НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТЫМИ ПРАОТЦАМИ!

СВЯТЫЕ ПРАОТЦЫ.

 

Праотцы — это все святые праведники, которые жили на земле от Адама вплоть до Рождества Христова. Самые известные из них это: Авель, Сиф, Енос, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Иов, Моисей, Илия, Самуил, Давид, Даниил, три отрока – Азария, Анания, Мисаил и многие другие, о жизни которых мы знаем со страниц Священного Писания. Всех этих праведников объединяет одно — это их вера и святая жизнь в хождении пред Богом. Будучи просвещаемы Святым Духом, праотцы знали о том, что должен родиться и стать человеком Христос Бог, который восстановит, обожит растленную грехом природу человечества, и отверзет для всех верующих в Него врата Царствия Небесного. Эта вера и духовная жажда увидеть и приобщиться к таинству Боговоплощения жила в сердцах ветхозаветных праведников. Спустя тысячелетия настал это великий и благословенный день – то, чего так сильно ожидали святые праотцы и, подсознательно, все человечество, осуществилось в рождении Христа. Рассуждая над вопросом, почему после грехопадения прародителей Адама и Евы многие тысячелетия не приходил на землю Спаситель, святые отцы Церкви говорили, что человечеству надлежало предварительно пройти долгий путь очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых мужей Ветхого Завета, чтобы явиться, наконец, в неискусобрачной Деве Марии на той степени чистоты и святости, на которой оно могло сделаться вместилищем Святейшего святых Бога Слова. От семени праотцов произошел славный плод – Пресвятая Богородица, от них произошел по плоти Христос. Он есть потомок избранной части человечества, в которой сохранялась истинная вера, каковы были члены патриархальной Церкви, существовавшей до избрания Авраама, затем члены рода Авраамова от Исаака и Иакова, наконец члены послезаконной Церкви от Моисея до Христа, родившегося от Пресвятой Девы Марии. Вера в грядущего Искупителя поддерживаема была в Ветхом Завете многими другими обетованиями и пророчествами, например, тремя обетованиями Аврааму, Исааку и Иакову: о семени твоем благословятся все народы земные (Быт. 22, 14; 26, 4; 28, 14). Ветхозаветные праотцы не только сами верою прияли от Христа оправдание и спасение, но еще чрез них Христос «от язык, то есть от всех языческих народов, предобручил Церковь» (Тропарь Недели праотец).

 

Апостольское чтение дня (Кол., 3:4-11).

 

Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе.

5 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение,

6 за которые гнев Божий грядет на сынов противления,

7 в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

8 А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших;

9 не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его

10 и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его,

11 где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос.

 

Комментарий блаженного Феофилакта:

Во второе пришествие явится всем Христос как Бог, грядущий во славе, со Ангелами. Ныне Он настолько сокровен, что даже имя Его осуждают. Тогда явитесь и вы, и не просто, но во славе. Посему того дня ищите, а не этого: стремитесь к той жизни. Жемчужина сокрыта, пока она в раковине, а когда разобьют раковину, блестит на славу. Так и мы, пока находимся в этом тленном теле, должны жить сокровенно, чуждаясь славы. Когда же сие тленное будет разрушено, тогда наступит и наша слава, если мы окажемся достойными её по своим делам. Ветхим человеком называет развращённое произволение. Члены ветхого человека: мысль его состоит из лжи, сердце – из ярости, уста – из лжи и злословия, глаза и прикрытые члены – из блуда, печень – из худого пожелания, руки – из любостяжания.

Новый человек есть произволение по Богу, не стареет, но всё больше и больше расцветает и разрастается познанием Бога и вещей божественных, всегда и всегда являясь юнеющим и, однако, тем более крепнущим, чем полнейшее стяжает ведение и чем большего сподобляется. По образу Создавшего его. То есть Христа. Вот и ещё похвальное отличие нового во Христе человека, что в нём не берётся во внимание ничто внешнее: ни род, ни достоинство, ни предки, но что Христос есть черта отличия его, характер его. Во всех, по духу истинно добродетельной жизни образовавшихся, всё есть Христос, то есть и род, и достоинство. Или иначе можно сказать – все вы – один Христос, будучи телом Его.

 

Святоотеческое чтение дня (свт. Игнатий Брянчанинов «О рассеянной и внимательной жизни», продолжение).

Великое дело Божие – сотворение человека, и потом, по падении его, обновление искуплением – должно быть подробно известным каждому христианину; без этого познания он не может знать и исполнять обязанностей христианина. Познание великого дела Божия не может быть приобретено при рассеянности!

Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной.

Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против невидимых врагов своих. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности?

Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц.

Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость, наравне с многоядением и многопитием (Лк.21:34). Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным; служение Богу делается для рассеянного предметом посторонним; самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна.

Внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств, – изощряет, укрепляет, образует действие чувств душевных. Рассеянность, напротив того, усыпляет действие душевных чувств: она питается непрерывным действием чувств телесных.

Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни рассеянной! Этим они обличают злокачественность недуга, их объемлющего. Их недуг так велик, так притупляет чувства души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния.

Желающие научиться вниманию, должны воспретить себе все пустые занятия.

Исполнение обязанностей частных и общественных не входит в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностью, или с такими пустыми занятиями, которые безошибочно могут быть причислены к праздности.

Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует к сохранению внимания к себе, – оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом. Деятельность – необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми Отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе.