Священномученик Владимир Амбарцумов.
Сщмч. Владимир родился в семье благочестивых лютеран Амбарцума Егоровича Амбарцумова и Каролины Андреевны Кронблох. Отец семейства был сподвижником основателя обучения глухонемых в России Федора Рау и содержал частную школу для детей с этим диагнозом. По настоянию матери в марте 1913 года Владимир отправился в Берлин и продолжил обучение в Берлинском высшем техническом училище. Там же впервые познакомился с христианским молодежным движением, которое активно занималось проповедью слова Божия среди студентов и объединяло христиан разных конфессий. Через год, проснувшись одним июльским утром, Владимир неожиданно почувствовал, что ему пора возвращаться в Россию, причем немедленно.Вернувшись в Россию, он продолжил обучение в Московском университете, стал членом Христианского студенческого кружка и познакомился там со своей будущей женой, Валентиной Алексеевой. Примерно в это время будущий православный священник перешел в баптизм. Несмотря на свои способности к физическим наукам, Владимир решил полностью посвятить себя проповеди Евангелия и впоследствии всегда выбирал ту работу, которая бы не мешала главному делу его жизни.
В годы Гражданской войны семья Амбарцумовых и их близкие друзья перебрались в Самару, где Владимир поступил на работу в музей и параллельно смог организовать порядка десяти христианских кружков, суммарное количество участников которых было примерно 100–150 человек. Это не могло быть не замечено безбожными властями, и в 1920 году Владимир был впервые арестован и привезен в Москву. В 1923 г. умирает супруга Владимира- Валентина. Владимиру было предсказано, что он будет священником (священство ему предсказала блаженная Мария Ивановна из Дивеево, где первый раз он был еще до перехода в Православие). Владимир всем сердцем стремился к истине и все больше склонялся к принятию Православия. Большое влияние на окончательный выбор оказал протоиерей Валентин Свенцицкий, также пострадавший за веру в годы репрессий. Сначала Мария Алексеевна покрестила детей, а затем, в возрасте 33 лет, Православие принял и сам Владимир, который вскоре был рукоположен в диакона, а потом в священника. В 1932 г. священник Владимир был арестован за непризнание декларации митрополита Сергия как участник Всесоюзной контрреволюционно-монархической организации “Истинно Православная Церковь”. Отца Владимира должны были отправить в ссылку в Северный край на три года, но за него вступилось руководство Академии наук, в которой он работал.О. Владимира много раз допрашивали и приговорили к расстрелу в 1937 году.
Апостольское чтение дня ( Гал. 6: 11-18).
Видите, как много написал я вам своею рукою.
Желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться только для того, чтобы не быть гонимыми за крест Христов,
ибо и сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти.
А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь.
Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию.
Впрочем никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим, братия. Аминь.
Гал.6:14– А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
Разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа (то есть верой в Распятого). Для всякого верующего крест служит предметом похвалы, потому что в нем проявляется любовь Господа к нам. Какой раб не хвалится любовью своего господина? Миром называются житейские дела: славу, богатство, удовольствие. Итак, они умерли для меня и я мертв для них: двойное умерщвление. И они не могут овладеть мной, так как мертвы, и я сам прибегнуть к ним, потому что мертв.
Гал.6:15-16– Ибо во Христе Иисусе ничего не значит ни обрезание, ни необрезание, а новая тварь. Тем, которые поступают по сему правилу, мир им и милость, и Израилю Божию. Обрезание не имеет никакой силы и бесполезно, как и необрезание -Христос все обновил и требует от нас новой жизни.
Святоотеческое чтение дня.
О смирении
(разговор между старцем и учеником его, продолжение)
Преподобный авва Дорофей в начале своего поучения о смирении полагает, как бы краеугольный камень в основание здания, следующее изречение одного из святых старцев: «Прежде всего нужно нам смиренномудрие, и мы должны быть готовы против каждого слова, которое услышим, сказать «прости»: потому что смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника». В отвержении оправдания, в обвинении себя и в прошении прощения при всех тех случаях, при которых в обыкновенной мирской жизни прибегают к оправданиям и умножают их, заключается великая таинственная купля святого смирения. Ее держались и ее завещавают все святые Отцы. Это делание странно при поверхностном взгляде на него, но самый опыт не замедлит доказать, что оно исполнено душевной пользы, и истекает из Само-Истины, Христа. Господь наш отверг оправдания, не употребив их пред человеками, хотя и мог явить пред ними во всем величии Свою Божественную правду, а фарисеям сказал: «Вы есте оправдающе себе пред человеки, Бог же весть сердца ваша: яко еже есть в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» (Лк.16:15). «Се отрок Мой, – возвещает о Господе пророк Ветхого Завета, –Его же изволих; возлюбленный Мой, Нань же благоволи душа Моя; положу Дух Мой на Нем, и суд языком возвестит; не преречет, ни возопиет, ниже услышит кто на распутиих гласа Его» (Мф.12:18–19; Ис.42:1–2). «Христос пострада по нас, – свидетельствует Апостол Нового Завета о точном исполнении пророчества, – нам оставль образ, да последуем стопам Его, Иже укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше: предаяше же Судящему праведно» (1Пет.2:21, 23). Итак, если мы, повинные в бесчисленных грехах, пришли в монастырь, чтоб претерпеть распятие за грехи наши одесную Спасителя нашего, то признаем благовременно всякую скорбь, какая бы ни встретилась с нами, праведным воздаянием за грехи наши и справедливым наказанием за них. При таком настроении прошение прощения при всяком представившемся случае будет действием правильным, логичным. «Словооправдание не принадлежит к жительству христианскому», сказал святой Исаак Сирский. Преподобный Пимен Великий говаривал: «Мы впадаем во многие искушения, потому что не сохраняем чина, подобающего имени нашему. Не видим ли, что жена хананейская приняла данное ей название, и Спаситель утешил ее (Мф.15и след.). Так же Авигея сказала Давиду: «во мне неправда моя» (1Цар.25:24), и Давид, услышав это, возлюбил ее. Авигея есть образ души, а Давид – Бога: если душа обвинит себя пред Господом, Господь возлюбит ее». Великого опросили: что значит «высокое» (Лк.16:15). Он отвечал: «Оправдания. Не оправдывай себя, и обретешь покой».