Почему братьям нужно носить бороды?

Сейчас ношение окладистой бороды, можно сказать, модно. Но мы христиане должны носить бороды не из-за моды, а просто даже из соображений приличия и соответствия традиционному благопристойному образа мужей христианской религии.

Некоторые могут сказать, что в Новом Завете христианам нигде не предписывается ношение бороды! Совершенно верно, в Новом Завете, в отличие от Ветхого, такого предписания нет. Как нет и предписания брить бороду. Действительно, постановление о бороде мы находим лишь в Ветхом Завете: «Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды своей» (Лев. 19:27). Но ведь многое в нашей церковной практике взято именно из Ветхого Завета. Например, запрет женщине одеваться в мужскую одежду тоже взят нами из Ветхого Завета (Втор. 22:5). Ношение бороды – это не просто временная заповедь закона, а это естественный вид мужчины, нарушение которого является (с точки зрения Писания!) бесчестием. Мы видим в окружающем мире, что множество мужчин ходят бритыми, а в некоторых организациях ношения бороды даже запрещается, т.к. ношение бороды якобы неприлично. Что говорит об этом Священное Писание? Мы читаем: «И взял Аннон слуг Давидовых, и обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, до чресл, и отпустил их. Когда донесли об этом Давиду, то он послал к ним навстречу, так как они были очень обесчещены. И велел царь сказать им: оставайтесь в Иерихоне, пока отрастут бороды ваши, и тогда возвратитесь» (2 Цар. 10:4-5). Обратите внимание на слово «обесчещены». По всей видимости, в Священном Писание несколько иные нормы приличия, чем в этом мире. Писание однозначно называет бритье бороды бесчестием. Кто-то возразит: «Но ведь слуги Давида были обриты не полностью, а наполовину. И бесчестие заключалось не в том, что они были без бород, а в том, что у них было лишь по половине бороды». На это мы ответим следующее: если дело было только в этом, то почему тогда Давид повелел им оставаться в Иерихоне, пока отрастут бороды? Ведь можно было просто сбрить оставшуюся половину бороды, если безбородость не была бесчестием? Но Давид так не сделал потому, потому что бесчестием было само бритье бороды, а не тот факт, что их обрили только наполовину.

Сам Господь Иисус Христос носил бороду, это мы видим на иконах. В Писании есть конкретное место, говорящее о том, что Иисус носил бороду. Это Ис. 50:6. Это мессианское пророчество, говорящее о страданиях Господа. В синодальном переводе написано: «Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим», однако в оригинале «поражающим» более правильно перевести как «тем, кто рвет волосы». В переводе Давида Йосифона: «Спину свою отдал я побивающим и щеки свои – вырывающим волосы». Иными словами, речь идет о том, что Христу вырывали волосы из бороды, что считалось страшным оскорблением. Толковая Библия Лопухина говорит по этому поводу: «Гебраисты находят, что вместо слова «поражающим» должно стоять «вырывающим мне волосы». Это уже такая деталь мучений, о которой евангелисты умалчивают; но что она была вполне возможна, об этом свидетельствует аналогичный случай из послепленной эпохи в Неем 13:25. Вообще же говоря, по силе своей изобразительности и ясности настоящий стих может быть поставлен в параллель лишь с 53 гл. пророка Исаии (5 ст. и след.)».

Какие еще есть аргументы в пользу ношения бороды:

«Не сама ли природа учит нас…»

Мы читаем, что в начале Бог «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Богом положено естественное различие между мужским и женским полом. И это различие не только в половых органах, но и во внешности, и в поведении, и даже в одежде. То, что мужчина и женщина должны отличаться даже в одежде (Втор. 22:5) говорит о том, что отсутствие отличий между полами является мерзостью перед Богом. Рост растительности на лице у мужчины также является естественным природным отличием от женщин. Но сатана, желая извратить Божье творение, всячески старается устранить эти отличия во всех отношениях. Женщины стараются быть похожими на мужчин: носят мужскую одежду, коротко стригутся, стремятся быть главою в семье и в обществе. Мужчины в свою очередь стараются быть похожими на женщин: избегают ответственности, излишне пекутся о своей внешности, отращивают волосы, бреют бороды. Но если для мира, который лежит во зле, все это нормально, то для христиан такое положение дел неприемлемо.

«Не любите мира, ни того, что в мире»

Как бы с этим не спорили, но брить бороды – это мирская мода. Многие говорят: «Ну это раньше в древности люди носили бороды, сейчас время другое. Мы же сейчас не ходим в сарафанах и туниках». Действительно, за две тысячи лет многое изменилось. Изменилась одежда, изменился язык, изменился образ жизни. Но физиология человека осталась прежней. И бороды у мужчин, как росли во времена Моисея, так растут и сейчас. А вот мирская мода в отношении бород действительно изменялась. Брить бороды только потому, что сейчас так принято в мире – есть самое настоящее подражание миру. Почему-то многие братья, активно обличая современную молодежь в подражании миру, в отношении бороды этот аспект упускают. Очень лицемерно поступают братья, которые говорят о том, что сестры не должны краситься и выщипывать брови, а сами при этом гладко выбриты. И выщипывание бровей, и бритье бороды, и косметика, и украшения – все это вещи одного порядка. Все это – стремление угодить этому миру и быть привлекательным в его глазах. Для христиан такое стремление греховно.

