Русские четки

Русские четки – это лестовка. Лестовка представляет собой плетеную кожаную (либо тряпичную) ленту, сшитую в виде петли.

В средневековой Руси все христиане – от архиерея до мирянина – были оснащены лестовкой. Лестовкой очень удобно пользоваться для подсчета молитв и поклонов. Лестовка запечатлена и в народной мудрости: Робкий муж и лестовки боится, – говорится в русской пословице. После церковного раскола XVII в., в частности в связи с отменой патриархом Никоном большинства великопостных земных поклонов, лестовка сохранилась преимущественно в обиходе лишь у староверов и единоверцев.

Существует «Сказание о лестовке» (XVIII в.). В сказании этом о лестовке написано так: «подобает христианину всегда лестовку в руках держати и молитву Iсусову непрестанно повторяти: и в церкви, и дома, и на торгу ходишь, стоишь ли, сидишь ли и на всяком месте. Творити же молитву тако: Господи Iсусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго. Кто молитву сию Iсусову творит непрестанно, како воздухом дышит, то после перваго года вселится в него Дух Святый, после втораго внидет в него Христос Сын Божий, после третияго же года приидет к нему Отец и внидет в него и обитель в нем сотворит Святая Троица. И поглотит молитва сердце человеку тому, и сердце поглотит молитву. И станет взывати непрестанно сию молитву днем и нощию. И будет свободен человек той от всех сетей вражиих».

Лестовка символизирует собой одновременно и лествицу духовного восхождения от земли на небо, и замкнутый круг, образ вечной и непрестанной молитвы. Употребляется лестовка для облегчения подсчёта молитв и поклонов, позволяя сосредоточить внимание на молитвах. Лестовка – это нескончаемая молитвенная дорожка, состоящая из переплетенных между собой твердых кожаных ступенек-бобочков. Начало и конец молитвенного круга – «земля» и «небо» – фиксируются и заключаются между двумя парами треугольников, называемых лапостками.

Когда иерей облачается в священные одежды для служения Божественной Литургии, то при облачении в каждый предмет произносит соответствующие стихи из псалмов. Существуют также молитва на ношение христианами лестовки: «Изсуни мечь и заключи сопротив гонящих мя: рцы души моей: спасние твое есмь аз» (Пс 34:4). Или есть еще такой вариант: при взятии лестовки ей целуют с одной стороны в верхний лопосток и произносят молитву «Вземше, Господи, оружие Твое, победим врага».

История лестовки

Как обычно рассказывают, впервые употребление лестовки (или вервицы) было установлено в IV веке св. Василием Великим в основанных им монастырях. Для правильного счета молитв святитель ввел в обиход иноков первую лестовку, а точнее, вервицу, – небольшую веревочную петлю, на которой было завязано сто три узла. Введена вервица в обиход для неграмотных монахов, выполнявших молитвенное правило не по книгам, а по определенному числу молитв Иисусовых. Cимволического значения вервица не имела. У нас же, на Руси, вервица превратилась в лестовку – лестницу на небо. Ее нижняя и верхняя части так и называются: «земля», «небо»; все части получили важное символическое значение; из простого приспособления для счета, вервица превратилась в важнейший инструмент молитвы.

На рубеже VI-VII вв. игуменом Синайской горы Иоанном, была написана книга наставлений для монахов, называемая «Лествица». Именно за написание этой книги, игумена Иоанна назвали Лествичником. «Лествица» представляет собой руководство к духовному совершенствованию. И, судя по всему, именно эта «Лествица» послужила «толчком» для создания лестовки. Образ «Лествицы» взят из Ветхого Завета, где праотцу Иакову было видение во сне: «лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…» (Быт.28:12-13).

