НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И ПРЕПОДОБНЫМ МОИСЕЕМ МУРИНЫМ!

ПРЕПОДОБНЫЙ МОИСЕЙ МУРИН.

Атаман разбойников, затем раскаявшийся и ставший святым, жил в IV веке, но его пример его праведности и по сей день вдохновляет нас.

В странах египетских в IV веке жил разбойник по имени Моисей, родом мурин (эфиоп). Став атаманом разбойников, Моисей производил много кровопролитий и других преступлений и прославился особой жестокостью. Так продолжалось долгое время. Но однажды…

Среди ночи, как описывает житие, он посмотрел на небо, глубоко вздохнул о Боге, почувствовал Его близость, бросил всё, чем жил до этого, ушёл к стенам монастыря и встал перед входом на колени.

Привратник, увидев, кто стоит перед воротами, решил, что братию ждёт смерть, так как все боялись даже имени Моисея. Во главе с игуменом монахи встали на молитву и причастились Святых Христовых Таин. А Моисей стоял часами, пока не упал без сознания под палящим солнцем. Тогда его внесли в монастырь, и когда он пришёл в себя, то сказал игумену: «Исповедуй меня, отче святый».

Исповедовался Моисей несколько часов. Бедный игумен был потрясён потоком зла, который разбойник и убийца вылил перед Господом, и глубиной раскаяния этого человека.

Моисею долго не верили, давали самые тяжёлые послушания: чистить отхожие места, носить воду из колодца и тому подобное. Вдруг братия стала замечать, что кто-то им помогает и по ночам исполняет их самые тяжёлые послушания. Однажды утром братья увидели Моисея лежащим без сознания у колодца. Ночью, когда он носил воду для других монахов, на него напал бес и сильно ударил в спину. Его отнесли в монастырь. Так братия поняла, кто всё это время втайне помогал им.

Моисей проливал много слёз и днём, и ночью, каясь о содеянных грехах. Однако нескоро оставили бывшего разбойника воспоминания о прежней жизни. Моисей изнурял свою плоть сильнейшим постом, непрестанной молитвой и бдением. В продолжение шести лет он, не смыкая очей, ночи простаивал на молитве. Но и это не усмирило восставшие на него страсти.

Такая брань была попущена Богом, дабы Моисей не возгордился, будто бы своими подвигами преодолел страсти, а возгордившись — не погиб.

Духом Святым ему было открыто, что на монастырь нападут варвары, и он повелел братьям покинуть обитель. «Почему же ты, отче, не бежишь отсюда?» — вопросили они. Но он сказал: «Я уже много лет ожидаю того времени, когда на мне исполнится слово Владыки моего, Господа Иисуса Христа: все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Мф. 26:52).

Варвары убили святого Моисея и оставшихся с ним шесть иноков. В этот момент один из иноков видел отверстое небо и семь венцов, нисходивших с него.

ПАРИМИИ ПРЕПОДОБНОМУ.

Кн. Премудрости Соломона ( 3: 1-9).

«А души праведных в руке Божией». Речь идет о душах умерших праведников, что ясно из противоположения их судьбы участи нечестивых. Нечестивые «испытывают смерть», души праведных «в руке Божией», т. е. пользуются особым благоволением, покровительством Божиим ( Ис. 31:6; Лк. 23:46).

«Они (праведные) в глазах людей наказываются», т.е. переносят лишения и несчастья, которые рассматриваются, как наказание Божие. Такой смысл следует из употребления этого глагола («наказываются»).

«Надежда их полна бессмертия». Надежда- в бессмертии.

Кн. Премудрости Соломона ( 5: 15- 6:3)

Он возьмет всеоружие – ревность Свою, и тварь вооружит к отмщению врагам;

Описание божественного суда. Судья – Иегова – изображается вооруженным воином, Его свойства, которые Он проявляет при этом воздаянии, представляются под образом отдельных частей Его вооружения. В подобных образах и в Новом Завете описывается духовное оружие христиан против зла.

«Он возьмет всеоружие – ревность свою…»

«Ревность Иеговы» – это Его горячая любовь к благочестивым и их правому делу, равно как гнев против отступников и внешних врагов Израиля. «Всеоружие» – полное вооружение.

Итак, слушайте, цари, и разумейте, научитесь, судьи концов земли! Выражение «концы земли» означает, прежде всего, отдаленные земли, а потом употребляется для обозначения всего пространства земли.

От Господа дана вам держава, и сила – от Вышнего. Всю власть вы получили от Бога.

Кн. Премудрости Соломона ( 4:7-15)

А праведник, если и рановременно умрет( ц/слав.: постигнет скончатися), будет в покое.