Здесь есть также и другой аспект – мужчины, которые бреют бороды, стремятся тем самым привлечь внимание противоположного пола. Стремление с одной стороны вроде бы естественное, но мы, христиане, имеем в своей жизни другие ориентиры, и если сестры, носящие короткие юбки, у нас порицаются, то почему не порицаются братья, бреющие бороды? Ведь и в том, и в другом случае мотивация одна и та же.

Свидетельство Отцов Церкви. Святых отцов также возмущало, когда мужи брили свои бороды.

Климент Александрийский: «Бог захотел, чтобы женщина имела кожу гладкую и чтобы только голова ее украшена была самородным и роскошным этим нарядом волос; он придает ее виду осанистость, подобно тому, как и лошадь в своей гриве имеет украшение, ей придающее вид гордый. Мужчину же, как и львов, Творец бородой украсил и ему вид мужественный сообщил в груди волосатой, служащей знаком силы и господства. Подобным же образом и петухов из-за кур между собой в бой вступающих. Творец гребневидным наростом украсил. И эти волосы, дарованные мужчине, Творец ставит столь высоко, что наравне с разумом указывает в них преимущество мужа»

«Характерная принадлежность мужчины, борода, обнаруживающая в нем мужа, древнее Евы, и является символом природы сравнительно более сильной. Вот почему Творец приличным нашел украсить мужа волосами и почему усеял ими все его тело; части же гладкие и мягкие Он снял с боков тела мужчины и создал из них отличающуюся более нежной организацией и деликатностью форм жену, Еву, в качестве спутницы состояния брачного и заправительницы домохозяйством… Поднимать руку на волосы, на этот символ мужской природы, значит, преступно. Это искусственное выглаживание кожи — сам Логос воспламеняет меня против сего, — если оно производится на ком во исполнение расчета того на мужчин, выдает в выглаживаемом дурандаса; если же при этом в виду имеются женщины, то полируемый, значит, является преступным заискивателем у женщин и с их стороны преступной склонности; но и того, и другого разряда мужчины из нашего общества должны быть изгоняемы насколько возможно далее. У вас же и волосы на голове все сочтены, говорит Господь (Мф. 10, 30); значит, и волосы подбородка, и волосы всего тела. Итак, исчисленные Богом волосы сводить, вопреки Его воле, не следует.

Непозволительно, следовательно, бороду выщипывать, это самой природой данное убранство, истинное украшение. Борода, только что пробивающаяся, представляет собой приятнейший вид; вперед же в жизненном своем возрасте поступающий ее умащает, так что у прехвального Аарона, например, с нее стекал пророческий елей (Пс. 132, 2)» (Педагог. Книга 3, глава 3. Против модничанья мужчин).

«Касательно волос нужно соблюдать следующее. Волосы на голове мужчинам следует носить коротко остриженными, за исключением случая, если они были бы курчавыми; на подбородке же должна быть отпускаема борода. Будучи причесаны, волосы не должны слишком спускаться с головы на манер женских локонов; для мужчин достаточно бороды. А если кто бороду подстригает, то не следует, по крайней мере, совершенно ее до гладкости состригать; мужчине сообщается этим вид отвратительный, и состригание бороды даже до кожи собой напоминает выщипывание и выглаживание. Псалмопевец говорит: «Как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Аронову» (Пс. 132, 2). Повторением слова борода радостно воспевает он украшенное бородой лицо, блистающее елеем радости Господней. Но так как стрижка волос предпринимается не ради украшения, а вызывается обстоятельствами, то волосы на голове нужно стричь, чтобы, выросши очень длинными, они не препятствовали зрению. А на верхней губе волосы нужно подрезать, чтобы при еде не пачкались; но не следует их все остригать, — это было бы некрасиво, — а только немного ножницами. Бороду, которая никаким образом не может беспокоить, нужно без малого цельной оставлять; она сообщает лицу достопочтенность и некоторого рода отеческую авторитетность. Многие бывают удерживаемы от греха и внешним видом своим, потому что их тогда легко узнать; для тайных же грешников внешность, могущая быть предательской, характерность ее не очень желательны; они и отдаются своим делам в темноте потому, что характерного боятся; от большинства же ничем не отличаться, это представляет для них ту выгоду, что получают они тогда возможность бесстрашно грешить» (Педагог. Книга 3, глава 11. Краткий очерк наилучшего (идеального) образа жизни).

Св.Епифаний Кипрский: «Что хуже и противнее этого; Бороду образ мужа, остригают, а волосы на голове отращивают. О бороде в Постановлениях Апостольских слово Божие и учение предписывает, чтобы не портить ее, то есть, не стричь волос на бороде, но и не носить длинных волос, подобно блудницам, и не давать доступа тщеславию под видом праведности» (Против массалиниан).

Прп. Исидор Пелусиотский: «Весьма печалит меня, что слышу о тебе, будто бы не соревнуешь отцеву целомудрию, но подвергаешь себя чуждому для вас позору, лишив лице свое естественного цвета величавости, и преобразив в нечто более подобное лицу женскому. А это ничто иное значит, как укорять Создавшего. Ибо, если отказываешься от чести, самым временем придаваемой совершеннолетию, то показываешь сим, что упорно стараешься быть лучше несовершеннолетним, и намерен не мужем стать, но быть и казаться каким то сомнительным скопцом» (Письма. 1.463).

Итак, говоря «А», нужно сказать и «Б». Если сестрам неприлично красится и выщипывать брови, то естественно и братьям неприлично сбривать бороду. Вопрос внешнего вида христиан – это вопрос не только сестер, но и братьев.

«Вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20)

(переработанная Д.Ю. Гончаровым статья Э.Артемьева)