НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯТИТЕЛЕМ АЛЕКСИЕМ, МИТРОПОЛИТОМ КИЕВСКИМ !

Святитель Алексий, митрополит Киевский.

Святитель Алексий, митрополит Киевский и всея России чудотворец (в миру Елевферий) родился в 1292 году. Господь рано открыл будущему святителю его высокое предназначение. На двенадцатом году жизни Елевферий раскинул сети для ловли птиц, незаметно для самого себя задремал и вдруг явственно услышал голос: «Алексий! Что напрасно трудишься? Ты будешь ловить людей». С этого дня отрок стал уединяться, часто посещать церковь и в пятнадцать лет решился стать иноком.

В возрасте 28 лет он вступил в Московский Богоявленский монастырь, где провел более двадцати лет в строгих иноческих подвигах. Руководителями его и друзьями были замечательные подвижники этой обители – старец Геронтий и Стефан, брат преподобного Сергия Радонежского. Затем митрополит Феогност повелел будущему святителю оставить монастырь и заведовать судебными делами Церкви. В возрасте 58 лет свт. Алексий становится епископом Владимирским. В то время Русская Церковь раздираема была великими нестроениями и распрями, и святителю приходилось не только заботиться о своей пастве, но и налаживать отношения с ордынскими ханами. Не раз святому и самому приходилось путешествовать в Золотую Орду. В 1357 году хан потребовал у великого князя, чтобы святитель прибыл к нему и исцелил слепую Тайдулу – его супругу. «Прошение и дело превышает меру сил моих, – сказал святой Алексий, – но я верю Тому, Который дал прозреть слепому, – не презрит Он молитвы веры».

И действительно, по его молитве, окропленная святой водой, супруга хана исцелилась. После смерти великого князя Иоанна II, святителю пришлось много потрудиться в примирении строптивых князей, не желавших признавать власть Москвы. Вместе с тем не оставлял митрополит и трудов по устройству новых обителей. Им основаны Андроников и Чудов монастыри, Благовещенская и Константино- Еленинская обители в Новгороде и Владимире, Серпуховский Владычний монастырь.

Святитель Алексий достиг глубокой старости – 78 лет, пробыв на митрополичьей кафедре 24 года. Почил он 12 февраля 1378 года и погребен в Чудовом монастыре. Мощи его были обретены через 50 лет чудесным образом, после чего стали чтить память великого святителя и молитвенника за Русскую землю.

Апостольское чтение дня ( 2 Тим. 3: 10-15 ).

А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенес, и от всех избавил меня Господь.

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы.

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.

2Тим.3:14– А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Будь, говорит, неизменен и не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие (Пс.36:1). Ты не просто научился, но и удостоверился, то есть ты принял учение с убеждением. Следовательно, хотя бы ты и увидел противное тому, в чём удостоверился, не смущайся: ибо и Авраам, слышав, что в Исааке наречётся ему семя (Быт.21:12), не смутился, когда получил повеление заклать его.

2Тим.3:15 –Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Два побуждения представляет Апостол Павел к тому, чтобы Тимофей пребыл непоколебим: первое – то, что ты, говорит, научился не случайно от кого-нибудь, а от Павла, а это тоже, что и от Христа; второе – то, что ты научился не вчера, а с детства, и имеешь глубоко укорененным в себе Божественное ведение. И оно не допустит тебя до чего-либо неразумного

Святоотеческое чтение дня.

Свт. Игнатий Брянчанинов. О евангельских заповедях ( продолжение).

Возводя нас к совершенной благости, изгоняя из нас зло, Господь, повелевший не судить и не осуждать ближних, отпускать ближним все согрешения их против нас, законополагает еще: «Вся, елика хощете да творят вам человецы, тако и вы творите им» (Мф.7:12). Мы любим, чтоб ближние наши были снисходительны к нашим немощам и недостаткам, чтоб они великодушно переносили от нас оскорбления и обиды, чтоб они делали нам всевозможные услуги и одолжения: будем такими к ближним. Тогда достигнем полноты благости, соответственно которой получит особенную силу молитва наша; сила ее всегда соответствует степени благости нашей. «Отпущайте, и отпустят вам: дайте, и дастся вам. Меру добру, наткану и потрясну и переливающуся дадят на лоно ваше. Тою бо мерою, еюже мерите, возмерится вам» (Лк.6:37–38), от милосердого и в милосердии Своем правосудного Бога.

«Внидите узкими враты: яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им» (Мф.7:13). Пространные врата и широкий путь – это деятельность по воле и разуму падшего естества. Узкие врата – деятельность по Евангельским заповедям. Господь, одинаково смотрящий на настоящее и будущее, видя, как немногие человеки будут последовать Его святой воле, открытой им в Евангельских заповедях, предпочтут этой воле своеугодие, сказал: «Что узкая врата, и тесный путь, вводяй в живот, и мало их есть, иже обретают его!» (Мф.7:14). Ободряя и утешая своих последователей, Он присовокупил: «Не бойся, малое стадо: яко благоизволи Отец ваш дати вам Царство»(Лк.12:32).