ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ВАРВАРА.
Святая великомученица Варвара родилась в знатной языческой семье в городе Илиополе Финикийском (современная территория Ливана). Ее отец Диоскор был представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (годы царствования 285–306). Рано потеряв супругу, родитель все свое внимание и заботу сосредоточил на дочери. Видя ее необыкновенную красоту, Диоскор решил скрыть ее от посторонних глаз до времени, обустроив башню, куда поселил Варвару вместе с прислугой и учителями.
Юная девушка, выглядывая из окон своего жилища, любуясь удивительной красотой природы, задавалась вопросом: Кто смог так прекрасно и разумно устроить все в этом мире? Она спрашивала об этом приставленных к ней воспитательниц, и те отвечали, что это сделали боги, которых почитает ее отец, на что Варвара отвечала: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так будущая мученица, созерцая этот мир, постепенно приближалась к постижению его истинного Творца. Когда Варваре настало время выходить замуж, многие знатные женихи приходили к Диоскору просить ее руки, но на ласковые предложения отца дочь отвечала твердым отказом, говоря, что всю жизнь хочет оставаться девой. Испугавшись такого необычного желания, родитель разрешил Варваре выходить из башни и общаться с кем захочется. Он надеялся, что, общаясь с людьми, дочь постепенно поменяет свое решение. Но святая, получив свободу, сразу же познакомилась с местными христианами, от которых она наконец узнала о едином Боге. Через некоторое время она приняла Крещение от одного священника, который был проездом в ее городе под видом купца (уже тогда началась новая волна гонений на христиан). Святая утаила случившееся от Диоскора.
Во время долгого отсутствия Диоскора при его доме велось строительство, Варвара приказала устроить в новой постройке третье окно — в честь Пресвятой Троицы. Когда Диоскор вернулся и стал допытываться у строителей, для чего они сделали лишнее окно, они сослались на его дочь. «Три лучше чем два, — отвечала родителю Варвара, — ибо у неприступного, неизреченного Света Троичного Три Окна (Ипостаси или Лица)». Отец пришел в ярость, узнав, что его дочь стала христианкой. Утром следующего дня он отвел ее к городскому правителю Мартиану, перед которым отрекся от нее и просил судить за пренебрежение языческими традициями. Мученица осталась непреклонной после долгих уговоров Мартиана быть послушной отцовской воле. Начались пытки. Святую били воловьими жилами, а глубокие раны растирали власяницей (грубая ткань из козьей шерсти). Ночь Варвара провела в темнице, молясь Богу о том, чтобы Он укрепил ее перед новыми страданиями. Утром на теле мученицы не обнаружили ни одной раны. Одна христианка, Иулиания, видя это чудо, стала открыто исповедовать свою веру и желала так же страдать за Христа. Обеих мучениц подвергли жесточайшим пыткам, а затем обезглавили. Варвару вызвался казнить ее собственный отец. В IV веке мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь, позднее — в Киев.
Апостольское чтение дня ( Кол. 1: 12-18).
благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете,
избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,
в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов,
Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари;
ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли,- все Им и для Него создано;
и Он есть прежде всего, и все Им стоит.
И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство.
Кол.1:13– Избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего.
Он избавил нас, находящихся под властью тьмы, то есть заблуждения и тирании диавола. И не сказал просто «от тьмы», но от власти тьмы. И не сказал: вывел, но избавил, показывая, что мы, как пленники, томились. Великое дело и от тьмы освободить, но ввести ещё в Царство – это гораздо больше.
Кол.1:15 – Который есть образ Бога невидимого, рождённый прежде всякой твари. Апостол выставляет здесь славу естества и величие достоинства Единородного. Который, говорит, есть образ Бога; следовательно, точь-в-точь сходен, ни в чём не отличен.
Кол.1:18 –И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мёртвых, дабы иметь Ему во всём первенство. Он и прежде всех рождён от Отца, и первый между всеми, как Глава Церкви, и прежде всех воскрес, как начаток, даровав им нетление. И прежде бывали воскресающие, но опять умирали. Он же воскрес и не умирает.
Святоотеческое чтение дня.
