НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И ПРЕПОДОБНЫМ ИОАННОМ ЛЕСТВИЧНИКОМ !

Преподобный Иоанн Лествичник.

 

Иоанн Лествичник вырос в обеспеченной семье и получил хорошее образование. В 16 лет он пришел в Синайский монастырь Неопалимой Купины, позднее монастырь Святой Екатерины, где стал учеником аввы Мартирия и через три года принял монашеский постриг.

Анастасий Великий и Иоанн Савваит предсказали, что Иоанн станет игуменом горы Синай. Через несколько лет, после смерти аввы Мартирия, преподобный Иоанн поселился в нескольких километрах от монастыря в пещере у подножия горы Синай, много времени посвящал молитве, днем работал в огороде, а вечером и ночью писал книги. После сорока лет уединения Иоанн был избран игуменом Синайского монастыря. За мудрость, духовные дарования и любовь к Богу его называли новым Моисеем. В этот период он и написал «Лествицу» по просьбе другого подвижника, святого Иоанна, игумена соседнего Раифского монастыря. Преподобный Иоанн использует в «Лествице» народные пословицы и поговорки, метафоры, олицетворения и аллегории. Главный образ заимствован из Книги Бытия: патриарх Иаков видел во сне лестницу от земли на небо, по которой восходили и спускались ангелы (Быт 28:12).

Незадолго до смерти преподобный оставил управлять монастырем своего родного брата Георгия, а сам вернулся к уединенной жизни в безмолвии на прежнем месте, где прожил до конца жизни. Уже в X веке Иоанн Лествичник почитался как святой.

Апостольское чтение дня ( Евр. 6: 13-20).

 

Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою,

говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.

Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их.

Посему и Бог, желая преимущественнее показать наследникам обетования непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву,

дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду,

которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу,

куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека.

 

6:13–15. Бог даровал Аврааму обетование, что от него родится сын, и что потомство его будет многочисленно, как песок морской (см.Быт. 22:17). Между тем, Авраам и жена его

Сарра по старости уже не имели естественной надежды на свое потомство. Авраам поверил Богу, ему родился сын, вырос. Но Бог повелел Аврааму принести его в жертву Ему. Авраам повиновался воле Божьей. За такую его глубокую и твердую веру, Бог клятвенно подтверждает Свое обетование о происхождении от него многочисленного потомства. Авраам вполне поверил обетованию, хотя и не дождался сам исполнения обетования, но получил исполнение его в лице своего потомства.

Для чего же Бог клялся при Своем обетовании.

6:16–18. Как люди, когда возникают между ними сомнения, недоумения, споры, для прекращения их клянутся в истине чем-либо высшим, как бы призывая его во свидетели и посредники своей правды, и люди верят такой клятве, и прекращают свои споры, так и Бог по примеру людей, и для людей, данное Им обетование подтверждает клятвою Самим Собой, так как не имеет никого выше Себя, чтобы и данное словом обетование и клятва, как две непреложные для Бога вещи, имели для человека твердое утешение и непреложную надежду получить обещанное. Так было с Авраамом. Он поверил Богу и получил обещанное Им. Так и мы, христиане, должны верить Богу, и надеяться получить обещанное Им блаженство нам.

Эта надежда среди бурь и искушений житейских, должна быть для нас якорем спасения нашего.

6:19–20. Чем служит твердый и безопасный якорь для корабля во время бури на море, тем же служит для христиан, обуреваемых страданиями, надежда на исполнение Божественного обетования о вечной блаженной жизни. Твердо и искренне верующим в Господа Иисуса Христа, она вводит их во внутреннейшее – за завесу, где обитает Бог, в вечную блаженную жизнь, куда уже, как предтеча, за нас взошел великий Первосвященник наш, Иисус Христос, туда введет Он и нас. Ибо Он Первосвященник не по чину Аарона, но по чину Мелхиседека.

