НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И ПРЕПОДОБНЫМ АВРААМИЕМ СМОЛЕНСКИМ!

ПРЕПОДОБНЫЙ АВРААМИЙ СМОЛЕНСКИЙ.

Философ, проповедник и живописец, был первым просветителем Смоленщины.

С детства Авраамий был особенным ребёнком: он больше любил молитву, чем веселые игры со сверстниками. Его духовность была замечена родителями, и они отправили юного отрока обучаться святым книгам в один из монастырей

Когда родители умерли, Авраамий поступил так, как поступали святые, жизнеописания которых он любил читать: раздарил своё наследство, завещанное ему, храмам и монастырям, вдовам и сиротам, всем, кто нуждался. Выросший в богатстве, он снял с себя дорогую одежду, надел лохмотья и бродил по городу как юродивый. Он просил Господа дать ему возможность служить добродетели и благочестию. Бог поддержал юношу в его стремлении. Скоро Авраамий стал иноком в обители Успения Богородицы в Селище, недалеко от Смоленска. Сегодня это деревня Богородицкое.

Своё послушание: усердные молитвы и строгие посты, чтение Священного Писания, жизнеописаний святых мужей и святоотеческих творений, молодой инок нёс с кротостью и терпеливостью. Изучая эту литературу, преподобный Авраамий брал назидательные уроки для себя и тех, кто просил у него назиданий. С усердием занимался он переписыванием и собирательством книг.

Около тридцати лет прожил преподобный в монастыре, когда был рукоположен в иеромонахи. Избранный духовником, он неукоснительно ежедневно совершал литургию и проповедовал. Преподобный обладал даром красноречия, умел понятно и просто толковать Священное Писание. Он стал таким искусным проповедником, что послушать проповеди приходили к нему и духовные и миряне, чувствуя, что в этих словах была сила, исцелявшая душевные раны.

Клеветы и гонения переносил Авраамий от духовенства, которое завидовало, что он пользуется любовью и уважением жителей города. Спустя пять лет преподобный перешёл в Крестовоздвиженский монастырь в Смоленске. Тогда люди стали приходить сюда, чтобы услышать наставления святого человека. Они шли к Авраамию не только за проповедями. Их привлекала подвижническая жизнь святого. Всё, что жертвовали ему прихожане, он раздавал сиротам. Себе оставлял только самое необходимое. Заботился подвижник и об устроении и украшении церкви. Собственноручно преподобный написал иконы, осветив темы, которые больше всего его интересовали: «Страшный Суд Второго Пришествия» и «Изображение мытарств, проводимых душею по смерти».

Дьявол продолжал искушать подвижника. Он являлся ему в ужасающих образах в надежде испугать, но всегда был побеждён молитвой святого человека. Тогда он возбудил против Авраамия клевету, будто тот проповедует ересь, а талант проповедника причислили к колдовским ухищрениям. Смоленские священники не могли тогда понять подвиг Авраамия. Аскет, измождавший себя постами и ночными бдениями, был необычным примером подвижника.

Слухи смутили горожан и епископа Игнатия. Священники потребовали судить Авраамия. На суде преподобный отвёл от себя все ложные наветы. Но ему запретили служение и отправили в прежний монастырь в Селище. За несправедливым приговором в городе начались болезни и приключилась засуха – это Гнев Божий обрушился на город. Священнослужители молились днём и ночью, совершили крестный ход, но ничего не помогало. Епископ признал свою неправоту и смиренно просил у Авраамия прощения. Возвратившись в келью, преподобный стал возносить молитвы к Господу. Вдруг пошёл дождь и засуха прекратилась. Когда произошло это чудо, тогда убедились все в невиновности преподобного. Святой был строг не только к себе, но и к духовным детям. Много было желавших стать на монашеский путь под руководством преподобного, но он был особо строг с ними, принимая иноков только после серьёзных испытаний. Поэтому в его монастыре было всего 17 монахов. Подвижник всегда призывал помнить о смертном часе, каяться и неустанно просить Бога о помиловании в день всеобщего Суда.

