НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ СО СВЯТОЙ ТРОИЦЕЙ!

« Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк. 12:49).

На 50-й день после светлого Христова Воскресения мы отмечаем День Святой Троицы. Именно в этот день Господь послал Духа Святого к ученикам и апостолам. И они разошлись по всему миру проповедовать учение Христа.

Этот день является днём рождения Церкви. Если до этого Господь Сам совершал исцеления, воздействовал на души и телеса человеческие, проповедовал, то с этого дня Господь это делает через свою Церковь.

Церковь потому нам и нужна, чтобы мы могли усвоить через неё плоды Христа, плоды Воскресения Христова, плоды той благодати Духа Святого, которая отныне пребывает в церковных таинствах — крещении, покаянии, причащении и других таинствах, благодатных обрядов и молитв Церкви. Апостол Павел поясняет, что Церковь — это духовно-мистическое тело, глава которого сам Христос, а мы являемся частями (членами) этого тела. И так же, как в теле живёт душа, так же и в церкви живёт Дух Святой. Именно благодаря ему, все церковные священнодействия, таинства и молитвы являются благодатными.

Почему этот день называется Днём Пресвятой Троицы? Потому что в этом событии проявили себя все три лица Святой Троицы: Отец, от которого Дух исходит, Сын, которого Дух послал в мир, и сам Дух Святой, который почил на учениках.

Почему сошествие Святого Духа было не без чувственных символов? Не просто был шум, но шум с неба и внезапный, чтобы более изумить их. Говорит, что сошествие Духа было с большой и сильной быстротой и заставило всех сойтись и сбежаться туда. Дух Святый наполнил весь дом, чтобы показать, что дар этот дарован не отдельно кому-нибудь, но всей полноте Церкви; потому что дом был символом Церкви, как купель – символом воды; а это – знак обилия и силы. Но дом наполнился не огнем; потому что это принудило бы их удалиться. Прекрасно говорит, что разделились, дабы ты узнал, что посланная Утешителем сила одна и та же. Итак, не просто был ветер, не просто огонь, но Дух Святый, являвшийся там. Наблюдай: когда Иоанн видел Святого Духа, то видел Его в образе голубя; Апостолам же нужно было видеть Его в образе огня. Апостол Петр не напрасно приводит слова пророка, когда говорит: и будет в последния дни, говорит Господь, изолью от Духа Моего на всякую плоть (Деян. 2:17). И они не просто приняли, но исполнились от Духа Святого, и притом все, а не Апостолы только. Для чего же Он явился в виде огня? Для того, чтобы показать, что Он одного и того же существа с Тем, Кто над купиною явился также в виде огня. С головы же исполнил всего человека; и был виден на головах у них огонь не сожигающий, но освящающий и просвещающий. Почему же они приняли языки не на уста, а на голову? Не на язык, то есть не на физический орган дан Дух, чтобы не подумали, что они из своего чрева и из своих уст произносят то, чего не имели. Но как поднимающиеся на небо воды занимают вершины гор и уже с высот спускаются в долины, так благодать Духа, заняв верхнюю часть головы, как бы гору, распространилась потом на мозг, потом на уста и на сердце и с головы наполнила собою совершенно всего человека. Почему же, еще повторяю, на голову? Потому, что Апостолы рукополагались в это время в учители вселенной; а рукоположение совершается не иначе, как на голову. Итак, тем, что языки были над головами, показывается образ рукоположения; потому что рукоположение совершается чрез возложение рук на голову, каковой образ рукоположения в силе и доныне.

Так как сошествие Святого Духа бывает ныне невидимым образом, то на голову рукополагаемого архиерея возлагается Евангелие; и когда оно возлагается, тогда в этом следует видеть не иное что, как покоящийся на голове огненный язык, – язык – ради проповеди, огненный – в силу слов:

Лк. 12:49 – огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Дар языков Апостолы получили прежде других дарований, потому что должны были разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке; и один и тот же человек по внушению Святого Духа стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском, и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что Апостолы могли говорить на многих языках. Не от себя говорили, но провещавали от Духа Божия, проповедуя.

Паремии в день Пятидесятницы:

Книга Чисел (XI, 16 – 17, 24 – 29)

И сказал Господь Моисею: собери Мне семьдесят мужей из старейшин Израилевых, которых ты знаешь, что они старейшины и надзиратели его, и возьми их к скинии собрания, чтобы они стали там с тобою; Я сойду, и буду говорить там с тобою, и возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них, чтобы они несли с тобою бремя народа, а не один ты носил. Моисей вышел и сказал народу слова Господни, и собрал семьдесят мужей из старейшин народа и поставил их около скинии. И сошел Господь в облаке, и говорил с ним, и взял от Духа, Который на нем, и дал семидесяти мужам старейшинам. И когда почил на них Дух, они стали пророчествовать, но потом перестали. Двое из мужей оставались в стане, одному имя Елдад, а другому имя Модад; но и на них почил Дух [они были из числа записанных, только не выходили к скинии], и они пророчествовали в стане. И прибежал отрок и донес Моисею, и сказал: Елдад и Модад пророчествуют в стане. В ответ на это Иисус, сын Навин, служитель Моисея, один из избранных его, сказал: господин мой Моисей! запрети им. Но Моисей сказал ему: не ревнуешь ли ты за меня? о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!

