«Покажите… в добродетели рассудительность»( 2 Пет. 1:5)
Пост и милостыня являются крыльями молитвы –(Деян. 10 гл.). Кому же нужно давать милостыню? Всем ли, кто просит подать, или же подавать только тем, кто поистине нуждается в ней и не истратит худо то, что получит? Апостол Пётр просит: «Покажите… в добродетели рассудительность» – 2 Петр. 1:5
Когда однажды монахи доказывали друг другу, каждый настаивая на своем, какая из добродетелей выше: пост, молитва, милостыня, бдение, то получили от Антония Великого ответ: –рассудительность.Без рассудительности всё делается противоположным, ибо молящийся о поражении врагов смертью губит себя, постящийся неумеренно разрушит тело своё. Сколько есть тех, кто хулит Бога, пьянствует, курит, блудит на полученные возле храма деньги, кто не желает даже совершить правильно крестное знамение; и подающие им участвуют во всем зле, какое сотворят эти злые люди на полученные от них лепты. Без рассуждения поданная милостыня тем, кто явно растратит деньги дурно, не только не сотворит блага своей душе, но получит великое наказание от Бога за своё безрассудство. «ибо Он никого не любит, кроме живущего с премудростью» – Прем. 7:28
Поданная злому, кощуннику, пьянице, табакуру милостыня сразу идет в ад, к сатане, как видел в видении –св. Нифонт, 23 дек.– поданная нечестивцу монета оказалась в руках у демона. Церковь Христова запретила всякому бродяге просить возле дверей церковных, и тем более бродить во время богослужения по храму, выпрашивая на пропой своей несчастной души. «Всем убогим и вспоможения требующим определяли мы по удостоверении их в бедности, ходить с –мирными– только церковными письмами» –IV Всел. 11, т. е. Церковь должна удостовериться, что калека или приезжий действительно не получает пенсии, дотаций от государства или от родных, и дать ему письменное разрешение просить милостыню. «Никого из странников не принимать без мирных грамот» – иначе сказать, священник, церковный совет должны смотреть тщательно за тем, чтобы злые люди не увлекали их прихожан к лжемилостыне и не губили души православных через соучастие с лукавыми, потворствуя их неразумию.
«Человек рассудительный не пренебрегает размышлением, а безрассудный и гордый не содрогается от страха и после того, как сделал что-либо без размышления» – Сир. 32:20
Стоглавый собор– повелевает в правилах 71, 73, 74 заставлять работать здоровых тунеядцев, а кто и с иконами выпрашивает на базарах деньги, то иконы бы у них отнимать, а самих прогонять бичами.
«Давай благочестивому и не помогай грешнику, делай добро смиренному и не давай нечестивому, запирай от него хлеб и не давай ему, чтобы он через то не превозмог тебя, ибо ты получил бы сугубое зло за всё добро, которое сделал бы ему; ибо и Всевышний ненавидит грешников и нечестивым воздает отмщением» – Сир. 12:4-6
В повести о затворнике в житиях святых за 7 марта говорится, какая страшная ответственность ложится на принимающих милостыню он должен за эти деньги освободить из терновника (из грехов) подавшего, пожать поле из непроходимых дебрей, но в устах «бесстыдного сладким покажется прошение милостыни» – Сир. 40:32
«Сладок для человека хлеб, приобретенный неправдою; но после рот его наполнится опилками» – Пр. 20:17
После, на Суде Божием, опилками, горькой отравой для бесстыдных попрошаек станет милостыня, полученная ими. И тот, кто подает им, не любит ни себя, ни их, а есть губитель. Милостыню разрешается просить только по нужде, чтобы не умереть с голоду, говорит –Нил Сорский (7 мая). –Александр Невский– велел раздавать нищим милостыню (не бродягам и пьяницам курящим), чтобы они молились –(30 августа). Некоторые любят говорить: возьми, а потом отдай другому. –Св. Серапион (14 мая)– говорит: чужое не могу раздавать. Милостыня должна быть от трудов праведных.
«Равно ненавистны Богу нечестивец и нечестие его» – Прем. 14:4
Давать нужно и взаймы и милостыню только по нужде, а не по прихоти просящего.
«И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» – Деян. 2:46
«Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного, и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду» – Деян. 4:35
Безрассудно, без рассмотрения дающий милостыню гневит Бога.
«Пустые и ложные надежды — у человека безрассудного, и сонные грезы окрыляют глупых» – Сир. 34:1
говоря: наше дело подать, а Бог сам разберется.
Но поступающий по своему произволу губит в себе образ Божий, ибо Бог дал человеку, приходящему в мир, свет, чтобы шли и поступали по правде.
«Доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» – Гал. 6:10
А если будешь знать всех нуждающихся в твоей помощи среди верующих, одиноких, больных, многодетных, кто поистине нуждается в помощи, тогда на злых и нечестивых ничего не останется.
Но ,кто бы ни был поистине нуждающийся, помоги ему, будь он и другой нации, веры, положения. «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию, что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатков любви. Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя бы к одному человеку, то ты в горестном самообольщении. С членами Христовыми христианами нужно обходиться очень осторожно и благоразумно: нужно сострадать им в их недугах и отсекать только те, которые, не подавая никакой надежды на выздоровление, лишь заражают своим недугом других» ( свт. Игнатий Брянчанинов).
«Милостыня предназначена только для тех, которые не имеют сил трудами рук своих удовлетворять свои нужды, или для наставников, всецело посвятивших себя делу учения» – (свт. Иоанн Златоуст, т. 11, с. 763).
«Без любви и милости всякое дело нечисто. Если кто хранит девство, если постится или пребывает в бдении, если молится и принимает бедных, если строит церкви и делает что-либо иное, большее, без любви, все это вменится ни во что перед Богом, потому что не угодно Ему. Итак, ничего не предпринимай без любви» (прп. Ефрем Сирин).
1 Кор. 13 гл., 2 Кор. 8-9 гл.– вот маяки, путеводные звёзды желающим творить милостыню.