НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТИТЕЛЕМ ПРОКЛОМ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИМ!

Святитель Прокл Константинопольский.

Святитель Прокл- архиепископ Константинопольский (434—446/447), ученик святителя Иоанна Златоуста, который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. От своего учителя св. Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли. После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста св. Прокл был рукоположен святым патриархом Константинопольским Сисинием (426-427 гг.) в сан епископа города Кизика, а по смерти патриарха — во архиепископа. Став патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение 12 лет (434-447 гг.). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408-450 гг.) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста. Во время патриаршества Прокла империю постигло такое разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев, что рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. И во время одного из молебнов, совершаемых патриархом о прекращении невиданного по силе бедствия, из толпы был невидимой силой поднят в небо и опущен на землю мальчик, который рассказал, что там слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: «помилуй нас» — и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за богослужением и до сего дня.

Константинопольская паства любила своего патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. Святой Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте в 446-447 гг.

Апостольское чтение дня ( Еф. 5: 8-19).

Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света,

потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

Испытывайте, что благоугодно Богу,

и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

дорожа временем, потому что дни лукавы.

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу.

Прежде, и по учению, и по жизни, вы действительно были тьмой, а теперь –свет, потому, что и Бога познали, и совершаете дела света. Но это произошло с вами не от вашей добродетели, а в Господе, то есть по божественной благодати.

Еф.5:13 – Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Как при свете светильника не вошел бы вор, так при свете вашей добродетели будут уловлены и те, особенно если они обличены вашими наставительными речами. Как рана, когда закрыта, не допускает никакого врачевания, так и грех. Когда же будет обнаружен, то становится светом, не сам грех, а делающий его. Ибо когда, подвергшись обличению, принесет он покаяние и получит прощение, удалится от него тьма.

Еф.5:14 – Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».Спящим и мертвым называет человека, живущего во грехах. Спящие- делающие зло, но не одобряющие его, к ним относится выражение восстань. А другие, которые и делают зло, и оправдывают его, могли бы быть названы мертвыми, так как их труднее воззвать к добру.

Еф.5:17– Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. Вы, как мудрые, старайтесь не подавать никакого повода против себя, в том и состоит воля Божия, чтобы соблюдать себя чистыми, сохранять веру.

Еф.5:19– Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу. Хочешь веселиться? Избегай наполнять себя вином, а исполняй себя Духом Святым. И этого ты достигнешь, если научишься псалмопению. Ибо поющие псалмы исполняются Святого Духа, равно как и распевающие сатанинские песни исполняются нечистого духа. Петь псалмы в сердце – это значит петь разумно и без развлечения.

Апостольское чтение святого ( Евр. 7:26- 8:2).

Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес,

Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах

и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Евр.7:27– Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

Первосвященники по закону ежедневно приносили жертвы, так как они не могли сразу очистить; Он же принёс жертву, имеющую такую великую силу, что в один раз очистил чрез неё мир. Итак, Христос и в этом отношении превосходит священников.

Евр.7:28– Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Что это значит? То, что Он принёс жертву за грехи людские, а не за Самого Себя. Однажды священнодействовал, после же этого воссел одесную Отца, как Господь. Он стал священником по домостроительству. Когда домостроительство было окончено, Он снова воспринял собственное величие.

Евр.8:1– Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах.

Самое важное– мы имеем Первосвященником Бога. Сидение не свойственно никому другому, кроме Бога. Сказав много униженного, именно: Первосвященник, ходатайствует пред Отцом, и то, что свойственно человечеству, восходит к высокому и к тому, что свойственно Божеству.

Евр.8:2– И есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.Как земные первосвященники, входя во Святое святых, служили, так и Он поистине есть служитель святых, истинных, пренебесных святилищ.

Ветхозаветная скиния была образом этой, и ту водрузил человек, или Веселиил (Исх.31:2), или Моисей, эту же – Бог.

Святоотеческое чтение дня.

Свт. Игнатий Брянчанинов. О терпении.

Самоукорение, достигнув полноты своей, искореняет окончательно злобу из сердца, искореняя из него совершенно лукавство и лицемерство, не перестающие жить в сердце, доколе самооправдание обретает в нем место. Преподобный Пимен Великий сказал, что ненавидение лукавства заключается в том, когда человек оправдывает ближнего, а себя обвиняет во всяком случае. Изречение это основано на словах Спасителя: Спаситель наименовал всякого, осуждающего ближних, лицемером (Мф.7:5). При самоукорении безмолвник увидит всех человеков святыми и Ангелами, а себя грешником из грешников, и погрузится, как в бездну, в постоянное умиление.

Самоукорение имеет то особенное, полезнейшее, таинственное свойство, что возбуждает в памяти и такие согрешения, которые были совершенно забыты, или на которые не обращено было никакого внимания.

Упражнение в самоукорении вводит в навык укорять себя. Когда стяжавшего этот навык постигнет какая либо скорбь, – тотчас в нем является действие навыка, и скорбь принимается, как заслуженная. «Главная причина всякого смущения, говорит преподобный авва Дорофей, если мы тщательно исследуем, есть то, что мы не укоряем себя. Отсюда проистекает всякое расстройство: по этой причине мы никогда не находим спокойствия. Поистине, если человек совершит тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то никогда не престанет оскорбляться и оскорблять, губя этим все труды свои. Напротив того: укоряющий себя, всегда в радости, всегда в спокойствии. Укоряющий себя считает себя достойным всего неприятного, и никогда не смущается. Может ли быть что спокойнее этого состояния? Но скажет кто либо: Если брат оскорбляет меня, и я, рассмотрев себя, найду, что я не подал ему никакого повода к этому: то как могу укорять себя? Если видит, что в настоящее время не подал никакого повода, то когда-нибудь прежде оскорбил кого и должен был пострадать за это, или за какой другой грех. Итак, если кто рассмотрит себя со страхом Божиим, и исследует свою совесть: тот всячески найдет себя виноватым».