ПОЕЗДКА НА СЕЛИГЕР СЕМЬИ ПАВЛОВСКИХ

Рассказывает Евгения Павловская:

Отпуск мы решили провести в Тверской области, на Селигере. В путешествие взяли с собой нашего кота. Жили мы практически на берегу Селигера в тихом местечке — Заречье. Кругом растут сосны, воздух очень чистый. Уж с чем с чем, а с экологией здесь все в порядке. Вдоль берега повсюду можно встретить лодочки, одну из которых мы и взяли, чтобы прокатиться по Селигеру и, конечно же, не забыли взять с собой кота. В начале он был не в восторге от этой идеи, но потом осмотрелся и, мне кажется, ему даже понравилось. Мы тоже получили удовольствие от водной прогулки и налюбовались представившимися нам видами в лучах заходящего солнца.

На следующий день первым делом мы решили познакомиться с так называемой «столицей» Селигера — городом Осташковым, расположенном на его южном берегу. Честно говоря, город особо благоприятного впечатления не произвел: достаточно неухоженный, грязный, с большим количеством старинных домов требующих реставрации, а то и вовсе сгоревших и заброшенных. Вообще во всех местах Тверской области, где нам удалось побывать очень много заброшенных домов, и это выглядит очень грустно. В Осташкове мы посетили краеведческий музей, расположенный в здании Троицкого собора, построенном в XVIIв. Мы заметили, что многие музеи здесь почему-то расположены в зданиях храмов и находятся они не в лучшем состоянии. Музей познакомил нас с историй края, с ремеслами, которыми занимались местные жители. Еще мы посетили художественный музей, где выставлены картины местных художников. Там нас встретила женщина, которая одновременно работает там и смотрителем, и уборщицей и экскурсоводом. Она рассказала нам про многих художников, что было очень интересно.

Также мы побывали в женском Богородицком Житенном монастыре, расположенном на северной окраине города на полуострове Житное, соединённом дамбой с берегом Селигера. Неожиданной для нас оказалась встреча с Дмитрием, который руководил рабочими  во время восстановления четверика нашего храма. Сейчас он занят реставрацией храма на территории Житенного монастыря. Ещё наше внимание привлекли девочки, одетые в одинаковые сарафаны в русском стиле. Оказалось, что сюда приезжают работать женщины в трудной жизненной ситуации, а их дочери в это время обучаются в школе при монастыре.

Вечером мы отправились в Нило-Столобенскую пустынь, чтобы посетить вечернюю службу. Нило-Столобенская пустынь – это православный мужской монастырь, расположенный на острове Столбном в 10 км к северу от г. Осташкова, на оз. Селигер. История пустыни началась в 1528 г., когда на покрытом густым лесом острове поселился отшельник Нил. Он прославился исцелениями, спасением людей от штормов на Селигере, а также духовным подвигом: за 27 лет своего отшельничества Нил Столобенский ни разу не ложился, а спал опираясь на два деревянных крюка. Чудотворные мощи преподобного были обретены 27 мая 1667 года. Старинные постройки монастыря не сохранились, за исключением нескольких частей зданий постройки конца XVII в. В 1990 году обитель преподобного Нила Столобенского была возрождена. Сейчас обитель сияет золотыми куполами, ее посещает множество паломников. На территории монастыря расположена очень интересная травяная аптека, где можно приобрести различные сборы, настойки, мази, которые здесь же и изготавливаются. Там нас снова ждала неожиданная встреча: на выходные туда приехала группа калужских паломников от воскресной школы Никитского храма.

На следующий день мы отправились посмотреть следующую достопримечательность, которую также обязательно нужно посетить — исток Волги, который находится в деревне Волговерховье, там же находится и Ольгинский женский монастырь. Дорога туда выдалась достаточно трудная, вообще качеству дорог в Тверской области не позавидуешь, но эта была одной из худших, по которой нам пришлось ездить, но все же это того стоило. Территория монастыря оказалась очень ухоженной и очень тихой, все способствовало умиротворению и тихому созерцанию. Опять же множество брошенных домов, лишь в некоторых было заметно, что живут люди. Но виды нам открылись просто потрясающие: цветущие поля, бесконечные леса и очень красивое небо после дождя с пробивающимися сквозь облака лучами солнца. Особенно нам удалось это оценить, когда мы поднялись на  колокольню храма Преображения Господня, который стоит на возвышенности на окраине деревни. Там же неподалеку стоит деревянная Никольская церковь и памятник святого Николая.

Следующей целью нашего путешествия был Ширков погост. Дорога туда выдалась особенно трудной, навигатор дважды вел нас неведомыми тропами, которые заканчивались тупиком и приходилось возвращаться обратно, но с третьего раза мы все же нашли ту дорогу, которая привела нас к цели. Наш путь лежал через сказочный живописный сосновый лес с мягким мхом и то и дело встречающимися кустиками черники и брусники. В конце пути нас ждала награда: прекрасные виды нетронутой природы и стоящие на берегу два храма — один старинный деревянный, а второй из красного кирпича современной постройки, оба возведены в честь Рождества Иоанна Предтечи. Оба храма поразили своей монументальностью, которую неожиданно было встретить в такой глуши.  Деревянный храм был построен в 1694г. и представляет собой многоярусную постройку из толстых бревен идеально подогнанных друг к другу. Внутрь нам попасть, к сожалению, не удалось, храм закрыт для посещения и реставрационные работы по нему сейчас не ведутся. Каменный храм был построен в 1913г. на смену деревянного неотапливаемого храма. Посетить его нам также не удалось, т.к. он открывается только во время богослужений.

Еще одно место, о котором хотелось бы упомянуть — это Оковецкий источник, который расположен неподалеку от д.Оковцы на территории Спасо-Преображенского скита. С ним связано много преданий и историй о чудесном исцелении. Круглый год сюда приезжают люди со всех просторов России, чтобы выпить целебной воды из источника и окунуться в сооруженных тут купальнях. Примечательно, что температура воды круглый год составляет +4 градуса. Когда мы сюда приехали, здесь царила уже привычная нам тишина, паломников было совсем мало, т.к. это был будний день, и Володя смог беспрепятственно окунуться в целебный источник. Вода поразила своей кристальной чистотой и напором, с каким она бьет из источника. Мы напились целебной воды, поели местных монастырских пирогов и отправились в обратный путь домой. Как бы не было хорошо в гостях, но дома все равно лучше.