НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И ВСЕМИ РУССКИМИ СВЯТЫМИ!

« Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лк. 12:49).

Празднование русским святым.

Второе воскресенье по Пятидесятнице – это «Неделя Всех святых, в земле Русской просиявших». Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.

Идея соборного празднования памяти русских святых появилась в середине XVI в. после прославления их сонма на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. Первая служба в честь «новых российских чудотворцев» была составлена иноком суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорием и предназначалась для пения 17 июля. Этот день стал первоначальной датой празднования Собора русских святых.

Современное празднование всех святых, в земле Российской просиявших, было установлено по решению Поместного Собора 1917-1918 гг. Собор определил восстановить празднование дня памяти всех русских святых в 1-е воскресение Петрова поста.

Паремии в день Всех русских святых:

Пророчества Исаиина чтение

Ис.49:9.сказать узникам: «выходите», и тем, которые во тьме: «покажитесь». Они при дорогах будут пасти, и по всем холмам будут пажити их.

Употребленный здесь образ «узников, выпущенных из темницы» дает некоторым основание предполагать, что речь идет о выходе евреев из вавилонского плена. Образ «темницы или вообще тьмы», в которой находились языческие народы, получает особенную выразительность и силу, по контрасту с тем светом, который принес с Собой Мессия.Здесь употреблен и евангельский образ доброго пастыря.

Ис.49:11. И все горы Мои сделаю путем, и дороги Мои будут подняты.

«И все горы Мои сделаю путем… Вот, одни придут издалека; и вот, одни от севера и моря, а другие из земли Синим». Заключая Свою речь о благоплодном и многоплодном служении Мессии, Господь пророчески раскрывает картину дивного и величественного умножения христианской церкви, собранной с разных концов земли.

Ис.49:15.Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.

«Забудет ли женщина грудное дитя свое… но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Сила любви и заботы Господа о Его верном Сионе превосходит все, самые крепкие и самые неразрывные естественные, человеческие узы.

Премудрости Иисуса, сына Сирахова, чтение.

Сир.44:9 Но те были мужи милости, которых праведные дела не забываются;

9.Мужи милости Божией к ним.

Сир.44:10 в семени их пребывает доброе наследство; потомки их – в заветах;

  1. Потомки их пребывают верными заветам Господним.

Сир.44:11семя их будет твердо, и дети их – ради них;

  1. Многочисленное долговечное твердое в вере и доброй жизни потомство – награды благочестивых и мудрых родителей.

Премудрости Соломоновы чтение.

Прем. 3:1. А души праведных в руке Божией, и мучение не коснется их.

«А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т. е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим ( Ис. 31:6; Лк. 23:46).

«Мучение не коснется их» — разумеются мучения по смерти (Лк. 16:23).

Апостольское чтение дня ( Римлянам, 2: 10-16).

Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

Ибо нет лицеприятия у Бога.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

Рим.2:16– В день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.С этих слов начинай новую речь; ибо теперь говорит Апостол о том, каким образом судимы будут все вообще люди. В день суда предстанут собственные наши мысли, то осуждающие, то оправдывающие, и человеку не нужно будет на судилище том ни другого обвинителя, ни другого защитника. А дабы увеличить страх, не сказал: грехи, но: тайные дела. Люди могут судить одни явные дела, а Бог, говорит, будет судить тайные дела чрез Иисуса Христа, то есть Отец чрез Сына, потому что Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин.5:22). Можешь и так разуметь слова через Иисуса Христа: по благовествованию моему, предоставленному мне Иисусом Христом. Здесь внушает, что благовествование не проповедует ничего противоестественного, но возвещает то же самое, что вначале внушено людям самой природой, то есть, что и благовествование свидетельствует о суде и наказании.

Святоотеческое чтение дня.

( свт. Игнатий Брянчанинов « Аскетические опыты», беседа старца с учеником о упражнении молитвой Иисусовой, продолжение):

Священноинок Дорофей, наш соотечественник, великий наставник духовному подвигу, подходящий этим достоинством своим к святому Исааку Сирскому, советует приобучающемуся к молитве Иисусовой сперва произносить ее гласно. Он говорит, что гласная молитва сама собою переходит в умную. “От молитвы гласной многой, – говорит священноинок, – истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному”. При особенном действии рассеянности, печали, уныния, лености, очень полезно совершать молитву Иисусову гласно: на гласную молитву Иисусову душа мало-помалу возбуждается от тяжкого нравственного сна, в который обычно ввергают ее печаль и уныние. Очень полезно совершать молитву Иисусову гласно при усиленном нашествии помыслов и мечтаний плотского вожделения и гнева, когда от действия их разгорячится и закипит кровь, отнимутся мир и тишина у сердца, когда ум поколеблется, ослабеет, как бы ниспровергнется и свяжется множеством непотребных помыслов и мечтаний: воздушные князи злобы, присутствие которых не обличается телесными очами, но познается душою по производимому ими действию на нее, услышав грозное для них имя Господа Иисуса, придут в недоумение и замешательство, устрашатся, не замедлят отступить от души. Способ, предлагаемый священноиноком, очень прост и удобен. Его надо соединять с механизмом святаго Иоанна Лествичника, то есть, произносить молитву Иисусову гласно, вслух себе одному, не спеша, и заключая ум в слова молитвы; заключение ума в слова молитвы завещавается самим священноиноком.