Казанская икона Божией Матери.
Образ Богородицы явился в Казани в 1579 году, когда город этот еще трудно было назвать русским- всего 27 лет прошло со дня взятия его войсками Ивана Грозного. Спустя некоторое время после пожара в Казани, дочери стрельца царского войска– Матроне, начинает являться Сама Божия Матерь с повелением отыскать Свой образ на одном из пепелищ. После первого явления Богородицы девочке никто не поверил. Однако Матерь Божия является Матроне еще не раз и не два, и девочка продолжает обращаться к взрослым с просьбой отыскать образ. Через некоторое время мама Матроны обращается с просьбой о помощи и рассказом о чудесном видении своей дочери. Однако священники сомневаются в истинности этих явлений и не спешат отыскивать образ. Лишь только после неоднократных настойчивых обращений к епископу Казани было решено отыскать образ Пречистой Богородицы. Образ, завернутый в сукно, был найден на одном из пепелищ, он был найден только тогда, когда копать начала сама Матрона. На месте обретения иконы по указу царя был построен Богородицкий девичий монастырь, а первый ее список был отправлен в Москву.
История Казанского образа неразрывно связана с подвигом святителя Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, и Смутным временем. Свт. Ермоген одним из первых встал на защиту России и православной веры от нашествия польских интервентов. В это время в стране было безвластие, и на престол активно претендовали польские аристократы. Патриарх рассылает окружные послания по всем областям государства, призывая прекратить распри, объединиться и собирать ополчения для освобождения страны от врагов. Под влиянием речей патриарха в Нижнем Новгороде формируется ополчение под руководством князя Димитрия Пожарского и Кузьмы Минина. В рядах русского ополчения был объявлен трехдневный пост и сугубая молитва перед Казанским образом Богородицы. В ночь перед штурмом Кремля архиеп. Арсению явился прп. Сергий Радонежский: «Предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена».
Спустя два дня Кремль был освобожден. Пресвятая Богородица заступила землю Русскую.
Апостольское чтение дня (Римлянам, 6: 18-23).
Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности.
Говорю по рассуждению человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на дела беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на дела святые.
Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности.
Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть.
Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная.
Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.
Два благодеяния получили от Бога: и освобождены от такого бесчестия, и стали рабами праведности, что составляет для вас великую славу. Следовало бы показать несравненно большую меру служения Богу, нежели греху; но по немощи своей, представьте хотя бы равную меру. Представьте члены свои в рабы праведности: до этого делая себя пленниками, вы подвергались делам самым постыдным. Итак, в той же мере представьте члены свои в рабы праведности, то есть всякой добродетели, дабы проводить жизнь в целомудрии и святости.
Плод дел греха — стыд; плод правды – освящение, чистота, непорочность. Конец первых – смерть; конец последней – вечная жизнь. Ибо возмездие за грех – смерть. Служащим греху грех давал возмездие – смерть. А дар Божий— по благодати во Христе. Не возмездие от Бога, но дар, потому что не как вознаграждение или воздаяние за труды дается
(толкование блж. Феофилакта Болгарского).
Святоотеческое чтение дня (свт. Игнатий Брянчанинов «Крест свой и крест Христов», продолжение).
Крест свой изменяется в Крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несет его с благодарением Христу, со славословием Христа. От славословия и благодарения является в страдальце духовное утешение; благодарение и славословие делаются обильнейшим источником непостижимой, нетленной радости, которая благодатно кипит в сердце, изливается на душу, изливается на самое тело.
Крест Христов, только по наружности своей, для плотских очей, есть поприще жестокое. Для ученика и последователя Христова он – поприще высшего духовного наслаждения. Так велико это наслаждение, что скорбь вполне заглушается наслаждением, и последователь Христов среди лютейших томлений ощущает одно наслаждение.
Говорила юная Мавра юному супругу своему Тимофею, который терпел страшные муки, и приглашал ее принять участие в мученичестве: «Боюсь, брат мой, чтоб мне не устрашиться, когда я увижу страшные муки и разгневанного игемона, чтоб не изнемочь мне в терпении по молодости лет моих». Ей отвечал мученик: «Уповай на Господа нашего Иисуса Христа, и будут для тебя муки елеем, изливаемым на тело твое, и духом росы в костях твоих, облегчающим все болезни твои».
Крест – сила и слава всех от века святых.
Крест целитель страстей, губитель демонов. Смертоносен крест для тех, которые креста своего не преобразили в Крест Христов, которые с креста своего ропщут на Божественный промысл, хулят его, предаются безнадежию и отчаянию. Несознающиеся и некающиеся грешники на кресте своем умирают вечною смертью, лишаясь нетерпением истинной жизни, жизни в Боге. Они снимаются с креста своего только для того, чтоб снизойти душами в вечный гроб: в темницы ада.
Крест Христов возносит от земли распятого на нем ученика Христова. Ученик Христов, распятый на кресте своем, мудрствует горняя, умом и сердцем жительствует на небе, и созерцает таинства Духа во Христе Иисусе, Господе нашем.
«Аще кто хощет по Мне ити, – сказал Господь, – да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет». Аминь.