалось около 700 человек, для транспортировки требовалась 50 пар быков, на перезарядку пушки уходил целый час. Конструктор этой пушки венгр Урбан летом 1452 г. появился в Константинополе и предложил свои услуги в качестве оружейного мастера. Император, однако, не мог заплатить тех денег, на которые венгр рассчитывал; кроме того, у него не было необходимого для такой работы сырья. Тогда Урбан отправился из Константинополя к султану, который немедленно принял его и подробно расспросил. Когда венгр рассказал ему о своих планах построить гигантскую пушку, султан предложил ему жалованье, вчетверо превышающее то, на которое тот рассчитывал, и снабдил всем необходимым для начала работы. С этой пушки можно было стрелять только 3 раза в день, иначе она жутко перегревалась. После взятия Царьграда она треснула и стала непригодна.

Турки начали бомбить Царьград.  Грохот от выстрелов и падающих камней стоял страшный. Непривычные к такому шуму константинопольцы в панике выбегали из домов, крестились, плакали: «Кирие элейсон!», «Господи, помилуй!». И, рыдая, восклицали: «Господи! Господи! Как мы далеко отступили от Тебя. Это Твой суд за наши грехи!». Защитники попытались обкладывать стены тюками кожи и шерсти, чтобы смягчить удар громадных ядер, но это мало помогало. Однако византийцы и их союзники проявляли замечательную стойкость и терпение. Каждую ночь они восстанавливали развалы, заграждая пробоины в стенах камнями, землей и деревьями. Константинополь оказался в полной блокаде со всех четырех сторон. Осада продолжалась почти два месяца. В эти дни среди высших государственных сановников Византии возникло предложение об эвакуации императора. Очень многие полагали, что св. Константин XI должен покинуть город и отправиться на Запад, чтобы оттуда организовать сопротивление османам. Но царь спокойно и решительно отклонил данное предложение, решив разделить свою судьбу с судьбой остальных византийцев.

Царьград сарацины штурмовали со стороны суши, но доступ к самому уязвимому месту Царьграда был через залив Золотой Рог. Греки перекрыли вход в него натянув большую цепь, мешая в него заплыть турецким кораблям. Но 22 апреля турки посуху перевезли 80 судов в Золотой Рог. Попытка защитников сжечь с помощью «греческого огня» эти суда не удалась. Тем самым исполнилось предсказание о взятии Константинополя: Константинополь падет тогда, когда корабли врагов поплывут по суше. Это предсказание воспринимали, наверное как шуточное, но в памяти хранили.

Западных союзников было считанное количество. Но все они дрались с отчаянной храбростью. Среди защищавших Царьград был один шотландец-инженер, который успешно обнаруживал турецкие подкопы под стены Царьграда и разрушал их бомбами. Сильный удар по моральному состоянию защитников оказало ранение самого способного добровольца – генуэзца Джустиниани, получившего смертельную рану и велевшего унести себя с поля боя. 

Решающий генеральный штурм начался в ранние утренние часы 29 мая 1453 г. Защитники предвидели это, и в ночь накануне все, собрались в Св.Софии на последнюю Литургию, причем молились все вместе: и униаты и противники унии, ибо все знали, что избавление может произойти только чудом. Но Бог отвернулся от греков за предательство Православия: ночью сразу после Литургии греки водрузили икону Богородицы «Одигитрия» на носилки и понесли вокруг стен, но вдруг пошел дождь и наступило лунное затмение, а затем в полной темноте икона упала на землю. Все закричали и бросились поднимать святыню, но она как будто налилась свинцом и никак не поддавалась человеческой силе. А под утро над куполом Св.Софии видели таинственное свечение – Святой Дух покидал храм и сам город. Примечательно, что это явление видели не только византийцы, но и османы из своего лагеря. Турки сначала сами испугались, но султан их убедил, что таинственное свечение не спускается в храм, а наоборот поднимается. От радости турки кричали: «Бог оставил христиан!». Императору вновь предложили покинуть Константинополь, но он мужественно отказался.

