НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИКОМ ИОАННОМ ОЛЕНЕВСКИМ!

Житие

Иоанн Оленевский, в миру Иван Васильевич Калинин, считается наиболее почитаемым подвижником Пензенской земли.

Родился 29 августа 1854 года в праздник святого Иоанна Предтечи – пророка, девственника, проповедника покаяния, мученика, начальника пустынножителей. Святой праведный Иоанн всю жизнь призывал людей к покаянию и исправлению жизни, был увенчан венцом исповедника Христова, любил молитву и уединение, был великим постником, имел от Бога дар прозорливости.

.
Обладая слабым здоровьем, зарабатывал себе на хлеб мелким ремеслом – вязанием шарфов, варежек.

Видя благочестивую жизнь праведника земли Сурской, священномученик Иоанн (Поммер), в 1920 году, будучи тогда архиепископом Пензенским, рукоположил Иоанна в сан диакона.

В 1932 году, после убиения в Пензе многих православных христиан, было заведено первое дело и на Ивана Васильевича Калинина.

В доме старца часто проводили обыски, описывали имущество, ему устанавливали запреты на проживание в различных селах, на прием людей, во множестве притекавших к нему. Богоборцы часто устремлялись «на душу праведника» (Пс.93,21). Однажды отца Иоанна расстреливали. Поставили его на берегу и выстрелили по нему залпом, но пули отскакивали от него, «как от железного». Господь хранил его, как хранил первых Своих мучеников и исповедников. Безумные богопротивники, раздраженные несостоявшимся расстрелом, решили утопить святого старца. Они завернули его в одеяло и сбросили с высокого берега в реку. В полной уверенности, что праведник погибнет, они ушли.

Завернутое в одеяло тело старца скатилось с крутого берега и остановилось у самой воды. Найдя его и развернув одеяло, православные увидели следы «расстрела»: подрясник в дырочках, а на теле – ни царапины…

В 1936 году старца арестовали, а после месяца допросов увезли в Пензу, где он полгода (в зимние месяцы) содержался в тюремной больнице.

Претерпел старец гонения и от домашних- после заключения родные боялись приютить его в своем доме, и он скитался. В 1946 г. старец Иоанн был рукоположен в сан священника. За святую жизнь Господь сподобил праведного Иоанна дара прозорливости.

26 марта 1951 года старец был сильно избит неизвестными, а 6 августа того же года отошел ко Господу.

Апостольское чтение дня ( 1 Кор. 3: 9-17).

Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, как строит.

Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,-

каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня.

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы.

Не должно ни презирать нас, ибо мы сотрудники Божии, ни гордиться нами, ибо всё Божие. Сказав выше: я насадил, продолжает сравнение, и называет их нивой. Если же вы нива и здание, то должны называться именем Владыки, а не пахарей или домостроителей, и, как нива, должны быть ограждены стеной единомыслия, а как здание должны быть в единении между собой, а не в разделении.

1Кор.3:11 – Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос. Не может, доколе пребывает мудрым строителем. Если же кто не мудрый строитель, то может положить иное основание; отсюда ереси.

В огне, говорит далее, открывается, то есть обнаруживается, каковы дела сами в себе, золото ли или что противное.

1Кор.3:14-15 – У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня. Если у тебя серебро или золото, то дело твое уцелеет, и ты получишь награду; если же у тебя сено и тому подобное, то дело твое не выдержит силы огня (это значит выражение сгорит), но обнаружится, что оно худо.

Дела, совершаемые не по закону Христову, осуждаются на сожжение. Сам он не погибнет так, как его дела, не перейдет то есть в ничтожество, но спасется, то есть сохранится целым, чтобы гореть ему в огне. И у нас о том дереве, которое не легко сгорает и обращается в пепел, говорят обыкновенно, что оно остается целым в огне, так что для сожжения его употребляется довольно много времени.

Грешник спасется, то есть сохранится целым для вечных мучений.

1Кор.3:17– Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы. То есть погубит. Блудник не может быть святым, так как он перестал быть храмом Божиим, изгнав освящающего его Духа. Кто же составляет этот храм? Вы, если пребудете чистыми.

Святоотеческое чтение дня.

Между сочувствием сердца уму и соединением ума с сердцем или схождением ума в сердце – величайшее различие. Святой Иоанн Лествичник признает значительным преуспеянием в молитве то, когда, ум будет пребывать в словах ее. Этот великий наставник иноков утверждает, что молитва молящегося постоянно и усердно, при заключении ума в слова молитвы, из чувства покаяния и плача, непременно осенится Божественною благодатию. Когда молитва осенится Божественною благодатию, тогда не только откроется сердечное место, но и вся душа повлечется к Богу непостижимою духовною силою, увлекая с собою и тело. Молитва преуспевших в ней произносится из всего существа. Весь человек делается как бы одними устами. Не только «сердце» обновленного человека, не только «душа», но и «плоть» исполняется духовного утешения и услаждения, радости о «Бозе живе» (Пс.83:3), о Боге, действующем ощутительно и могущественно благодатию Своею. «Вся кости» истинного молитвенника «рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? избавляяй нища из руки крепльших его, и нища и убога от расхищающих» его молитву и надежду: от помыслов и ощущений, возникающих из падшего естества и возбуждаемых демонами (Пс.34:10). К преуспеянию в молитве покаяния должны стремиться все христиане; к упражнению в молитве покаяния и к преуспеянию в ней святые Отцы приглашают всех христиан. Напротив того, они строго воспрещают преждевременное усилие взойти умом в святилище сердца для благодатной молитвы, когда эта молитва еще не дана Богом. Воспрещение сопрягается со страшною угрозою. “Умная молитва, – говорит преподобный Нил Сорский, повторяя слова преподобного Григория Синаита, – выше всех деланий, и добродетелей глава, как любовь Божия. Бесстыдно и дерзостно хотящий войти к Богу, и чисто беседовать с Ним, нудящийся стяжать Его в себе, удобно умерщвляется бесами”.