Ранняя смерть праведника — только скорейший переход к лучшей жизни.

Ранняя смерть праведника уже потому не может считаться злом или выражением божественного гнева, что она для него есть только переход к лучшему существованию.

«Будет в покое…» Прежде всего, разумеется успокоение от земных страданий и бед, а затем и положительное блаженство. Будущая жизнь изображается как покой еще у Ап. Павла (Евр. 4:9–10).

Апостольское чтение дня ( 2 Кор. 1: 21— 2:4).

Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог,

Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.

Бога призываю во свидетели на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф,

не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды.

Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением.

Ибо если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною?

Это самое и писал я вам, дабы, придя, не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться: ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас.

От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

2Кор.1:21-22– Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог, Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши.То,что вы и я, учитель ваш, твердо стоим в вере во Христа, дал Бог, Который и помазал нас, и запечатлел, то есть сделал пророками, царями и священниками. Ибо таков всякий крещеный: он – пророк, как видящий то, чего не видел глаз и не слышало ухо; он – священник, как долженствующий приносить себя в жертву живую, святую, благоугодную Богу; он – царь, как сын Царя Бога и наследник будущего Царствия, и как ныне царствующий над неуместными помыслами и поставленный выше всего мира. Как в древности священники и цари помазывались елеем, так ныне мы помазаны Духом, когда Бог дал залог Духа в сердца наши. Если же дал залог, то, конечно, даст все. А залогом называет подаваемые ныне дарования Духа.

2Кор.2:4– От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам.

То есть печаль, сжимая и стесняя сердце мое, подавляла его, и потому писал я, подобно отцу и одновременно врачу, который, производя над сыном сечения и прижигания, вдвойне скорбит, и от того, что сын болен, и от того, что сам должен подвергать его сечению, но, с другой стороны, и радуется от того, что надеется на выздоровление сына.

Святоотеческое чтение дня ( Об упражнении молитвой Иисусовой, продолжение).

Ученик. Какие истинные плоды молитвы Иисусовой, по которым новоначальный мог бы узнать, что он молится правильно?

Старец. Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении. Эти плоды являются от всякой правильно совершаемой молитвы, преимущественно же от молитвы Иисусовой, упражнение которою превыше псалмопения и прочего молитвословия. От внимания рождается умиление, а от умиления усугубляется внимание. Они усиливаются, рождая друг друга; они доставляют молитве глубину, оживляя постепенно сердце; они доставляют ей чистоту, устраняя рассеянность и мечтательность. Как истинная молитва, так и внимание и умиление суть дары Божии. Как желание стяжать молитву мы доказываем принуждением себя к ней: так и желание стяжать внимание, и умиление, доказываем понуждением себя к ним. Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач. Плачем называется преизобильное умиление, соединенное с болезнованием сердца сокрушенного и смиренного, действующее из глубины сердца и объемлющее душу. Потом являются ощущения присутствия Божия, живое воспоминание смерти, страх суда и осуждения. Все эти плоды молитвы сопровождаются плачем, и, в свое время, осеняются тонким, святым духовным ощущением страха Божия. Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского, даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. От внушения этого чудного действия начинают истаявать страсти, – ум и сердце начинают привлекаться к непрерывному упражнению молитвою. По некотором преуспеянии приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых, терпения скорбей, как попущений и врачеваний Божиих, в которых необходимо нуждается наша греховность. Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна, неизъяснимо свята, тонка, смиренна, отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее, не может быть сравнена ни с какою любовью, движущейся в падшем естестве, как бы ни была эта естественная любовь правильною и священною. Одобряется закон естественный, действующий во времени; но закон вечный, закон духовный настолько выше его, насколько Святой Дух Божий выше духа человеческого. О дальнейших плодах и последствиях моления святейшим именем Господа Иисуса останавливаюсь говорить: пусть блаженный опыт научит им и меня и других. Последствия и плоды эти подробно описаны в Добротолюбии, этом превосходном, Боговдохновенном руководстве к обучению умной молитве для преуспевших иноков, способных вступить в пристанище священного безмолвия и бесстрастия. Признавая и себя, и тебя новоначальными в духовном подвиге, имею преимущественно в виду, при изложении правильных понятий о упражнении молитвою Иисусовою, потребность новоначальных, потребность большинства. “Стяжи плач, – сказали Отцы, – и он научит тебя всему”. Восплачем и будем постоянно плакать пред Богом. Божие не может придти иначе, как по благоволению Божию, – и приходит оно в характере духовном, в характере новом, в таком характере, о котором мы не можем составить себе никакого понятия в нашем состоянии плотском, душевном, ветхом, страстном.