Святитель Филипп Московский.
Святитель Филипп является одной из самых значимых и трагичных фигур в русской истории. Ради спасения людей он не побоялся идти против царя Иоанна Грозного. Ради утверждения правды он выступил против всеобщей лжи, против служилых царских пастырей, бояр и прочего недоброго царского окружения. Филипп пытался убедить царя прекратить репрессии, упразднить опричнину. Царь же наоборот старался доказать ему ее государственную необходимость. Наконец, Иоанн Грозный и митрополит пришли к уговору, чтобы митрополиту Филиппу не вмешиваться в дела опричнины и государственного управления, не уходить с митрополии в случаях, если царь не сможет исполнить его пожеланий, быть опорой и советником царя, как были опорой московских государей прежние митрополиты.
Но волна жесточайших казней, случившаяся в 1567-1568 гг., привела к решению Филиппа противостать Иоанну Грозному. Митрополит Филипп, видя непрекращающиеся бесчинства опричников, решил, наконец, обратиться к царю с увещанием остановить кровопролитие. Но прежде чем сделать это, он постарался привлечь к этому высокому делу пастырей Церкви, молчаливо покорявшихся всем приказаниям грозного царя. Царь стал проявлять еще большую жестокость в преследовании всех противившихся ему. Казни следовали одна за другой. Участь митрополита-исповедника была решена. Над митрополитом Филиппом был устроен соборный суд в присутствии Боярской думы, он был лишен сана, отправлен в заточение и зверски убит. Но в своей борьбе за правду он вышел победителем.
ПАРИМИИ СВЯТИТЕЛЮ.
Притчей чтение ( гл. 10 и 8)
Память праведного с похвалами… Почему вспоминают праведного? — Потому что понимают (иногда с опозданием, не понимая и не ценя при жизни, что чаще всего сопутствовало жизненному подвигу праведника), какая радость жить вместе, на одной земле, в одной Церкви с человеком праведным. И похвалы памяти праведника — это благодарность Богу за то, что Он дал праведному Свою благодать и силу стать таким, и за то, что Он дал всем нам в какой-то мере хотя бы понять и оценить такой дар Божий нашей земле.
Блажен человек, иже обрете премудрость. Праведность неотделима от премудрости. В понимании древних это была не просто высшая степень мудрости, но более того ― особый дар Божий
Лучше бы сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Сравнение с драгоценными камнями. Украшенный мудростью ценнее и уважаемее тех, кто считает для себя достаточным жизненное благополучие и выражает внешнее довольство своим богатством, которое в глазах других сияет блеском золота и драгоценностей.
Долгота бо дней, и лета живота в деснице ея…Премудрость здесь как бы приобретает свойства личности, образ таинственный и наделенный Божественной силой.
Исходи бо мои — исходи живота. Как может исходить премудрость? — Она как бы приближается к ищущему ее, и тот, кто нашел ее, знает, как велика радость жить полной жизнью, не ощущая никакого недостатка, не испытывая неудовлетворенности, тревоги, сомнений.
Честная бо реку,то есть скажу о ценном, важном, очень нужном для всех.
Умер праведный, остави раскаяние.Кто здесь вынужден каяться? — Тот, кто лишился праведника. В чем же ему каяться? — В невнимании к нему, в безразличии к тому, что Бог посылает миру праведников как свет Свой, чтобы люди любили свет и тянулись к нему. Обычно каждый из нас мало ценит то, что имеет.
Правда непорочного исправляет пути.Чьи? Всех тех, кто привык к мысли, что жить по правде невыгодно, что правдой ничего не добьешься, что никто ее не оценит и что вообще по правде не проживешь. Пример праведника — это противоядие таким укоренившимся мнениям. Постоянное внимание к правде жизни, к действиям по совести венчается от Бога, в то время как соблазненный идеей добиться всего в жизни обманом, ложью, хитростью в конечном счете будет несчастен здесь, на этом свете. Трудно будет ему надеяться и на оправдание перед Богом.
Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.
Премудрость учит надеяться на Господа и исполняет Духа.
Кн. Премудрости Соломона ( гл. 10, 6, 8 и 9)
Уста праведнаго каплют премудрость, устне же мужей мудрых ведят благодать (благоволение).
Свойственная праведнику любовь к ближним побуждает его делится с ними своею мудростью: уста его каплют премудрость. Его обращение с ними приветливо: уста его каплют благоволение.
Уста мудрых поучаются премудрости (затверживают мудрость) , правда же избавляет их от смерти.
Любовь к мудрости проявляется в том, что мудрые (в библейском тексте смиренные) твердят слова мудрости для назидания ближних. Верность закону Божию и долгу совести избавляет от смерти.
Язык мудрых добрая свесть, и в сердце их почиет мудрость.
У мудрых каково сердце, таковы и слова. В их сердце почивает премудрость, научающая только доброму, и это доброе обучен говорить и язык.
Мудрость Господня просвещает лице разумного.
Она просвещает лице разумного, т. е. производит такое впечатление на разумного, что на самом лице его разливается свет радости. Чем же премудрость возбуждает в нем такую радость? Предупредительностью и приветливостью. Она упреждает желающих ю, прежде даже разумети ю, т. е. достаточно только пожелать кому поучиться премудрости, она уже спешит к нему.
Труды ея суть добродетели: целомудрию же и разуму учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже в житии человечестем.
