НОВОМУЧЕНИКИ И ИСПОВЕДНИКИ РОССИЙСКИЕ.
Новомученики- это святые сродники наши, верные, горящие любовью к Богу и людям. По благоизволению Божиему Русская Церковь на заре своей истории почти не знала мученичества. Она прославилась подвигами сонма преподобных, святителей, благоверных князей, и только в единичных случаях ее члены сподоблялись подвига мученичества. Но в минувшем ХХ столетии наша Поместная Церковь украсилась великим собором мучеников и исповедников.
Из истории праздника.
25 января/7 февраля 1918 г. у стен древней Киево-Печерской Лавры группой революционных солдат был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский).
Ко времени мученической кончины священномученика Владимира в разных епархиях уже были убиты и священнослужители, и простые миряне, но старец-митрополит стал первым иерархом, пострадавшим в этом самом страшном и жестоком гонении на Церковь Христову.
Поместный Собор определил, чтобы 25 января/7 февраля или следующий за ним воскресный день был днем молитвенного поминовения «всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников». Собор призывал совершать в этот день крестные ходы и поминовения новомучеников. Принимая это Постановление, отцы Собора не думали, что устанавливают день поминовения самим себе: подавляющее большинство членов Собора 1917–1918 гг. в последующие годы подверглись гонениям, и многие из них приняли мученические венцы. Но в те годы открытое поминовение пострадавших за веру Христову было невозможно, и священники просто поминали на проскомидиях погибших в тюрьмах и лагерях, в ссылках и в изгнаниях отец и братий, матерей и сестер. Понимая святость подвига пострадавших за Христа своих старших собратий, но соблюдая церковную дисциплину, священники молились об их упокоении, не чая, что придет время их прославления в лике святых.
Архиерейский Собор 1989 г. положил начало прославлению новомучеников- было
прославление святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. В 1991-1992 гг., Архиерейский Собор прославил еще несколько новых мучеников и исповедников ХХ в. и определил совершать празднование Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января/7 февраля, или в ближайшее воскресенье после 7 февраля.
АПОСТОЛ ТИМОФЕЙ.
Тимофей- апостол из числа семидесяти, ученик и спутник апостола Павла, епископ Эфесский. Память 22 января и в Соборе 70 апостолов. Родом из малоазийской провинции Ликаонии. Его мать Евника — с юных лет внушила своему сыну любовь к изучению Священного Писания. К вере Христовой Тимофей был обращен самим апостолом Павлом, когда тот в первый раз проходил с проповедью Евангелия ликаонские города. Сопровождал апостола Павла в его путешествиях, помогал ему в проповеднических трудах, по его поручению обходил со словом назидания и утешения разные христианские общины. Он прошел с апостолом Павлом Фригию, Галатию, Мизию и Македонию. Апостол Тимофей был епископом Эфесским 15 лет.
Апостольское чтение дня (1 Тим., 1:15-17 ).
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Я помилован, чтобы никто из согрешивших уже не отчаивался, но был в полной надежде на прощение, так как получает спасение величайший из всех грешников – Павел. Этим Апостол показывает, что сам он не заслуживал прощения, но ради спасения других сподобился сего человеколюбия Божия. Не сказал просто: чтобы во мне показал долготерпение, но всё долготерпение, как бы так говоря: бесконечно согрешив, я нуждался во всей милости, во всём Его человеколюбии, а не отчасти.
Святоотеческое чтение дня.
Свт. Игнатий Брянчанинов. О евангельских заповедях ( продолжение).
Сердце, зараженное злобою и неспособное к заповедуемой Евангелием любви к врагам, должно врачевать теми средствами, на которые указал Господь: должно молиться за врагов, отнюдь не осуждать их, не подвергать злоречию, говорить о них доброе, по силе благодетельствовать им. Эти действия погашают ненависть, когда она возгорится в сердце, содержат ее постоянно обузданною, значительно ослабляют ее. Но полное искоренение злобы совершается действием Божественной благодати.
Подающим милостыню Господь заповедал подавать ее в тайне; упражняющимся в молитве, повелел молиться в уединении замкнутой клети; постящимся повелел скрывать пощение (Мф.6:18). Добродетели эти должны быть совершаемы единственно с целью угождения Богу, с целью пользы ближнего и души своей. Не только от взоров человеческих должно быть утаено наше духовное сокровище, но и от собственной нашей «шуйцы» (Мф.6:3). Похвала человеческая окрадывает наши добродетели, когда совершаем их явно, когда не стараемся скрывать их, – и мы неприметным образом увлекаемся к человекоугодию, лукавству, лицемерству. Причиною этого – повреждение наше грехом, болезненное состояние душ наших. Как недугующее тело нуждается в осторожности от ветров, холода, различных яств и напитков: так и недугующая душа нуждается в многообразном хранении. Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла, этой шуйцы нашей, не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными, тщеславною радостью и тщеславным услаждением, которые являются в нас по совершении добродетели, отнимают у нас плод ее.
Господь заповедал нам прощать ближним нашим согрешения их против нас: «аще бо отпущаете, – сказал Он, – человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш Небесный. Аще ли не отпущаете человеком согрешения их, ни Отец ваш Небесный отпустит вам согрешений ваших»(Мф.6:14–15). Из этих слов Господа вытекает само собою заключение, что верный признак отпущения нам грехов состоит в том, когда мы ощутим в сердце нашем, что мы точно простили ближним все согрешения их против нас. Такое состояние производится, и может быть произведено, единственно Божественною благодатью. Оно – дар Божий. Доколе мы не сподобимся этого дара, будем, по завещанию Господа, пред каждою молитвою нашею рассматривать нашу совесть, и, находя в ней памятозлобие, искоренять его вышеуказанными средствами, т.е. молитвою за врагов, и благословением их (Мк.11:25). Когда ни вспомним о враге нашем, – не допустим себе никакой иной мысли о нем, кроме молитвы и благословения.