НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТИТЕЛЕМ ИОАСАФОМ БЕЛГОРОДСКИМ!

СВЯТИТЕЛЬ ИОАСАФ БЕЛГОРОДСКИЙ.

Святитель Иоасаф родился в Прилуках, при Крещении назван Иоакимом. Он происходил из древнего благочестивого малороссийского рода Горленковых. Учась в духовной академии, он ощутил влечение к монашеской жизни. 7 лет испытывал себя будущий святитель и наконец открылся родителям. Долго мать с отцом упрашивали сына-первенца не принимать монашеский постриг, но он тайно от них принял рясофор с именем Иларион в Киевском Межигорском монастыре, а через 2 года был пострижен в мантию с именем Иоасаф в Киево-Братском монастыре. Это событие совпало с завершением обучения в духовной академии. Через год инок Иоасаф был рукоположен в сан иеродиакона и оставлен преподавателем в Киевской духовной академии. Вскоре ему было поручено ответственное послушание в должности экзаменатора при Киевской духовной консистории. Здесь он приложил много усилий к исправлению нравственных недостатков приходского духовенства, консисторская должность была прекрасной школой для организаторских способностей святителя. Он быстро восходил и по лествице духовного совершенства, о чем свидетельствует сохранившееся его произведение «Брань седми честных добродетелей с седми грехами смертными».

В 1737 г. иеромонах Иоасаф был возведен в сан игумена. В своем монастыре все силы игумен полагал на благоустройство обители, в прошлом бывшей оплотом православия в борьбе с унией.

Через несколько лет иеромонах Иоасаф назначен наместником Свято-Троицкой Лавры. В обители преподобного Сергия он также самоотверженно исполнял послушания Церкви (в те годы требовалось много сил для восстановления монастыря после пожара).

2 июня 1748 года архимандрит Иоасаф был хиротонисан во епископа Белгородского. Святитель Иоасаф строго следил за благочестием и нравственностью паствы.

10 декабря 1754 года святитель преставился. Прославление святителя Иоасафа в лике святых состоялось 4 сентября 1911 года.

ПАРИМИИ СВЯТИТЕЛЮ.

Притчей чтение ( гл. 10 и 8)

Память праведного с похвалами… Память праведного- это благодарность Богу за то, что Он дал праведному Свою благодать и силу стать таким, и за то, что Он дал всем нам в какой-то мере хотя бы понять и оценить такой Божий дар.

Блажен человек, иже обрете премудрость. Праведность неотделима от премудрости.

Долгота бо дней, и лета живота в деснице еяПремудрость здесь как бы приобретает свойства личности, образ таинственный и наделенный Божественной силой.

Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.

Премудрость учит надеяться на Господа и исполняет Духа.

Кн. Премудрости Соломона ( гл. 10, 6, 8 и 9)

Уста праведнаго каплют премудрость, устне же мужей мудрых ведят благодать (благоволение).

Свойственная праведнику любовь к ближним побуждает его делится с ними своею мудростью: уста его каплют премудрость. Его обращение с ними приветливо: уста его каплют благоволение.

Уста мудрых поучаются премудрости, правда же избавляет их от смерти.

Верность закону Божию и долгу совести избавляет от смерти.

Мудрость Господня просвещает лице разумного.

Т.е., производит такое впечатление на разумного, что на самом лице его разливается свет радости.

Труды ея суть добродетели: целомудрию же и разуму учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже в житии человечестем.

Премудрость научает упражняться в четырех добродетелях: целомудрие, разум, (т. е. искусство и навык различать добро от зла, избирать наилучшие средства к достижению доброй цели), правда, иначе честность; и мужество (крепость духа при встрече с житейскими невзгодами, в борьбе с ними, ровность и спокойствие среди несчастий, как бы ни были велики).

Кн. Премудрости Соломона ( 4:7-15)

Праведник, если и рано умрет, в покое будет: в загробной жизни душа его свободна будет от забот и тревог, свойственных земной жизни, и начнет наслаждаться вожделенным миром и блаженством.

Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком и возраст старости житие нескверно.

