Первая степень священства.
Степени низших клириков введены в жизнь Церкви исторически, уже в апостольский век в христианском богослужении участвовало множество должностей служителей, на которых возлагались обязанности, подобные тем, какие исполняют ныне церковнослужители. Но по сравнению с первыми веками, в наше время в Православной Церкви осталось меньше степеней низших клириков – только иподиаконы и чтецы.
Чтение в храме всегда было неотъемлемой частью богослужения Церкви Божией. В Новом Завете чтение в храме освятил Сам Господь Иисус Христос, когда «вниде… в день субботний в сонмище и воста чести» (Лк. 4, 16). В первые века Христианской Церкви читать в храме могли все члены Церкви. Впоследствии это служение закрепилось за лицами, особенно искусными в чтении, – чтецами.
Существуют разные версии о происхождении чина чтеца. По одним, он произошел от чина диаконского и возник с целью облегчить многочисленные заботы последнего. Другие версии относят чтецов к древним харизматическим учителям и пророкам, которые существовали еще при апостолах. Первые письменные упоминания о чтецах как таковых относятся к середине II века. С течением времени, по свидетельству письменных памятников, чтецы начали приписываться к церковному клиру, хотя и к низшим его ступеням. Святитель Киприан Карфагенский (середина III в.) упоминает о лекторах, которые имели право читать Священное Писание в церковных собраниях. Из его творений видно, чтецы стали возводиться в клир и пользоваться большим уважением, так как они поставлялись на возвышенное место (амвон) и «видимые всему народу читали Заповеди и Евангелие Господни». Святитель смотрел на чтецов, как на кандидатов в пресвитеры. В раннеапостольские времена, по некоторым свидетельствам, чтецу также было дано право публично толковать Священное Писание. Но со временем обязанности чтецов свелись только к чтению. А в результате подчинения диаконам чтецы постепенно стали служителями алтаря и частично начали исполнять функции пономарей: возжигали и носили свечи, подавали иepeю просфоры и теплоту, хранили в чистоте принадлежности храма – от чего получили позднее именование «свещеносцев». С другой стороны, они стали исполнять и клиросные обязанности, «канонаршить», то есть возглашать перед пением глас и строчки из молитвословия, которые вслед за возглашением поет хор. Отсюда сближение чтеца с чином певца.
Звание чтеца в Древней Церкви пользовалось высоким уважением, оно давалось как награда за особое достоинство и твердое исповедание Христовой веры. На должности чтецов в древности начинали свое служение многие выдающиеся деятели и отцы Церкви — святые Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и другие.
Чин посвящения во чтеца
О чине посвящения чтецов упоминается уже в «Апостольских постановлениях» (IV век). В наше время хиротесия чтеца бывает перед началом литургии на середине храма, во время чтения часов. Посвящение может совершаться одновременно не над одним, а над несколькими избранными в эту должность. В Чиновнике архиерейского служения Русской Церкви хиротесия эта называется «чином на поставление чтеца и певца». Вот как она происходит:
«Имеяй быти свещеносец» приводится на середину храма. В первой молитве посвящения архиерей просит Бога украсить свещеносца нескверными и непорочными одеждами, просветить его, чтобы он в будущем веке принял нетленный венец жизни. Затем арxиepeй крестовидно постригает голову ставленника во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, надевая на него малый фелонь. Симеон Солунский пишет: «освященный … приемлет … фелонь – начаток священных одежд, и надевает его на выю, в знамение того, что он приходит под ярем священства, и посвященный на служение Богу, вступает под кров Самого Бога». Фелонь чтеца кроме внешнего вида, отличается от священнического и в том, что первая означает посвящение в служение Богу и повиновение священству, а последняя есть совершение священства.
Само пострижение посвящаемого, по изъяснению блаженного Симеона Солунского, означает посвящение его и всецелое пожертвование на служение Богу. Во второй молитве о ставленнике архиерей просит Господа Вседержителя освятить посвящаемого, как Своего избранника, и даровать ему со всякою Премудростию и разумом совершать поучение и чтение Божественных Писаний в храме Божием, сохраняя его в непорочном жительстве.
После сей молитвы епископ разгибает над главой чтеца книгу Апостол и дает ему для прочтения ее лицом к востоку (в знак того, что главное назначение постригаемаго есть именно чтение Священного Писания). Знаменуя трижды поставляемаго, apxиepeй благословляет ему стихарь. Облаченный в стихарь, чтец выслушивает следующее наставление архиерея: «Чадо, первый степень Священства, чтеца есть. Подобает убо тебе на всяк день Божественная писания прочитовати, да слушающии, зряще тя, пользу приимут, и тебе самому вящший степень притвориши, никакоже постыждая о тебе избрание. Целомудренно бо и Свято, и праведно жительствуя, и Человеколюбца Бога милостива возимаши, и вящшаго сподобишися служения, во Христе Иисусе Господе нашем, емуже слава во веки веков, аминь». Сейчас большинство алтарников, даже если они читают на богослужении, не имеют звания чтеца, а только исполняют их обязанности. Также и большинство иподиаконов не имеют посвящения. Обычно чтецы не только читают в храме, но и прислуживают при богослужении, то есть совмещают должность чтеца и пономаря (алтарника).