Турецкий лагерь пришел в движение. Десятки тысяч людей под грохот барабанов устремились на штурм, с другой стороны византийцы поднялись на стены. Все константинопольцы, до сих пор еще стоявшие в храме Св. Софии, включая женщин и детей, бросились помогать солдатам. Немощные старики остались в храмах и продолжали молиться о победе христианских воинов. Возможно, и этот штурм мог быть отбит, но воля Бога была другая. В самом углу крепостной стены находилась одна башня, имевшая скрытую дверь для вылазок осажденных. По чьей-то небрежности, она оказалась открытой, и в нее проникло около 50 янычар. Этот успех не укрылся от глаз султана, и он тут же бросил в прорыв новый отряд своих солдат, и османы проникли внутрь города. Наконец, над одной из башен взвился турецкий флаг. Раздался громкий вопль сотен глоток: «Город наш!», и османы с новыми силами рванули вперед. Император с остатками отряда своей гвардии поспешил на помощь последним защитникам, но не в его силах было отбить ворота. Тогда царь Константин XI поспешил назад, чтобы собрать хоть какой-то отряд для контратаки, однако сопротивление  было уже сломлено. Император сбросил с себя знаки царского достоинства и устремился на турков в поисках смерти, не желая попасть в плен султану. «Город захватывают, а я все еще жив?!» — крикнул Константин XI. Его изуродованный труп, окруженный телами уложенных им противников, был опознан лишь по красным имперским сапожкам. Голова императора была отрублена и выставлена в центре города. 29 мая 1453 года Византийская империя перестала существовать. Греки попали под власть турков аж до 1830 года. Константин XI числится в календаре Русской Церкви как святой благоверный царь, вместе с тем по некоторым данным в XX веке он был деканонизирован Константинопольской Церковью, что кажется логичным, т.к. он был униат В Греции он считается «этномартиром», т.е. пострадавшим за нацию народным героем, и в Афинах ему стоит памятник.

По законам турецкой армии, при взятии города солдаты имеют право на три дня грабежа. Дикие толпы хлынули в Константинополь – самый красивый, богатый и цивилизованный город в мире – в поисках добычи и наслаждений. Поначалу они не могли поверить, что сопротивление уже прекратилось, и убивали всех, кто попадался им на улицах, не разбирая мужчин, женщин и детей. Реки крови стекали с крутых холмов и окрашивали воды залива. Солдаты ворвались в имперский Влахернский дворец. Они хватали все что блестит, обдирая ризы с икон и драгоценные переплеты с книг и уничтожая сами иконы и книги, а также выламывая из стен куски мозаик и мрамора. Другие проникли в расположенные неподалеку храмы, набивая свои мешки богослужебными предметами, облачениями и всем, что можно было выломать и ободрать. Грабя и разоряя все на своем пути, турки приблизились к собору Св.Софии. Храм был заполнен народом. Люди молили о чуде, которое одно могло спасти их. Но их молитвы не были услышаны. Двери вскоре были протаранены, и турки ворвались вовнутрь. Самые старые и немощные прихожане были убиты на месте, остальные захвачены в плен. С женщин сдирали платки и шали и вязали ими пленников.  Турки врывались в мужские и женские монастыри и вязали насельников. Некоторые молодые монахини предпочитали смерть бесчестию и бросались в колодцы. Частные дома подверглись систематическому разграблению: выходя из дома, турки вывешивали у дверей маленький флажок, означающий, что брать там уже больше нечего. Жителей уводили с их собственным имуществом. Тех, кто падал от изнеможения, тут же на месте приканчивали, также как и младенцев, которые почти ничего не стоили на невольничьем рынке. Сам султан вошел в город через несколько часов после полудня. Константинополь был наполовину разрушен, опустошен и черен от пожаров; повсюду царила мерзость запустения. Церкви были осквернены и ободраны, дома разрушены и необитаемы, лавки и склады разбиты и растасканы. Собор Св.Софии был обращен в мечеть. Султан, проезжая по улицам, прослезился: «Какой город мы отдали грабежам и разрушению», прошептал он.

Вот такое возмездие постигло православных христиан за унию с римо-католиками.

(составил Д.Гончаров с использованием книги А.Л.Дворкина «История Вселенской Церкви», статьи А.М.Величко «Последний бой св.Константина XI)

                                                    

 

 

 

 

 

 

 

 

)