Истинная мудрость имеет вместе практический характер. Она научает своего любителя упражняться в четырех добродетелях, каковы: целомудрие– рассудительность в употреблении чувственных удовольствий, воздержание от излишеств в них; –разум, т. е. искусство и навык различать добро от зла, избирать наилучшие средства к достижению доброй цели; –правда, иначе честность; и мужество, крепость духа при встрече с житейскими невзгодами, в борьбе с ними, ровность и спокойствие среди несчастий, как бы ни были велики.
Кн. Премудрости Соломона ( 4:7-15)
Праведник, если и рано умрет, в покое будет: в загробной жизни душа его свободна будет от забот и тревог, свойственных земной жизни, и начнет наслаждаться вожделенным миром и блаженством.
Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком и возраст старости житие нескверно.
Если рано умирающий праведник получает блаженство, то не слишком ли легко оно ему достается? Какими достоинствами он успел заслужить эту награду, не дожив до старости? – Это те же достоинства, за которые мы чтим старость. Старость в наших глазах честна, – досточтима, – не за число лет и не за цвет волос, а за приобретенную старцем мудрость и опытность, и за нескверное житие.
Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть и живый посреде грешных преставлен бысть.
Ранняя кончина праведника есть дело любви Божией к нему. Возлюбивший его за богоугодную жизнь Господь не восхотел, чтобы он долго жил среди грешников, и потому переселил его душу в мир высший и лучший, в жилище праведных, на лоно Авраамово.
Рачение бо (обаяние) злобы помрачает добрая и парение похоти пременяет ум незлобив.
Здесь подтверждается сказанное в предшествующем стихе о лести. Лесть или коварство, обаятельно действуй на молодую душу, помрачает в ней добрая, т. е. вносит в нее такой мрак, что в ней извращается понятие о различии добра и зла. Вместо твердых религиозных и нравственных правил она начинает волноваться похотью, – преступными желаниями, и порывы этой похоти пременяют ум незлобив, т. е. благомыслящий человек делается зломыслящим, ум его делается орудием страстей, усердным слугою их.
Апостольское чтение дня ( Римлянам, 12: 6-14).
И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры;
имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении;
увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием.
Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру;
будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте;
в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите;
утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны;
в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве.
Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте.
Рим.12:6 – И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры. Не сказал: имея дарования большие или меньшие, но различные. Так самым именем смиряет превозносящихся! И не добродетелями называет, но дарованиями. То, что получил ты, говорит, есть дарование Божие, а не твое дело: это дала тебе благодать. Итак, чтобы смирить превозносящихся, говорит, что это дано Богом и называет это дарованиями; а чтобы возбудить ленивых, показывает, с другой стороны, что для получения дарований и мы привносим нечто, и говорит: пророчествуй по мере веры.
Рим.12:11 – В усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. Так как многие, казалось бы, душевно почитают и любят друг друга, но руки к ним не простирают; то научает заботиться друг о друге и самым делом помогать другим. Предполагается возражение: как можем мы в усердии не ослабевать? Если, отвечает, будем гореть духом, то есть если будем усердны и ревностны. Заметь также, что духом пламенейте сказано уже после исчисления многих видов добродетели, ибо кто исполнил вышесказанное, тот привлекает благодать Духа и возжигается огнем Его. Когда ты братолюбив, когда имеешь любовь и другие добродетели, о которых прежде сказано, тогда служишь Господу. Ибо Он к Себе относит то, что ты делаешь для брата.
Святоотеческое чтение дня.
Ученик. Мне показалось, что ты отвечал неохотно на вопрос мой о сердечном месте, и, отослав меня к предисловиям схимонаха Василия, этим уклонился от изложения твоих собственных понятий и взглядов. Умоляю тебя, для пользы моей и других, выскажись откровенно на вопрос мой.
Старец. Вопрос твой навел скорбь на мое сердце. Этот вопрос делали мне многие, – и был он часто выражением, которым выражалось состояние самообольщения, состояние душевного повреждения. С трудом исправляется душевное повреждение, произведенное неправильным упражнением в духовных подвигах, – по большей части остается неисправимым. Остается оно неисправимым или по причине гордости повредившихся, или по причине оконченности повреждения. Яд лжи – страшен: с упорством держится он в тех, которые приняли его произвольно; оставляет он смертоносное действие в тех, которые, осознав его, не отвергли его и не извергли из себя с решительным самоотвержением. 3Одчие воздушных замков, видя здание свое возвышающимся до небес, любуются и восхищаются этим обольстительным зрелищем: они не любят напоминания евангельской заповеди, возвещающей, что всякому «человеку, зиждущему храмину, подобает ископать, и углубить, и положить основание на камени» (Лк.6:48). Камень – Христос. Христос предстоит взорам ума нашего в Евангелии: предстоит Он взорам ума поведением Своим; предстоит взорам ума учением Своим; предстоит взорам ума заповедями Своими; предстоит взорам ума смирением Своим, по причине которого Он «послушлив был до смерти, смерти же крестныя»(Флп.2:8). Тот возлагает на себя тяжкий труд копания земли и углубляется в нее, кто, в противность влечению сердца, нисходит в смирение, кто, отвергая свою волю и свой разум, старается изучить с точностью заповеди Христовы и предание Православной Церкви, с точностью последовать им; тот полагает в основание прочные камни, кто прежде и превыше всех других подвигов заботится о том, чтоб исправить и направить свою нравственность сообразно поведению, учению и завещанию Господа нашего Иисуса Христа. Нет места для истинной молитвы в сердце, не благоустроенном и не настроенном евангельскими заповедями.