Как устроена лестовка

И по внешнему виду, и по символическому своему толкованию лестовка является эталоном совершенства для искусного церковного рукоделия. Тем, кто не знаком с нею, она сможет рассказать о себе много нового. Дабы ум христианина был постоянно занят божественными предметам, каждая деталь лестовки наделяется подобающей символикой. Особое слово следует сказать о четырех треугольных лапостках (это слово происходит от слова «ладонь»), сшитых попарно и часто добротно украшаемых искусными рукодельницами. Треугольная форма лапостков установлена в честь Пресвятой Троицы. Два лапостка, оканчивающие лестовку, – символ двух скрижалей Завета Божия, которые в Новом Завете раскрыты в четырех Евангелиях.

Благовестие четырех евангелистов должно руководить христианами и в молитве и в жизни. В «правильных» лестовках внутри лапостков вшиты семь маленьких бисерных или кожаных передвижек, которые снаружи обычно не видны. Обозначают они одновременно и семь церковных таинств, и соответствующее количество лестовок с Иисусовой молитвой, которое в обычном порядке можно и нужно вычитывать в ежедневном молитвенном правиле.

Традиционно лестница лестовки состоит из 109 ступеней: 3-х больших, 100 малых и 6 дополнительных (аллилуйных). Ступени – иногда их называют ступеньки, бобочки, бобошки, бобки, бубочки, бубошки – представляют собой петли, в которые вставлены прочные либо упругие вставки, как правило – цилиндрической формы. Общепризнано, что лучшими вставками в бобочки являются плотно скрученные полоски бумаги, на которых написана Иисусова молитва.

Размеры лествицы, также как и размеры лапостков, могут быть самые разные. Но оптимальной считается такая ширина лествицы, которая соответствовала бы средней толщине пальцев владельца лестовки. Отсюда различают детские, женские и мужские лестовки.

Лествицу можно разделить на 11 частей. Ступени на ней расположены следующим образом:
1 – начинают лествицу 3 аллилуйных ступени (символизируют Троичность Бога);
2 – за ними идёт простое место (место без бобочков длиной в 2-3 ступени), называемое «Земля»;
3 – потом идут 12 малых ступеней (которые обозначают 12 Христовых апостолов);
4 – дальше стоит большая ступень;

5 – затем идут 38 малых ступеней (число дней пребывания Христа-младенца во чреве Пресвятой Богородицы);

6 – за ними снова стоит большая ступень;

7 – потом 33 малых ступеней (33 года земная жизнь Спасителя);

8 – и ещё одна большая ступень;

9 – за ней – 17 малых ступеней (по числу 17 ветхозаветных пророков);
10 – после этого идёт ещё одно простое место, называемое «Небо»;

11 – и замыкают лестницу ещё 3 аллилуйных ступени (трехдневное воскресение Христа).

Если к 38 прибавить 2, по числу ближайших больших ступенек, то получится 40 — столько дней постился Спаситель в пустыне, и по сему образу установили и нам святые отцы срок Великопостного воздержания: чтобы жизнью своею учились мы сраспинаться Христу и смирять плотские свои страсти. Если сложить все 6 аллилуйных ступенек и 3 больших, то составится число 9, знаменующее количество чинов ангелов-небожителей.

Виды лестовок

При выборе лестовок мужчины, по традиции, предпочитают спокойные темные цвета со строгой отделкой. Нередко в виде украшения на треугольниках бывают вышиты начальные буквы имен Христовых евангелистов – в соответствии с указанным выше толкованием образа лапостков. Интересно, что лестовку чёрного цвета носили участники 1-го Офицерского добровольческого подразделения полка генерала Маркова во время Гражданской войны – как знак принадлежности к нему. В статье А.Н.Алекаева на сайте проекта «Русская народная линия» читаем следующее: «у умершего полковника-марковца на поясе были черные четки – «лествица»…. Группа офицеров батальона с капитаном Слоновским пришли в монастырь поклониться его святыням. Их встретил настоятель монастыря и игуменья. Настоятель благословил защитников Веры православной и раздал всем черные монашеские четки… Офицеры были тронуты глубоко этим благословением. Надев четки на руки, они сочли этот дар относящимся не только к ним лично, но и ко всему полку, сочли, что все марковцы с этого дня могут носить монашеские четки. Судьба как бы сама направляла марковцев на путь христианского служения Вере и Отечеству, Церкви и людям… Необычайно было видеть марковцев с монашескими четками на руке. Те, кто их носил – носил с достоинством. Говорили – принадлежность формы марковцев» (из статьи «Размышляя над новым рассказом о Гражданской войне»).