( Пояснение: кроме законного священства, связанного с происхождением, с жизнью земною, Бог в Своем домостроительстве, установляет высшее священство, которое исключительно зависит от Бога, и которому левитское священство должно уступить свои права. Это высшее священство и является в лице Мелхиседека, который был как самое его имя показывает (буквально с древнееврейского Мелхи – царь, седек – правда), царем правды и мира, потому что он царствовал в Салиме, что значит – мир. В этом лице предизображается высшее священство Сына Божия. Мелхиседек называется царем правды и мира, и Иисус Христос поистине есть Царь правды и мира, примиривший небесное и земное.  Мелхиседек представляется в Писании без отца, без матери, без

родословия, конечно не потому, чтобы он не имел их, а так угодно было Богу, скрыть их от евреев. Скрыто и то, когда он родился, когда умер, так что он в отрывочном сказании книги Бытия представляется как бы вечно существующим. И это Господу угодно было сделать для того, чтобы Мелхиседек был прообразом – уподоблением Сыну Божию, Который был без отца по земному рождению, ибо по плоти Он родился от одной Девы Марии).

 

Святой Иоанн Лествичник и слово о покаянии.

 Преп. Иоанн Лествичник показывает на примерах, что есть духовная, добродетельная жизнь. Это есть жизнь в согласии с Богом. Он описывает свойства и действия Бога. И описывает отношение человека перед Богом. Именно это отношение  является главным и первичным в духовной жизни.

Множество примеров в «Лествице», которые приводит святой Иоанн показывают, что первичное и главное отношение есть отношение человека с Богом, а потом, через Него, уже с людьми. Ибо Бог чист и свят, а люди – с примесями многими.

Вот какой интересный пример и наблюдение приводит этот святой подвижник:

«Возлюбим Господа хотя так, как любим и почитаем друзей: ибо я много раз видел людей, прогневавших Бога и нисколько о том не заботившихся, но те же самые, какоюнибудь малостию огорчив своих друзей, употребляли все искусство, выдумывали всякие способы, всячески изъявляли им свою скорбь и свое раскаяние, и лично, и через иных, друзей и родственников, приносили извинения, и посылали оскорбленным подарки, чтобы только возвратить прежнюю их любовь». (преп. Иоанн Лествичник «Лествица или Скрижали Духовные«, Слово 1)

Святой Иоанн показывает этим примером, что люди на деле чтут и боятся людей, а Бога не почитают.  Это система отношений: человек – значимые люди. А где Бог здесь? И может ли такой человек сказать, что он любит Бога?

Святой Иоанн не говорит не любить друзей, но говорит хотя бы так как друзей возлюбить Бога. А реально – больше. Ведь друзья приходят и уходят, а Бог всегда рядом.

И вот когда такое отношение внутри человека, отношение человек – Бог восстановится, тогда будут все его действия благотворны: и молитва, и Богомыслие, и посты, и дела для людей. Все.

Приход к этому отношению через покаяние, как начальную ступень и смирение, как главную.

Что же есть правильное покаяние? Обидел и сказал «прости» — покаяние?Осознал ошибку в опыте своем и исправил ее – покаяние?

Послушаем мудрого подвижника благочестия, что он, опытный делатель покаяния, говорит о нем:

«Покаяние есть возобновление крещения.

Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни.

Покаяние есть купля смирения.

Покаяние есть всегдашнее отвержение телесного утешения.

Покаяние есть помысл самоосуждения и попечения о себе, свободное от внешних попечений.

Покаяние есть дщерь надежды и отвержение отчаяния.

Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам.

Покаяние есть очищение совести.

Покаяние есть добровольное терпение всего скорбного.

Кающийся есть изобретатель наказаний для себя самого.

Покаяние есть крепкое утеснение чрева, уязвление души в глубоком чувстве

(преп. Иоанн Лествичник «Лествица или Скрижали Духовные» Слово 5).

Покаяние- это плач сердца Богу о грехах перед Ним. Святой Иоанн много приводит примеров того как долго люди каялись, повторяя исповедь своих прегрешений. Все больше и больше, глубже открывалось сердце их, доселе очерствевшее, пока из него не хлынули слезы и не принесли спасение. Не список грехов, а плач сердца о грехах есть истинное покаяние. Вот о чем святой Иоанн Лествичник. А с ним и все святые.