С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!

Как нам разделить радость Рождества Христова?

Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним (Мф. 2, 3).

По идее, всем нужно было радоваться. Ведь пришел так ожидаемый всеми Мессия – Христос. Но люди встревожились. Не Божий мир царил в сердцах людей, а дух порочного мира владычествовал там. Царь Ирод – не очень-то и праведный – понял, что за все свои преступления придется ответить. И остальные поняли: ведь Мессия спросит с каждого. Иерусалим, то есть все общество верующих Города мира, вместе с первосвященником и служителями Божьими, вдруг осознали пришествие нелицемерного Бога, Который проверит верующих. И каждый понял, кто он есть на самом деле в очах Божьих.

Но возрадовались в истине и разделили радость Рождения Христа всего несколько человек: Мария, Мать Иисуса Христа, Иосиф, муж Марии, пастухи, восточные мудрецы, Симеон-богоприимец и Анна-пророчица.Именно они по своему духовному состоянию были готовы к пришествию Бога на землю. Честные, чистые, праведные люди, любящие своего Господа.

А как же остальные? Почему им не выпала честь присутствовать при Рождении Богочеловека? Почему они не почтили Его дарами, как волхвы, ни славословиями, как вифлеемские пастухи. Почему они не побежали сразу же в Вифлеем – увидеть своего Царя? Почему священникам и левитам, не отходящим от храма день и ночь, не явились Ангелы и не возвестили чудную весть о Рождении Спасителя? Странно. Видимо, их сердце и духовное состояние было не настолько чистым, чтобы присутствовать при Рождении Младенца. Чистые сердцем Бога узрят (Мф. 5, 8).

Славить Бога может только тот, кто верен Ему, кто чист сердцем, кто искренно любит.

Точно так же ожидать Его второго пришествия с радостью, без страха за наказание, будут те, кто очистился, убелился, с горящим любовью духом.

( Свт. Игнатий Брянчанинов, «Почему весь Иерусалим встревожился, когда родился Христос?»).

ПАРИМИИ ПРАЗДНИКА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА

1-я паремия.Бытия чтение. [Глава 1]

В начале сотворил Бог небо и землю…

Смысл: Для чего перед Рождеством вспоминается сотворение мира?

Так Церковь указывает на то, Кто именно рождается и какому Богу мы поклоняемся. Христиане празднуют рождение Того, Кто сотворил всю Вселенную. Бог посылает в мир Своего Сына, для того чтобы исправить искаженное грехом и смертью состояние человека. К нам приходит Сам Бог.

2-я паремия. Чисел чтение. [Глава 24]

Был на Валааме Дух Божий. И произнес он притчу свою и сказал: как прекрасны шатры твои, Иаков, жилища твои, Израиль!

….Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? Благословляющий тебя благословен, и проклинающий тебя проклят! Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых….

Смысл: Валаама языческий царь призвал к себе для того, чтобы он проклял израильский народ, которого очень опасался. Но он вместо этого его благословляет. Он предсказывает победу Израилю в войне с этим языческим царем. И это пророчество сбывается в конкретной исторической ситуации. Но за этими словами скрывается и другой, более глубокий смысл.

Прекрасен Израиль как избранный народ Божий. Но особенно прекрасен потому, что именно из него произойдет Мессия — Спаситель мира. Потому Валаам затем говорит: вижу Его, но еще нет. Он знает, что Спаситель придет, но только в будущем. Валаам пророчествует: Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля. И здесь речь идет не просто о звезде Вифлеема, которую увидели волхвы. Эта звезда — образ самого Христа.

3-я паремия. Пророчества Михеина чтение. [Главы 4 и 5]

В тот день, говорит Господь, соберу хромлющее и совокуплю разогнанное и тех, на кого Я навел бедствие. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных…

Смысл: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное, говорит Господь, обещая исцелить страдающий от бед и несчастий народ Израиля. И это обещание исполняется после Рождения Иисуса Христа. А затем Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века. В этих пророческих словах открывается будущее уже нового Израиля, то есть Новозаветной Церкви, которая всегда будет Ему верна, и Господь будет царствовать над ней даже тогда, когда этот мир закончится.

Также мы слышим, что Мессия должен родиться в Вифлееме. Именно поэтому, когда царь Ирод Великий призвал книжников и спросил их, откуда произойдет Спаситель, они ответили ему — из Вифлеема, ссылаясь на это пророчество: И ты, Вифлеем-Ефрафа… из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле.

Мал ли ты между тысячами Иудиными? — пророк указывает на то, что Господь придет не во славе и силе, не как победитель, а в образе раба.