Женщинам часто нравятся лестовки у которых насыщенные цвета с затейливой вышивкой, орнаменты которой нередко доходят до высокой степени художественного мастерства.

Особенно торжественный и нарядный вид имеют венчальные белые или серебристые лестовки для новобрачных. Узоры на них могут содержать образ виноградной лозы – как символ плодородия. На большие праздники или в торжественных случаях также существует обычай на службу брать богато отделанные бисерные лестовки. Усопшему христианину в последний путь непременно полагается погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку. В этом случае ее замкнутый молитвенный круг символизирует вечность, куда ведет скоротечный путь нашего недолговременного земного странствования. Наконец, существуют образцы лестовок меньшего размера, предназначенных для миниатюрных детских пальцев. Традиция их изготовления почему-то незаслуженно позабыта большинством мастериц. Существует также «богородичная лестовка». Здесь ступени разбиты по десяткам, общее число которых составляет пятнадцать отсчетов. Заказать и приобрести лестовки можноу разных мастеров; можно выбрать себе лестовку по душе как по цвету, оформлению, так и по цене (есть дешевые и дорогие).

Как молиться по лестовке

Каждое молитвословие по лестовке берет свое начало от ступеней верхнего края лапостков, где возносим троекратно: «аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с земными поклонами. На месте «земли» трижды произносим краткое прошение: «Господи помилуй» и начинаем на малых ступенях творить молитву Иисусову, с поклонами в землю или в пояс – в зависимости от уставных указаний. Доходя до больших ступеней, кланяются в землю с молитвою: Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем (первая большая ступень); Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Твоем (вторая большая ступень); Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Твоем (третья большая ступень). Заканчивается молитвенный круг сообразно своему началу, т.е. ангельским славословием «аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» с земными поклонами. В конце лестовки «Господи, поми́луй» (трижды), Слава Отцý и Сыну и Святóму Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Посéм начинем следующую.

Согласно старообрядческому обычаю, необходимо вычитывать на всякий день до семи лестовок с Иисусовой молитвой. Если по каким-либо причинам не пошел в храм на службу, то лестовкой можно заменить суточный богослужебный круг. Правило молитвы по лестовке без поклонов: за вечерню: шестьсот молитв Иисусовых, за малое повечерие: четыреста, за полунощницу: шестьсот, за утреню: полторы тысячи, за часы одну тысячу. Если молиться по лестовке с поясными поклонами (в скобках указано облегченное правило): за вечерню: триста поклонов (200-100), за повечерие: двести поклонов (100-50), за полунощницу: триста поклонов (200), за утреню: семьсот поклонов (400-200), за первый час: сто пятьдесят поклонов (100-50), за часы: пятьсот поклонов (300-200). Как заменить лестовкой чтение Псалтири: за весь Псалтырь: шесть тысяч молитв Иисусовых, за кафизму: триста молитв, за славу: сто молитв. Также, например, существуют правила как с помощью лестовки подготовиться ко Причастию, без чтения канонов. Эти способы замен лестовкой чтений молитв по книгам изначально появились для тех, кто грамоты не знает, либо дома книг не имеет.

Известно, что по лестовке молился прп. Серафим Саровский, прп. Александра (Мельгунова) Дивеевская, прп.Марк Молчальник Саровский, св.прав.Иулиания, прп.Серафим Вырицкий, сщмч.Серафим Звездинский

Напоследок, хочется сказать, что четки в форме лестовки — это чисто православный продукт. Другие всем известные формы четок, такой уникальностью не обладают, т.к. внешне очень похоже на римо-латинские, мусульманские и буддийские четки. Приобщайтесь к молитве и древнерусскому благочестию!

(составил Д.Ю.Гончаров)