Свт. Игнатий Брянчанинов. О терпении( продолжение).
Священное Писание свидетельствует, что рабам Божиим, шествующим путем заповедей Божиих, посылаются особенные скорби в помощь их деятельности, как и Спаситель мира сказал, что Отец небесный «всякую розгу… творящую плод о Христе, очищает, да множайший плод принесет» (Ин.15:2). Эти очистительные скорби именуются попущениями или судьбами Божиими; о них воспел святой Давид:«Судьбы Господни истинны, оправданны вкупе»(Пс.18:10). «Судьбам Твоим научи мя!» (Пс.118:108). Пусть узнаю и уверюсь, что все, случающееся со мною горькое, случается по промыслу Божию, по воле Бога моего! Тогда познаю и то, что «судьбы Твоя помогут мне»в немощном и недостаточном моем Богоугождении (Пс.118:175).
В пример того, каким образом судьбы Божии вспомоществуют рабам Божиим, желающим благоугодить Богу, как они возводят их к той святой деятельности, к которой они никак не достигли бы без помощи судеб Божиих, приведем события с константинопольским вельможею Ксенофонтом, с его супругою и двумя сыновьями. Богатый и знаменитый Ксенофонт проводил жизнь самую благочестивую, какую общее благочестие христиан того времени соделывало возможною посреди мира и какую ныне можно проводить разве только в удалении от мира. Он желал, чтоб два сына были наследниками и имущества его, и положения при дворе императорском, и благочестия. Тогда славилось училище в сирийском Вирите (нынешнем Бейруте). Туда Ксенофонт отправил детей своих для изучения премудрости века сего. Путь из Константинополя в Вирит – морем. Однажды сыновья, посетив отца по случаю его опасной болезни, возвращались к училищу. Внезапно поднялась сильнейшая буря на Средиземном море, корабль разбило, оба юноши были выкинуты волнами в разных местах на берега Палестины. В таком бедственном положении, напитанные с детства помышлениями и влечениями благочестивыми, сыновья Ксенофонта признали в постигшей скорби призвание Божие к монашеской жизни, и, как бы по взаимному соглашению, поступили в палестинские монастыри. По прошествии значительного времени, они встретились друг с другом; по прошествии значительного времени, Ксенофонт узнал, что корабль, на котором ехали его дети, разбит бурею, и что все находившиеся на корабле пропали без вести. Глубоко огорченный отец прибегнул к молитве; после всенощного келейного бдения он получил Божественное откровение, что сыновей его осеняет особенная милость и благодать Божия. Поняв из этого, что они приняли монашество, зная, что в Палестине, против берегов которой корабль претерпел крушение, находится монастырей многое множество, Ксенофонт с супругою отправился в Иерусалим: там он увидел сыновей, и уже не возвратился в Константинополь. Из Иерусалима он распорядился имуществом, которое было продано: деньги, вырученные за него, розданы монастырям, церквам и нищим. Ксенофонт и Мария (так называлась его супруга) последовали примеру сыновей своих, Иоанна и Аркадия, вступили в монашество, в котором и родители и дети достигли великого духовного преуспеяния. Они никак не сподобились бы его, если б пребыли в мирской жизни, хотя и весьма благочестивой. Бог, прозирая их преуспеяние, привел к нему неисповедимыми судьбами Своими. Путь судеб Божиих горек, как засвидетельствовал святой Апостол: «Егоже любит Господь наказует: биет же всякого сына, егоже приемлет» (Евр.12:6). Последствия судеб Божиих вожделенны, неоценимы. Из жизнеописаний многих других избранников Божиих убеждаемся, что Бог посылает в помощь благому деланию рабов Своих скорби, ими очищает и совершает это делание. Одно собственное делание человека недостаточно, как замечает преподобный Симеон Новый Богослов. «3олото, говорит он, покрывшееся ржавчиною, не может иначе очиститься и возвратить естественную светлость, как будучи ввергнуто в огонь и тщательно выковано молотами: так и душа, осквернившаяся ржавчиною греха и соделавшаяся вполне непотребною, не может иначе очиститься и возвратить древнюю красоту, если не пребудет во многих искушениях, и не вступит в горнило скорбей.