НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТИТЕЛЕМ ГРИГОРИЕМ ПАЛАМОЙ!

Святитель Григорий Палама.

Будущий святитель родился в 1296 году в Константинополе и получил блестящее образование, в 18 лет или чуть позже он принимает монашество на Афоне.

К 1332 году святитель Григорий начинает писать богословские сочинения. Он оставил после себя множество сочинений — проповеди, полемические трактаты, богословские труды, но главный его вклад в православное вероучение состоит в том, что он был защитником и практиком непрестанной молитвы, исихии (молчания), учения о нетварных энергиях и Фаворском свете. Подвизающийся с Божией помощью может очистить свой ум и тело от греховных мыслей и поступков настолько, чтобы удостоиться реальной встречи со Христом, увидеть нетварный фаворский свет, который было даровано увидеть апостолам на горе Преображения.

Апостольское чтение дня ( Евр., 1:10 — 2:3).

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих;

они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него.

10-12.

В Писании говорится о Сыне, что Он по существу равен Богу Отцу – есть Господь. Вначале сотворил небо и землю, и будет неизменно существовать и тогда, когда небо и земля обветшают, как одежда, и разрушатся, или изменятся в другую форму, в другой вид по воле Его. Следовательно, Сын Божий Царь правды – Бог блаженный. И царство Его вечное, праведное и блаженное. И по существу своему Он есть Господь – Творец мира, неизменяемый и вечный.

Кто же ангелы в сравнении с Ним?

13–14. Никому из ангелов Бог не говорил того, что Он сказал Сыну Своему – Иисусу Христу: седи одесную Меня, разделяй со Мною Божескую власть для того, чтобы покорить Тебе всех врагов Твоих (Пс. 109:1, ср. 1Кор. 15:25–26). Когда упразднится последний враг – смерть, тогда будет Бог все во всем (1Кор. 15:28). Вот какое величие и силу имеет Ходатай новозаветный, Христос Иисус.

Сын господствует, ангелы служат, они служебные духи. Сын сидит одесную Отца на престоле, а ангелы все посылаются, как исполнители Божественных повелений, на служение ради тех, которые верят во Христа и устраивают жизнь свою по вере, чтобы в наследие получить спасение и жизнь вечную.

2:1. Так как Христос выше ангелов, то наша нравственная обязанность быть особенно внимательным к Его учению, слышимому из уст Апостолов, чтобы при невнимании к нему, не отпасть от веры и не погибнуть.

Далее ап. Павел указывает основание к такому увещанию:

2:2–4. По иудейскому преданию, закон дан был не непосредственно от Самого Бога, невидимого по Своему существу, но при посредстве ангелов, так же как и принят был народом при посредстве Моисея.

Святоотеческое чтение дня.

Видение Христа ( продолжение)

Исполняй заповеди Господа – и чудным образом увидишь Господа в себе, в своих свойствах. Так видел в себе Господа святой Апостол Павел: он требовал этого видения от христиан; тех, которые его не имели, называл недостигшими состояния, должного христианам.

Если ты проводишь жизнь греховную, удовлетворяешь страстям, и вместе думаешь, что любишь Господа Иисуса Христа: то присный ученик Его, возлежавший на персях Его во время тайной вечери, обличает тебя в самообольщении. Он говорит: «Глаголяй, яко познах Его, и заповеди Его, не соблюдает, ложь есть, и в сем истины несть. А иже аще соблюдает слово Его, поистине в сем любы Божия совершенна есть» (1Ин.2:4–5).

Если ты исполняешь греховную волю твою, и тем нарушаешь евангельские заповеди: то Господь Иисус Христос причисляет тебя к числу нелюбящих Его. «Не любяй Мя, – говорит Он, – словес Моих не соблюдает» (Ин.14:24).

Не устремись безрассудно, не рассмотрев тщательно риз твоих, в ветхом, смрадном рубище, на брак к Сыну Божию, на соединение с Ним, хотя ты и призван на этот брак, на который призван каждый христианин. Есть такие слуги у этого Домовладыки, которые свяжут тебе руки и ноги, и ввергнут во тьму кромешную, чуждую Бога (Мф.22:11–13).

Слуги, власти которых предается дерзостный, неочищенный покаянием, напыщенный самомнением и высокоумием искатель любви и прочих возвышенных духовных состояний, – демоны, ангелы отверженные. Тьма кромешная – слепота духа человеческого, состояние страстное, плотское. Грех и падшие духи властвуют в человеке, находящемся в этом состоянии. Он лишен нравственной свободы: руки и ноги его связаны. Связанием рук и ног означается утрата способности к богоугодному жительству и к духовному преуспеянию. В этом состоянии находятся все самообольщенные. Из этого бедственного состояния выходит человек с сознанием своего заблуждения, отвержением его, вступлением в спасительное поприще покаяния.

Истинный друг мой о Господе! Иди к Господу Иисусу Христу, приближайся к Нему путем евангельских заповедей; ими познавай Его; исполнением их оказывай и доказывай любовь твою к Господу Иисусу. Он Сам явит тебе Себя, явит в день и час, известные Единому Ему. Вместе с этим явлением прольет в сердце твое несказанную любовь к Себе. Божественная любовь – не что-нибудь, собственно принадлежащее падшему человеку: она – дар Святого Духа (Рим.5:5), посылаемый одним Богом в сосуды, очищенные покаянием, в сосуды смирения и целомудрия.

Вверь себя Господу, а не себе: это гораздо надежнее. Он – Создатель твой. Когда ты подвергся горестному падению, Он для тебя принял человечество, Себя отдал за тебя на казнь, за тебя пролил кровь Свою, Свое Божество доставил тебе: чего же еще Он не сделает для тебя? Приготовься для даров Его очищением себя: это твое дело. Аминь.