Преподобный Никодим Святогорец: «грехами недостатка называются те добрые дела, слова или помышления, которые можно было сделать или помыслить, но по причине нерадения не были сделаны, сказаны, помыслены. Грехи эти рождаются, как мы сказали, от смертного греха уныния.
Я очень хорошо знаю, что люди даже не знают, что грехи недостатка вообще являются грехами. Ибо немногие считают грехом, если не подали такую-то милостыню, которую могли подать, или не дали хорошего совета, который могли дать, или не помолились, или не сделали другой добродетели.
Но знай хорошо и следующее, что Бог и за это потребует ответа в день Суда. Кто нас уверяет в этом? Пример того ленивого раба, который имел один талант и закопал его в землю. Он был осужден не за то, что сделал какой-либо грех или несправедливо поступил с этим талантом (ибо вернул его целым, каким и получил, как говорит Великий Василий в своем предисловии к правилам пространно изложенным), а за то, что мог его приумножить, но поленился и не приумножил. «Надлежало, — говорит, — тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью».
Нас уверяет в этом и пример пяти юродивых дев, которые были осуждены не за что иное, как лишь за отсутствие елея. И пример с левой стороны стоящих грешников, которые будут осуждены не за то, что сделали какой-то грех, а за то, что уклонялись от милостыни и не помиловали своих братьев: «Ибо алкал Я, — говорит Он, — и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня» (Мф. 25:42).
Причина этого осуждения в том, что Бог дал человеку естественную силу не для того, чтобы оставить ее бездействующей, напрасной и бесплодной, как оставил Господень талант тот ленивый раб, о котором мы сказали выше. Но Он дал эту естественную силу для того, чтобы привести ее в действие и приумножить, делая ею добро, исполняя заповеди Господни, чтобы таким образом спастись через нее.
Поэтому и сказал Великий Василий: «Все данные нам от Бога заповеди и от Него силы получили мы для того, чтобы не быть недовольными, как будто Он требует от нас что-то новое, и не превозноситься, как будто внесли от себя что-то более полученного от Него». Но и его брат Григорий Нисский в согласии с выше сказанным говорит: «Как получит награду, как говорит Апостол, каждый в соответствии со своим трудом, так, конечно же, получит и наказание за небрежение о посильном труде»».