НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТИТЕЛЕМ ВАСИЛИЕМ ВЕЛИКИМ!

Обрезание Господне.

На восьмой день после Рождества, Святая Церковь воспоминает Обрезание по плоти Господа нашего Иисуса Христа. Возникает вопрос, почему мы празднуем совершение над Господом этого ветхозаветного законного обряда, который отошел, как тень?

Его необходимость Священное Писание обосновывает тем, что Христос пришел не нарушить ветхозаветный Закон, но исполнить его. У израильтян этот обряд был установлен для всех младенцев мужского пола в знак завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками. Если бы Христос не принял обрезания, то никто бы не признал в Нем обетованного Мессию, потомка Авраамова.

По толкованию отцов Церкви, Бог-Сын принял обрезание, чтобы показать людям пример неукоснительного исполнения Божественных установлений и чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики.

Богу было угодно, чтобы Пресвятая Богородица и обручник Ее, праведный Иосиф, исполнили все согласное ветхозаветному закону и Богомладенец на восьмой день был обрезан и получил имя, на сороковой — посвящен Богу, а с 12 лет стал ежегодно посещать Иерусалимский храм, как мы слышали в сегодняшнем евангелии. Таким образом, по человечеству Он соблюдал букву закона, по Божеству же, воплотившись для спасения человеческого рода, Он преисполнил весь закон, так что для нас теперь все внешнее, обрядовое стало лишь средством для достижения внутренней цели. В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он и являлся.

Святитель Василий Великий.

Святитель Василий родился в 330 года в городе Кесарии Каппадокийской в благочестивой христианской семье. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять причислены Церковью к лику святых. Василий получил прекрасное образование. О нем говорили, что каждую науку он изучил до такого совершенства, как будто не учился ничему другому. Он был философом, филологом, оратором, юристом, естествоведом, имел глубокие познания в медицине. По слову его современника и друга, святителя Григория Богослова «это был корабль, настолько груженный ученостью, насколько это возможно для человеческой природы». Но ум его искал высшей Божественной мудрости, поэтому он отправился в Египет, Сирию и Палестину к великим пустынножителям. Через год Василий раздал все, что у него было, нищим, а сам пошел в Иерусалим и там принял святое крещение во Иордане. По возвращении в Кесарию святитель Василий поселился в пустынном месте, где подвизался в тяжелых трудах, посте и молитве. Сюда же он привлек своего друга — святителя Григория Богослова. Вскоре вокруг них собрались иноки, образовался монастырь. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.

В 370 г. св. Василий был призван на высокое епископское служение и трудился во всяком деле до самозабвения: боролся против еретиков — ариан, проповедовал, заботился о нищих, благоустраивал монастыри.

За свою короткую жизнь святитель Василий написал много сочинений в объяснение Священного Писания и чин Литургии, переданный апостолами; составил сборник «Добротолюбие», множество молитв, канонических правил и правила для монашествующих. В своих творениях раскрыл догмат о Святом Духе. Его называют «славой и красотой Церкви», «светилом и оком вселенной».

Тема: Послушание Богу.

Апостольское чтение дня ( 2 Тим., 4: 5-8).

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

2Тим.4:7– Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил.

Для чего Павел теперь превозносит себя за это? Он не превозносит себя, но утешает ученика, чтобы он не скорбел за него, потому что Павел, как достигший благого конца, отходит к венцу. Подобно тому, как отец пред смертью, утешая сидящего пред ним и плачущего сына, говорит ему: не плачь, чадо, мы прожили хорошо, мы воздвигли трофеи, царь оказывает нам своё благоволение, и ты будешь славиться моими делами.

Апостольское чтение праздника ( Кол., 2: 8-12).

Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;

ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно,

и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти.

В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым;

быв погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых.

Кол.2:11– В Нём вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым.

Во Христе мы получили обрезание: не человеческая рука совершила это обрезание плоти, но Дух Святой: обрезывается не часть, но весь человек. Там через обрезание, через снятие покрова плоти, обнажалась часть тела; здесь же тело наше избавляется от греха, который мы совершаем плотью. И таковое обрезание совершает не закон, а Христос в крещении, совлекая с нас ветхую жизнь, – жизнь греховную и вообще плотскую.

Кол.2:12– Быв погребены с Ним в крещении, в Нём вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мёртвых. Крещёный спогребается Христу, троекратным погружением изображая трехдневное погребение Господа, и умирая, как ветхий и греховный человек. Не гробом только, но и воскресением служит крещение.

Святоотеческое чтение дня.

Свт. Игнатий Брянчанинов. О евангельских заповедях ( продолжение).

Первая заповедь, данная вочеловечившимся Господом человечеству, есть заповедь о покаянии. Святые Отцы утверждают, что покаяние должно быть и началом благочестивой жизни, и душою ее, во все продолжение ее. Без покаяния невозможно ни признать Искупителя, ни пребывать в исповедании Искупителя. Покаяние есть сознание своего падения, соделавшего естество человеческое непотребным, оскверненным, и потому постоянно нуждающимся в Искупителе. Искупителем, всесовершенным и всесвятым, заменяется падший человек, исповедующий Искупителя. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех» (Мф.5:16), сказал Господь ученикам Своим, заповедав им вместе творить все добродетели тайно, и предвозвестив, что они будут ненавидимы и поносимы человеками (Мф.6:1–19, Лк.21:17). Как же исполнить нам эту заповедь Господа, совершая наши добрые дела тайно? – Мы стяжем возможность исполнить ее именно тогда, когда отречемся от искания собственной славы, когда отречемся от мнимо-добрых действий из своего падшего естества, из себя, а будем действовать для славы Божией, из Евангелия. Совершающий тайно свои добрые дела, исключительно с целью Богоугождения, будет прославлен в назидание ближних по устроению о нем промысла Божия.