СВЯТИТЕЛИ ПЕРМСКИЕ ГЕРАСИМ, ПИТИРИМ И ИОНА.
Эти три епископа преемственно продолжали апостольские труды великого просветителя Перми — святого Стефана. Время святительских подвигов Герасима, Питирима и Ионы — XV столетие.
Блаженный Герасим продолжил сложнейший путь своего предшественника святителя Стефана. Не жалея ни сил, ни здоровья он старался как можно глубже вкоренить в сердцах новокрещённых зырян православную веру. И ревностный пастырь имел великий успех. XV столетие — время страшных набегов на Пермские земли. Жители, спасаясь от врагов, прятались в лесах. Епископ Герасим не переставал всех успокаивать и помогать, странствуя по Перми из конца в конец. Новгородцы и вятчане, тронутые его просьбами и увещеваниями, возвращали зырянам отнятое у них имущество. А также жертвовали на пермские храмы и монастыри. Даже свирепые вогуличи уступали просьбам маститого старца и прекращали свои набеги.
Однако смерть святой принял именно от руки вогула, своего слуги. Новокрещенный послушник удушил святого омофором, широкой лентой с изображениями крестов. На это злодейство слуга решился под влиянием своих родных-язычников, которые не желали отступать от веры предков.
Святитель Питирим — ёще один преемник Стефана Великопермского. Родом был из Ярославля. Он был просвящённым, образованным человеком, приближенным к Великокняжескому двору. Крестил Иоанна III, будущего великого князя московского и всея Руси. И отправился в далёкую окраину просвещать пермичей.
Епископ поучал в домах, проповедовал в храмах, а чаще всего беседовал с народом на открытых площадках, объясняя правила веры. Даже вогуличи, злейшие враги зырян, стали постепенно обращаться в христианство. Зыряне наконец вздохнули свободно, получив надежду на мир с единоверцами.
Но озлобленный предводитель вогулов Асыка зверски убил святителя Питирима, когда тот освящал воду в реке.
Пятый епископ Пермский Иона принял кафедру, обагрённую кровью двух пермских предшественников. Подобно им, он встретил на своём пути немало лишений, опасностей и гонений. За 15 лет своего святительского служения он окончательно обратил в христианство народы Великой Перми.
Святитель построил храмы на месте идольских капищ, открыл школы для детей. Предчувствуя близость кончины, святитель Иона побывал даже в самом отдалённом уголке своей епархии. Он старался лично поговорить с новообращёнными христианами. Скончался блаженный епископ в преклонной старости, после 15-летнего управления епархией, в 1470 году, и положен в соборной церкви по левую сторону от святителей Герасима и Питирима, где и доныне они три вкупе почивают и творят чудеса, подавая исцеления с верою приходящим к ним.
Апостольское чтение дня ( 2 Кор., 6:16- 7:1).
Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Неверные — храмы идолов, а вы – храм Бога, не того, о котором они баснословят, но живого. Какая совместность, то есть подобие, сходство между вами и ими? Обитание в нас Бога обусловливается чистотой жизни, а хождение Его в нас приобретается старанием. Ибо Бог живёт в человеке тогда, когда он чист, а когда Он побуждает его к другому какому-либо делу, говорится, что Он ходит в нём; это значит: когда Бог бывает его Богом, то он вступает в чин патриархов.
2Кор.7:1– Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.Какие обетования? То есть что мы – храмы Божии, что в нас обитает и ходит Сам Бог и Отец.
Недостаточно, говорит, удерживаться от нечистоты, но должно делать и нечто доброе, –святыню, то есть чистоту, целомудрие. Именно в страхе Божием, а не из человекоугодия.
Святоотеческое чтение дня.
Свт. Игнатий Брянчанинов. О евангельских заповедях ( продолжение).
Ближайшим ученикам и последователям Своим Господь заповедал нестяжание. «Не скрывайте себе сокровищ на земли» (Мф.6:19). «Продадите имения ваша и дадите милостыню. Сотворите себе влагалища неветшающа, сокровище неоскудеемо на небесех, идеже тать не приближается, ни моль растлевает: идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» (Лк.12:33–34). Чтоб стяжать любовь к предметам духовным и небесным, должно отречься от любви к предметам земным; чтоб полюбить отечество, необходимо отказаться от болезненной любви к стране изгнания.
Господь дал заповедь о хранении ума, заповедь, о которой человеки обыкновенно не заботятся, даже не знают о существовании ее, о ее необходимости и особенной важности (Лк.11:34–36). Но Господь, назвав ум оком души, возвестил: «аще убо будет око твое просто, все тело твое светло будет:аще ли око твое лукаво будет, все тело твое темно будет»(Мф.6:22–23). Телом названо здесь жительство. Жительство заимствует свое качество от руководящего жительством образа мыслей. Мы стяжаваем правильный образ мыслей по причине здравия, целости или простоты ума нашего, когда он всецело последует Истине, не допуская в усвоение себе никакой примеси из области лжи. Иначе: здравым может назваться только тот ум, который, помощью и действием Святого Духа, вполне и неуклонно последует учению Христову. Большее или меньшее уклонение от учения Христова обличает большую или меньшую болезненность ума, утратившего простоту, допустившего сложность. Полное уклонение ума от учения Христова есть смерть его. Тогда свет этот признается угасшим, престает быть светом, соделывается тьмою. Деятельность человека всецело зависит от того состояния, в котором находится ум его: деятельность, истекающая из здравого ума, вполне Богоугодна; деятельность, зависящая от ума, допустившего в себя примесь, частью Богоугодна, частью противна Богу; деятельность ума, омрачившегося учением лжи, отвергшего учение Христово, вполне непотребна и мерзостна.«Аще свет, иже в тебе, тма есть, то тма кольми?»(Мф.6:23).