НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТИТЕЛЕМ ДИОНИСИЕМ СУЗДАЛЬСКИМ !

Святитель Дионисий Суздальский.

Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский, в миру Давид( в честь Давида Солунского) родился на юге России, в Киевских пределах, в начале XIV столетия.

С ранних лет он был пострижеником Киево-Печерской обители, потом подвизался в пещере неподалеку от Нижнего Новгорода в полном безмолвии.

Около 1335 года основал монастырь в честь Вознесения Господня.

В 1352 году святой старец послал двенадцать человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит», для духовного просвещения народа и основания новых обителей.

В 1374 году святой Дионисий был рукоположен митрополитом Алексием во епископа Суздальского. Годы его святительского служения падают на знаменательное время – Русь поднималась сбросить татарское иго.

В 379 году святитель Дионисий уехал в Константинополь по делу еретиков-стригольников.

В 1384 году святитель Дионисий был поставлен патриархом Нилом «митрополитом на Русь». Но по возвращении в Киев святитель был схвачен по приказанию киевского князя Владимира Ольгердовича и подвергнут заключению, в котором скончался 15 октября 1385 года.

Погребен святитель в «киевской печере великого Антония». 26 июня память святителя Дионисия празднуется ради тезоименитства с преподобным Давидом Солунским, имя которого он носил в миру.

ПАРИМИИ СВЯТИТЕЛЮ.

Притчей чтение ( гл. 10 и 8)

Память праведного с похвалами… Почему вспоминают праведного? — Потому что понимают (иногда с опозданием, не понимая и не ценя при жизни, что чаще всего сопутствовало жизненному подвигу праведника), какая радость жить вместе, на одной земле, в одной Церкви с человеком праведным. И похвалы памяти праведника — это благодарность Богу за то, что Он дал праведному Свою благодать и силу стать таким, и за то, что Он дал всем нам в какой-то мере хотя бы понять и оценить такой дар Божий нашей земле.

Блажен человек, иже обрете премудрость. Праведность неотделима от премудрости. В понимании древних это была не просто высшая степень мудрости, но более того ― особый дар Божий

Лучше бы сию куповати, нежели злата и сребра сокровища. Сравнение с драгоценными камнями. Украшенный мудростью ценнее и уважаемее тех, кто считает для себя достаточным жизненное благополучие и выражает внешнее довольство своим богатством, которое в глазах других сияет блеском золота и драгоценностей.

Долгота бо дней, и лета живота в деснице еяПремудрость здесь как бы приобретает свойства личности, образ таинственный и наделенный Божественной силой.

Исходи бо мои — исходи живота. Как может исходить премудрость? — Она как бы приближается к ищущему ее, и тот, кто нашел ее, знает, как велика радость жить полной жизнью, не ощущая никакого недостатка, не испытывая неудовлетворенности, тревоги, сомнений.

Честная бо реку,то есть скажу о ценном, важном, очень нужном для всех.

Умер праведный, остави раскаяние.Кто здесь вынужден каяться? — Тот, кто лишился праведника. В чем же ему каяться? — В невнимании к нему, в безразличии к тому, что Бог посылает миру праведников как свет Свой, чтобы люди любили свет и тянулись к нему. Обычно каждый из нас мало ценит то, что имеет.

Правда непорочного исправляет пути.Чьи? Всех тех, кто привык к мысли, что жить по правде невыгодно, что правдой ничего не добьешься, что никто ее не оценит и что вообще по правде не проживешь. Пример праведника — это противоядие таким укоренившимся мнениям. Постоянное внимание к правде жизни, к действиям по совести венчается от Бога, в то время как соблазненный идеей добиться всего в жизни обманом, ложью, хитростью в конечном счете будет несчастен здесь, на этом свете. Трудно будет ему надеяться и на оправдание перед Богом.

Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.

Премудрость учит надеяться на Господа и исполняет Духа.

Кн. Премудрости Соломона ( гл. 10, 6, 8 и 9)

Уста праведнаго каплют премудрость, устне же мужей мудрых ведят благодать (благоволение).

Свойственная праведнику любовь к ближним побуждает его делится с ними своею мудростью: уста его каплют премудрость. Его обращение с ними приветливо: уста его каплют благоволение.

Уста мудрых поучаются премудрости (затверживают мудрость) , правда же избавляет их от смерти.

Любовь к мудрости проявляется в том, что мудрые (в библейском тексте смиренные) твердят слова мудрости для назидания ближних. Верность закону Божию и долгу совести избавляет от смерти.

Язык мудрых добрая свесть, и в сердце их почиет мудрость.

У мудрых каково сердце, таковы и слова. В их сердце почивает премудрость, научающая только доброму, и это доброе обучен говорить и язык.

Мудрость Господня просвещает лице разумного.

Она просвещает лице разумного, т. е. производит такое впечатление на разумного, что на самом лице его разливается свет радости. Чем же премудрость возбуждает в нем такую радость? Предупредительностью и приветливостью. Она упреждает желающих ю, прежде даже разумети ю, т. е. достаточно только пожелать кому поучиться премудрости, она уже спешит к нему.

Труды ея суть добродетели: целомудрию же и разуму учит, правде и мужеству, ихже потребнее ничтоже в житии человечестем.