Бог велел собрать Моисею у скинии 70 мужей, которым обещал дать «от Духа, сущаго» в Моисее, чтобы они могли разделить с ним бремя руководства народом. В чем заключалось дело семидесяти выбранных старейшин? Им нужно было наблюдать за тем, чтобы вера в Истинного Бога не колебалась в людях, и помогать Моисею удерживать народ от измены Богу. Такое служение требует особой помощи Божией, и Бог обещает избранным старейшинам те же дары Святого Духа, которые были даны Моисею. И вот все семьдесят мужей почувствовали особое вдохновение и «пророчествовали». На языке Писания «пророчествовать» — это не обязательно предсказывать, но возвещать «о великих делах Божиих» (Деян. II, II), сказать о Боге так, чтобы душа загорелась как у самих старейшин, так и у всех, слышащих их. Моисей каждому желал этого дара от Бога, что и получили верующие в Церкви Новозаветной. Эти слова о действии Св. Духа в Ветхозаветной Церкви естественно вспомнить в день Пятидесятницы, почему они и читаются для прославления Бога Духа Святого в день Св. Троицы.

Книга пророка Иоиля (II, 23 – 32)

И вы, чада Сиона, радуйтесь и веселитесь о Господе Боге вашем; ибо Он даст вам дождь в меру и будет ниспосылать вам дождь, дождь ранний и поздний, как прежде. И наполнятся гумна хлебом, и переполнятся подточилия виноградным соком и елеем. И воздам вам за те годы, которые пожирали саранча, черви, жуки и гусеница, великое войско Мое, которое послал Я на вас. И до сытости будете есть и насыщаться и славить имя Господа Бога вашего, Который дивное соделал с вами, и не посрамится народ Мой во веки. И узнаете, что Я посреди Израиля, и Я — Господь Бог ваш, и нет другого, и Мой народ не посрамится вовеки. И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего. И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы дыма. Солнце превратится во тьму и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь, и у остальных, которых призовет Господь.

Во второй паремии вспоминаются слова пророка Иоиля, обращенные к сынам Израилевым в трудное время, когда засуха и саранча убили посевы и грозили голодом людям. Бог допускает страдания для того, чтобы в беде люди подумали о Нем. Это принудительная мера, вынужденный пост, который как-то еще способен заставить людей обратиться к Богу. Пророк обещает такой урожай в плодородный год, каких не было несколько лет. Бог этим хочет не столько возместить прошлое, сколько укрепить веру в людях, которым Он хотел бы дать не только обилие плодов земных, но и изобилие даров Св. Духа. Апостол Петр вспоминает слова пророка и относит их к моменту сошествия Святого Духа в Новозаветной Церкви в день Пятидесятницы. Господь обещает «излить от Духа Своего на всяку плоть», то есть дать дары Св. Духа всем людям, вне зависимости от принадлежности к избранному народу, без различия возраста и пола. Все получат возможность восторженно восхвалять Бога, наставлять, а когда надо — и предсказывать будущее, открывать тайное. Уже в первые века христианства многие были отмечены дарами Св. Духа. Самое существенное и страшное пророчество, о котором говорится здесь — это о пришествии дня Господня, то есть последнего Суда. На земле ему будут предшествовать и кровопролитные войны, и землетрясения, и стихийные бедствия. На небе знаменует близость Страшного Суда затмение солнца и луны. Знамения эти вспомнили апостолы в день Пятидесятницы. Мысль о Суде не может не поражать страхом, но страх этот не всякого будет сковывать. От него будет свободен всякий, кто призовет имя Господа. Это не значит просто языком или мысленно призывать Бога, но, главное, исповедовать Бога жизнью по вере, по заповедям Божиим. Это подтверждает и Господь в Евангелии: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего» (Мф. VII, 21).

В день Сошествия Св. Духа исполнилось пророчество об излиянии на верующих благодати Святого Духа, потому эти слова и читаются в праздник Пятидесятницы.

Книга пророка Иезекииля (XXXVI, 24 – 28)

И возьму вас из народов, и соберу вас из всех стран, и приведу вас в землю вашу. И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять. И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом.