Наконец, тогда возвратятся к сынам Израиля и оставшиеся братья их — отсюда Церковь знает, что многие из тех иудеев, которые до сих пор упорствуют, не признавая Мессией Иисуса Христа, в конце концов покаются и обратятся.

4-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Глава 11]

И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела…

….И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их.

Смысл: Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине.

Господь принесет мир на эту землю, подобный райскому состоянию общего примирения и гармонии. Христос преодолеет вражду не только между людьми, но даже между животными.

И покой его будет слава. Покой — это мир Божий, который почиет между людьми. Мир, который принес Христос, будет возможен между людьми только если они сами этого захотят — по их «благоволению»( » Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение»).

5-я паремия.Пророчества Иеремиина чтение. [Варуха, главы 3 и 4, присоед. к кн. Иеремии]

Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми. Вот книга заповедей Божиих и закон, пребывающий вовек. Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Обратись, Иаков, и возьми ее, ходи при сиянии света ее. Не отдавай другому славы твоей, и полезного для тебя — чужому народу. Счастливы мы, Израиль, что мы знаем, что благоугодно Богу.

Смысл: Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю.

Бог нашел все пути премудрости, только от Него и можно почерпнуть истинное знание. Он дал премудрость рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю — через Божественное Откровение( Писание).

Затем звучит уже прямая отсылка к Рождеству Христову: После того Он явился на земле и обращался между людьми. Явился именно Бог, воплотился Творец мира, Который даст евангельские заповеди.

Все, держащиеся ее, будут жить, а оставляющие ее умрут. Бог не будет заставлять человека следовать этим заповедям, но при этом дает предупреждение пренебрегающим.

Человек так устроен, что должен дышать кислородом, чтобы существовать. Точно также же и с исполнением заповедей: только в богообщении, в следовании Его воле наша жизнь оказывается полноценной и счастливой.

6-я паремия. Пророчества Даниилова чтение. [Глава 2]

Тебе, царь, было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан, в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его — из серебра, чрево его и бедра его медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их…

Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно…

Образ камня, который оторвется от горы без содействия рук, — указание на сверхъестественное рождение Спасителя от Девы Марии. Этот камень раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Части истукана, который описан в сновидении, состоит из разных металлов — это языческие царства, которые погибнут, потому что Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится- Новозаветную Церковь, в которой люди будут поклонятся не бездушным идолам, а Христу.

7-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Глава 9.]

Ибо Младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.

Смысл: Мы слышим Его удивительные имена: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Имя Его: великого совета Ангел. «Ангел» — «вестник» и Господь, воплощаясь, приносит нам весть о спасении. Чудный- потому что его красота отлична от нашей. Крепкий — потому что это тот Бог, на которого можно надеяться, Который никогда не оставит.

Князь мира — потому что Христос в Евангелии говорит: Ныне князь мира сего изгнан будет вон», сатана, который воскресением Господа будет изгнан. Тогда на земле воцарится истинный Князь мира. Отец вечности — потому что сама вечность существует только благодаря тому, что есть Бог. Он — ее Отец.

Ревность Господа Саваофа- ревность Бога о нашем спасении (как и во второй заповеди Господь называет себя «Богом ревнителем»).

8-я паремия. Пророчества Исаиина чтение. [Главы 7 и 8]

И продолжал Господь говорить к Ахазу, и сказал: проси себе знамения у Господа Бога твоего: проси или в глубине, или на высоте. И сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа. Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.

Смысл: С нами Бог — Бог никогда не отступает от своей Церкви. «С нами»- потому что Он родился, став человеком. И мы слышим удивительно точное пророчество связанное с праздником Рождества: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Еммануил. ( Исторический контекст: во главе Израиля стоял царь Ахаз. Он, испугавшись надвигающегося на него огромного войска ассирийского царя, решил подкупить его, вместо того, чтобы во всем довериться Богу. И тогда пророк, упрекая Ахаза в маловерии, предсказывает ему будущее). Духовный смысл: надвигающийся противник — главный враг всех людей, смерть. И Бог приходит в этот мир для того, чтобы этого врага победить.

Апостольское чтение дня ( Гал., 4: 4-7).

Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,

чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»

Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа.

Толкование:

Пока были юны, мы подчинялись новомесячиям и субботам, но когда наступило определенное время воплощения Христова, когда род человеческий, прошедши все виды зла, нуждался во врачевании, тогда Бог послал Сына Своего.

А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа. Откуда видно, что мы удостоились усыновления? Мы приняли Духа, Который, божественно и необыкновенно касаясь наших сердец, научает нас называть Бога Отцом.