Зачатие пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Родился Иоанн Креститель за шесть месяцев до Иисуса в семье священника Захарии. Евангелие от Луки рассказывает, что у живущих во времена царя Ирода священника Захарии и его жены Елисаветы, людей праведных, не было детей, хотя оба они были в летах преклонных.
Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел архангела, стоящего по правую сторону жертвенника. «Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их», — читаем мы у евангелиста Луки.
Захария, смущенный происходящим, усомнился: «Я стар, и жена моя в годах преклонных», — оказывается, маловерие случалось и со святыми. Тогда ангел сказал Захарии в ответ: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время».
Так и случилось: маловерие всегда имеет последствия. «После сих дней зачала Елисавета», — сообщает евангелист Лука, и это таинственное, освященное Божьей благодатью событие мы и празднуем 6 октября
Кстати, в рассказе евангелиста Луки о зачатии пророка Иоанна и его рождении есть такой важный для всех наших современников момент: когда Елисавета, жена праведного Захария, зачала ребенка, она «таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми». Бездетность в те времена считалась наказанием Божьим. «Снятие бесплодия» — явным знаком милости Божьей, избранничества, знаком того, что Господь «призрел на тебя», то есть обратил Свою Любовь на тебя.
Апостольское чтение дня (2Кор. 4: 6-15).
Потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.
7 Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам.
8 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся;
9 мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем.
10 Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем.
11 Ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей,
12 так что смерть действует в нас, а жизнь в вас.
13 Но, имея тот же дух веры, как написано: я веровал и потому говорил, и мы веруем, потому и говорим,
14 зная, что Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами.
15 Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию.
Святоотеческое чтение дня (свт. Игнатий Брянчанинов «Вера и дела», продолжение).
Исполнением животворящих заповедей евангельских поддерживается соединение христианина со Христом (Ин.15:10). Иначе не может член Христов пребывать в единении со Христом, как действуя из Его воли, из Его разума. И воля и разум Христовы изображены в евангельских заповедях.
Свойственно каждому существу действовать, внутри и вне себя, сообразно естеству своему. Так и облеченному во Христа, новому человеку, свойственно мыслить, чувствовать, действовать, как мыслит, чувствует, действует Христос. Водиться мыслями, чувствованиями ветхого человека, хотя б по наружности и добрыми, ему противоестественно.
Руководителем христианина должен быть Дух Святой, как руководители ветхого человека – плоть, кровь и дух лукавый. «Бысть первый человек Адам в душу живу, последний Адам в Дух животворящ» (1Кор.15:45). Все помышления, чувствования, действия христианина должны проистекать от Святого Духа, а не быть собственными, душевными, по естеству ветхого Адама. Ты достигнешь этого, когда будешь всецело располагать жизнь по заповеданиям Евангелия, по святейшим словам его: «глаголы, яже Аз глаголах вам, – говорит Господь, – Дух суть и живот суть» (Ин.6:63).
«Православная вера» во Христа, запечатленная таинством крещения, одна достаточна для спасения, без дел, когда совершить их человек не имеет времени: потому что «вера» заменяет человека Христом, а добрые дела человеческие заслугами Христовыми.
Но при продолжении земной жизни, непременно требуются дела. Только те дела в христианине признаются делами добрыми, которые служат исполнением евангельских заповедей, которыми питается, живет его «вера», которыми поддерживается его жизнь во Христе: потому что единым деятелем в христианине должен быть Христос.
Крещенный не имеет права поступать по влечению сердечных чувств, зависящих от влияния на сердце плоти и крови, как бы ни казались эти ощущения добрыми: от него принимаются только те добрые дела, к совершению которых возбуждают сердце Дух Божий и Слово Божие, которые принадлежат естеству, обновленному Христом.
«Праведник от веры жив будет» (Евр.10:38). Истинная вера во Христа есть единственное средство спасения, но «вера» живая выражаемая всем существом человека.
Этой «живой веры» требует от христианина святой Апостол Иаков, когда он возвещает, что вера без дел мертва, что от дел совершается вера (Иак.2:17, 22).