В третьей паремии вспоминается о возвращении иудеев из Вавилонского плена и о спасительной духовной перемене в их жизни. Иудеи в годы пленения были рассеяны по разным владениям Вавилонского царства. Кир, завоевав Вавилон, разрешил им вернуться в Палестину. На родине предков они почувствовали необходимость очищения, так как общение с идолопоклонниками не могло не влиять на них. И Господь через пророка обещает им «чистую воду» как прообраз очищающей благодати Св. Духа. Блаженный Феодорит видит в чистой воде прообраз крещения. Далее Господь обещает дать новое сердце, то есть совершенно изменить, обновить человека. Это может совершить лишь благодать Св. Духа. Жизнь вдали от Бога делает сердце каменным, и. только Господь благодатью Духа Святого умягчает каменное сердце, делает его мягким, теплым, живым, способным откликаться на прикосновение Божественных слов. По словам блаженного Феодорита, сердце «плотяное» — это сердце «благопокорное и благопослушное». Плененные иудеи духовно возмужали и выросли после возвращения в Палестину, но не все. Основное преображение верующих под действием благодати Божией совершилось уже в Новозаветной Церкви, где исполнилось условие: «вы будете Моим народом, и Я буду Вашим Богом». Исполняется это условие, и живут люди на земле с чувством глубокого внутреннего мира и довольства, которое не зависит от внешнего благополучия. Иудеи не сохранили это условие, и потому лишились земли, забыли Бога. Место избранного народа заняли христиане, которые объединяют людей всех национальностей. Землею обетованной становится Новозаветная Церковь, а людьми Божиими — все, к ней принадлежащие. К ним и относится обещание Божие дать благодать Свою, которая, не нарушая свободы, будет содействовать в усилиях хранить заповеди Его. Эти слова пророка Иезекииля читаются в праздник Пятидесятницы потому, что содержат предсказание о сошествии Св. Духа как источника благодатной жизни, духовного обновления и освящения.

Апостольское чтение дня ( Деяния, 2: 1-11).

При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.

2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.

5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.

6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.

7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?

8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.

9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,

10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,

11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

Святоотеческое чтение дня.

( свт. Игнатий Брянчанинов « Аскетические опыты», беседа старца с учеником о упражнении молитвой Иисусовой, продолжение):

Ученик. Изложи правильный способ упражнения молитвою Иисусовою.

Старец. Правильное упражнение молитвою Иисусовою вытекает само собой из правильных понятий о Боге, о всесвятом имени Господа Иисуса и об отношении человека к Богу.

Бог есть существо неограниченно-великое, всесовершенное, Создатель и Воссоздатель человеков, полновластный Владыка над человеками, над Ангелами, над демонами, над всею тварью видимою и невидимою. Это понятие о Боге научает нас, что мы должны предстоять пред Богом молитвою в глубочайшем благоговении, в величайшем страхе и трепете, устремя к Нему все внимание наше, сосредоточивая во внимании все силы ума, сердца, души, отвергая рассеянность и мечтательность, как нарушение внимания и благоговения, как нарушение правильности в предстоянии Богу, правильности, настоятельно требуемой величием Бога. Прекрасно сказал Исаак Сирский: “Когда припадаешь пред Богом в молитве, будь, в помысле твоем, как муравей, как земные гады, как червячок, как лепечущее дитя. Не скажи пред Ним чего-нибудь разумного; младенческим образом мыслей приблизься к Богу”. Стяжавшие истинную молитву ощущают неизреченную нищету духа, когда предстоят пред Богом, славословя Его, исповедуясь Ему, повергая пред Ним прошения свои. Они чувствуют себя как бы уничтожившимися, как бы несуществующими. Это естественно! когда молящийся ощутит обильно присутствие Божие, присутствие Само-Жизни, Жизни необъятной и непостижимой, тогда его собственная жизнь представляется ему мельчайшею каплею, сравниваемою с беспредельным океаном. В такое состояние пришел праведный многострадальный Иов, достигши высшего духовного преуспеяния. Он почувствовал себя «истаявшим»(Иов.42:6), как тает и исчезает снег, когда упадут на него лучи палящего солнца.

Имя Господа нашего Иисуса Христа – Божественно; сила и действие этого имени – Божественны; они – всемогущи и спасительны; они – превыше нашего понятия, недоступны для него. С верою, упованием, усердием, соединенными с великим благоговением и страхом, будем совершать великое дело Божие, преподанное Богом: будем упражняться в молитве именем Господа нашего Иисуса Христа. “Непрестанное призывание имени Божия, – говорит Великий Варсонофий, – “есть врачевание, убивающее не только страсти, но и самое действие их. Как врач прилагает лекарственные средства или пластыри на рану страждущего, и они действуют, причем больной и не знает, как это делается, так точно и имя Божие, будучи призываемо, убивает все страсти, хотя мы и не знаем, как это совершается”.

Наше обычное состояние, состояние всего человечества, есть состояние падения, прелести, погибели. Сознавая и, по мере сознания, ощущая это состояние, будем молитвенно вопить из него, вопить в сокрушении духа, вопить с плачем и стенаниями, вопить о помиловании. Отречемся от всякого наслаждения духовного, от всех высоких молитвенных состояний, как недостойные их и неспособные к ним. Нет возможности воспеть «песнь Господню на земли чуждей»– в сердце, обладаемом страстями. Если же услышим приглашение воспеть ее, то да знаем наверно, что приглашение это делается «пленившими нас». «На реках Вавилонских» можно и должно только плакать.(Пс.136:1, 3–4)