О БОГАТСТВЕ БЛАГОЧЕСТИВЫХ ( перевод творений Нектария Эгинского » О познании себя»).

О богатстве благочестивых.

Климент Александрийский говорит о богатстве благочестивых, которых он называет «пагтемона», т.е. лицо, приобретшее все добро, следующее: «Сама душа и есть его сокровище, и неотъемлемое богатство, прекрасное приобретение для его владелеца и то, что делает человека по-настоящему благословенным. Это тоже самое, если угодно, как если бы даже оно находилось перед ним, он этого не желает . И он не протягивает руку к тому, что не является его собственным. Однако он может получить то, что ему необходимо. Того же, что связано с его
благочестим, он желает и просит этого у Бога, и Бог дает ему это. Как это возможно?

Итак, не должен ли он быть богат и исполнен всех благ, имея вечное сокровище Божие? Потому что, как сказано: «Просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворяют» (Мф. 7, 8). Если Бог вообще ни в чем не отказывает [всем людям], то [тем более] все дает благочестивым [и боящимся Его]».

О благах, происходящих от скорбей

«Печаль возбуждает силы души и усиливает стремление [человека]к аскетической борьбе, собирает [активизирует] силы души и готовит духовное наслаждение теми благами, которые [человек] получит благодаря этому в будущем. Такова природа скорби, когда ним, также и когда печаль посещает золотые души, то они становятся все чище и чище» (Златоуст).

Апостол Павел говорит: «от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3-5).

Василий Великий говорит: «Наш пастырь Господь не одаривает рабов Божиих скорбями без надобности, но даёт их как испытание любви к нашему Создателю Богу. Ибо, как труды борцов приносят венцы состязующимся, так и для христиан испытание существующими искушениями есть то, что доставляет им хлопоты и боль, но ведет их к совершенству, если принимают все, что даётся Господом с должным терпением и всяким благодарением».

А также далее: «Действительно, для хорошо подготовленных скорби — это духовные упражнения и пища для подвижников Христовых, ведущие к наследованию славы Отца».

Златоуст противопоставляет печали зимнему времени года, подходящему для сельского хозяйства, говоря: «Так же, как зима подходит для
возделывание земли, так и скорби годятся для ухода за душой. Печаль приносит две выгоды: во-первых, она делает нас более скромными [и простыми] и более внимательными. Приобретение, которое мы получаем [через скорби] не маленькое —
быть услышанными, Богом».

И сразу: «скорбь есть неразрывная связь [с Богом], увеличение [рост] любви, повод для восхищения и благоговения».

Григорий Богослов называет скорбь хорошим лекарством для спасения.

Феофилакт говорит о скорбях, что они являются подтверждением Евангелия.

Кирилл Александрийский говорит: «скорби делают нас более мудрыми, искореняют первые признаки беспечности, убеждают любить милосердие. Жестоким и непокорным людям боящимся потерять святость, необходимо терпеть тяжесть скорбей ради послушания».

И Феодорит говорит: «Те, которые живут не для себя, но для Того, Кто умер и воскрес ради них, с радостью переносят испытания. Все большие и тяжелые по своей природе страдания, внутренне оцениваемые ими через их собственную призму, считаются ими маленькими и плодотворными».

Василий Великий говорит, что: «Человеколюбивый Бог соразмерно мере кажодого посылая скорби, подает и утешение и ободряет смиренных, чтобы они не потерпели неудачу в своем состязании, сокрушенные чрезмерной скорбью».

Златоуст подчеркивает, что: «Праведники страдают за дела праведности, те — для славы Божий, а неправедные наказываются за свои грехи. По этой причине Библия называет страдания праведных скорбями, а страдания грешников — язвами…Жизнь наполнена многими трудностями, но все женеобходимо, чтобы скорби были и у праведных, и у неправедных, и у благочестивых, и к нечестивым, но разница между ними великая. Потому что одно дело, когда ты проходишь через скорби, находясь в доме Божием,
другое же дело, страдать на чужбине. Сын получает удары, как и слуга. Но одно дело раб впавший в грех и принимающий последствия этого, а другое дело — свободный человек и сын, который молится [находясь в скорби], желая вернуться к Отцу. Раны не доставляют ему чести. Даже когда благочестивый страдает, по той же причине, что нечестивый и становится равным нечестивому, однако для него скорбь считается научающим испытанием, а для нечестивого — мучением и воздаянием [за грехи]».

А Синеций говорит, что: «Блага к людям приходят через скорби, а зло через суету».

Наконец Златоуст говорит: «Никто, идущий путем добродетели не может быть без печали, скорби, боли, искушения. Скорбь — это великое благо и этому мы учимся у детей, что без скорби нельзя научиться ничему полезному».

( Свт. Нектарий Эгинский « О познании себя», гл.2 « О надежде»)