Старость в наших глазах честна, – досточтима, – не за число лет и не за цвет волос, а за приобретенную старцем мудрость и опытность, и за нескверное житие.

Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть и живый посреде грешных преставлен бысть.

Ранняя кончина праведника есть дело любви Божией к нему.

Апостольское чтение дня ( 2 Кор. 4: 6-15).

Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.

Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;

мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.

Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.

Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,

так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.

Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,

зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.

Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.

2Кор.4:6– Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Мы не проповедуем себя, потому что Бог воссиял в сердцах наших, как в древности на лице Моисея, так ныне на нас. Он воссиял для нас через Христа. Отец сияет в нас через Христа и дает просвещение познанием Своей славы.

Апостольское чтение святителя ( Евр. 11: 33 — 12:2).

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках,

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,

угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;

другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;

те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного,

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства.

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,

взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

Свидетелями Апостол называет здесь свидетелей не только Нового Завета, свидетельствовавших о Христе, но и Ветхого, которые доказали истину веры и величество Божие, иные чудесами, другие пророчеством, иные святостью жизни, а некоторые таким терпением, что неустрашимо претерпели и самую смерть. Апостол, описав сперва действия веры и добродетельные дела, наставляет нас: имея, говорит он, толикое множество окрест себя свидетелей, служащих нам примерами веры и добродетели, оставим тщеславие, высокомерие, надменность и прочие роды гордости, презрим грех, и пойдем охотно на предлежащий нам от Бога подвиг, всегда живо представляя в уме нашем страдания Начальника и совершителя веры Господа нашего Иисуса Христа.

Святоотеческое чтение дня ( Об упражнении молитвой Иисусовой, продолжение).

Достойно особенного замечания то мнение о себе, которое насаждается правильною молитвою Иисусовою в делателе ее. Иеромонах Серафим Саровский достиг в ней величайшего преуспеяния. Однажды настоятель прислал к нему монаха, которому благословил начать пустынножитие, с тем, чтоб отец Серафим наставил этого монаха пустынножитию столько, сколько сам знает этот многотрудный образ иноческого жительства. Отец Серафим, приняв инока очень приветливо, отвечал: “И сам я ничего не знаю”. При этом он повторил иноку слова Спасителя о смирении (Мф.11:29) и объяснение их святым Иоанном Лествичником чрез действие сердечной молитвы Иисусовой. Рассказывали мне следующее о некотором делателе молитвы. Он был приглашен благотворителями монастыря в губернский город. Посещая их, инок постоянно затруднялся, не находя, что говорить с ними. Однажды был он у весьма благочестивого христолюбца. Этот спросил монаха: “Отчего ныне нет беснующихся?” – “Как нет? – отвечал монах, – их много”. “Да где ж они?” – возразил христолюбец. Монах отвечал: “Во-первых, вот – я”. “Полноте! что вы говорите!” – воскликнул хозяин, посмотрев на монаха с дикою улыбкою, в которой выражались и недоумение и ужас. “Будьте уверены…” – хотел было продолжать, монах. – “Полноте, полноте!” – прервал хозяин, и начал речь с другими о другом, а монах замолчал. «Слово крестное и самоотвержение юродство есть» (1Кор.1:18) для непонимающих действия и силы их. Кто, не знающий молитвенного плача и тех таинств, которые он открывает, поймет слова, исшедшие из глубины плача? Достигший самовоззрения посредством духовного подвига видит себя окованным страстями, видит действующих в себе и собою духов отверженных. Брат вопросил Пимена Великого: “Как должен жительствовать безмолвник?” Великий отвечал: “Я вижу себя подобным человеку, погрязшему в болоте по шею, с бременем на шее, и вопию к Богу: помилуй меня”. Этот святой, наученный плачем глубочайшему, непостижимому смиренномудрию, говаривал сожительствовавшим ему братиям: “Поверьте мне: куда ввергнут диавола, туда ввергнут и меня”. Воспоминанием о совершенном иноке, о Пимене Великом, заключим нашу беседу о молитве Иисусовой.