Истинная мудрость имеет вместе практический характер. Она научает своего любителя упражняться в четырех добродетелях, каковы: целомудрие– рассудительность в употреблении чувственных удовольствий, воздержание от излишеств в них; –разум, т. е. искусство и навык различать добро от зла, избирать наилучшие средства к достижению доброй цели; –правда, иначе честность; и мужество, крепость духа при встрече с житейскими невзгодами, в борьбе с ними, ровность и спокойствие среди несчастий, как бы ни были велики.

Кн. Премудрости Соломона ( 4:7-15)

Праведник, если и рано умрет, в покое будет: в загробной жизни душа его свободна будет от забот и тревог, свойственных земной жизни, и начнет наслаждаться вожделенным миром и блаженством.

Старость бо честна не многолетна, ниже в числе лет исчитается. Седина же есть мудрость человеком и возраст старости житие нескверно.

Если рано умирающий праведник получает блаженство, то не слишком ли легко оно ему достается? Какими достоинствами он успел заслужить эту награду, не дожив до старости? – Это те же достоинства, за которые мы чтим старость. Старость в наших глазах честна, – досточтима, – не за число лет и не за цвет волос, а за приобретенную старцем мудрость и опытность, и за нескверное житие.

Благоугоден Богови быв, возлюблен бысть и живый посреде грешных преставлен бысть.

Ранняя кончина праведника есть дело любви Божией к нему. Возлюбивший его за богоугодную жизнь Господь не восхотел, чтобы он долго жил среди грешников, и потому переселил его душу в мир высший и лучший, в жилище праведных, на лоно Авраамово.

Рачение бо (обаяние) злобы помрачает добрая и парение похоти пременяет ум незлобив.

Здесь подтверждается сказанное в предшествующем стихе о лести. Лесть или коварство, обаятельно действуй на молодую душу, помрачает в ней добрая, т. е. вносит в нее такой мрак, что в ней извращается понятие о различии добра и зла. Вместо твердых религиозных и нравственных правил она начинает волноваться похотью, – преступными желаниями, и порывы этой похоти пременяют ум незлобив, т. е. благомыслящий человек делается зломыслящим, ум его делается орудием страстей, усердным слугою их.

Апостольское чтение дня ( Римлянам, 10: 1-10).

Братия! желание моего сердца и молитва к Богу об Израиле во спасение.

Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.

Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,

потому что конец закона — Христос, к праведности всякого верующего.

Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.

А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.

Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.

Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.

Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,

потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению.

Рим.10:6-9 –А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести. Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести. Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем. Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься.

Во Христе мы оправдываемся верой от сердца и исповеданием от уст.

Моисей говорит иудеям так: заповедь Божия лежит перед очами твоими, так что тебе нет нужды ни всходить на небо, чтобы найти ее, ни сходить в бездну, ни переходить чрез море, чтобы там взять ее: она близ тебя, в устах твоих и в уме твоем: Бог все показал тебе посредством закона.

А апостол Павел говорит: не сомневайся и не спрашивай в уме своем: как Христос сошел с небес и воплотился? или как, умерши, восстал из бездны, то есть из преисподних мест? Но веруй, что Он сошел и воплотился, и что, быв погребен, восстал чрез воскресение, потому что Бог воздвиг Его.

Рим.10:10 – Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Сердце имеет нужду в устах. Какая польза веровать в душе и не исповедовать перед людьми свою веру?

Вера оправдывает в уме, но совершенное спасение зависит от исповедания, потому что тогда вера сияет и многих пользует. Но и уста имеют нужду в сердце. Многие исповедуют Христа лицемерно, а сердце их далеко отстоит от Него.

Святоотеческое чтение дня.

Дети и отроки, когда, по неразумию своему и легкомыслию, покусятся поднять тяжесть, превышающую силу их, то надрываются, нередко губят себя окончательно: так и не созревшие в духовном возрасте подвергаются великим бедствиям от духовного подвига, не соответствующего устроению их, нередко впадают в расстройство неисправимое. Сочинения святых Исихия, Филофея и Феолипта, помещенные во второй части Добротолюбия, очень полезны для общежительных и для уединенных иноков. Особенно полезны предисловия схимонаха Василия: в них изложено учение о молитве покаяния, учение столько полезное, столько нужное для нашего времени. Находится много назидательных наставлений о молитве в книге Варсанофия Великого; надо заметить, что в первой половине ее заключаются ответы к безмолвникам, а во второй, с 220-го ответа, к инокам, подвизавшимся в общежитии.

Ученик. Что значит место сердечное, о котором говорят святые Симеон, Новый Богослов, Никифор монашествующий и другие Отцы ?

Старец. Это – словесная сила или дух человека, присутствующий в верхней части сердца, против левого сосца, подобно тому как ум присутствует в головном мозге. При молитве нужно, чтоб дух соединился с умом и вместе с ним произносил молитву, причем ум действует словами, произносимыми одною мыслию или и с участием голоса, а дух действует чувством умиления или плача. Соединение даруется в свое время Божественною благодатию, а для новоначального достаточно, если дух будет сочувствовать и содействовать уму. При сохранении внимания умом, дух непременно ощутит умиление. «Дух» обыкновенно называется «сердцем», как и вместо слова «ум» употребляется слово «голова». Молись со вниманием, в сокрушении духа, помогая себе вышеисчисленными механизмами; при этом само собою откроется опытное познание места сердечного. О нем удовлетворительно объяснено в предисловиях схимонаха Василия.