Скончался старец приблизительно около 1219 — 1224 года, проведя в монашестве 50 лет.Ученик Авраамия, преподобный Ефрем, после его кончины создал «Житие Авраамия Смоленского», которое стало первым произведением, отличным от «княжеских житий», где главный герой не князь, и не воин, а выдающийся духовный деятель из «рядовых» русских монахов.

Паремии на праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Книга Исход.

Из книги Бытия в первой паремии мы слышим знакомые слова о сне Иакова и видении им лестницы.

Почему же сон Иакова, который он принял за Божественное откровение, стал символом или прообразом Богоматери?

1. «Лествица Иакова» как образ восхождения напоминает нам о духовном законе жизни, который заключен в возможности богообщения. Пример Богоматери говорит нам, что Она этот закон исполнила более других.

2. «Лествица Иакова» не только утверждена на земле, но и достигает неба. Этим примером Господь зовет каждого подниматься и устремляться ввысь, к Богу. Ярким и вдохновляющим живым примером, а не только образом, может быть каждому Пресвятая Богородица, Которая достигла высшего из даров богообщения в самом совершенном образе. Всем верным Она будет Помощницей и Заступницей, если стремление к Богу станет смыслом всех исканий в жизни.

    1. Наконец «Лествица Иакова» – это связь неба с землей, человека с Богом. Неповторимый и совершенный образец ее – Пречистая Дева. Она Сама стала той лествицей, которая возводит к Богу.

Книга пророка Иезекииля.

Вторая паремия обещает через пророка Иезекииля пленным освобождение и даже храма восстановление. Он, пророк, говорит об устройстве будущего храма и об освящении его. Пророк в видении видел храм весь, потом ему снова показали восточные врата святилища. Они были закрыты. О них было ему сказано, что Господь прошел ими, и никто уже не должен не только проходить ими, но даже и видеть их открытыми.

Блаженный Феодорит, мнение которого приняли отцы Церкви, считает восточные врата, которыми однажды вошел Господь, символом Богоматери. Она как бы открыла дверь Господу в человеческий мир. Господь стал Человеком, как все мы. Матерь Божия послужила единственному и неповторимому таинству воплощения Господа. Поэтому в Богородичные праздники читается эта паремия.

Книга Притчей.

Третья паремия посвящена Премудрости. Под Премудростью священномученник Игнатий Богоносец, святитель Амвросий Медиоланский, блаженный Августин и другие отцы видят Господа Иисуса Христа. Церковь называет Богоматерь «Пречистый храм Спасов», «Палата всех Царя» и другими сравнениями, которые говорят о том, что Она живой храм Божий и к Ней можно отнести слова о доме Премудрости. Если каждая душа может стать храмом Богу, то тем паче Его Пречистая Матерь.

Апостольское чтение дня ( 1 Кор. 16: 13-24).

Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.

Все у вас да будет с любовью.

Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),

будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.

Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,

ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.

Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.

Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.

Мое, Павлово, приветствие собственноручно.

Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,

и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.

1Кор.16:22 – Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа. Одним этим словом в страх привел всех, разномыслящих, употребляющих идоложертвенное, неверующих воскресению, и вообще всех, которые вели себя несогласно с учением. Потому что все такие не любят Господа. Маран-афа, то есть Господь пришел. Сказал это для того, чтобы утвердить учение о домостроительстве и воскресении, и для того, чтобы пристыдить их: Владыка за нас принял все на Себя, а вы прогневляете Его, одни – называясь по имени людей, а другие – совершая порочные дела.

Святоотеческое чтение дня ( Об упражнении молитвой Иисусовой, продолжение).

Ученик. Когда я молюсь, то уму моему представляется множество мечтаний и помыслов, не допускающих чисто молиться: не может ли возникнуть из этого прелесть или какой другой вред для меня.

Старец. Множеству помыслов и мечтаний естественно возникать из падшего естества. Даже свойственно молитве открывать в падшем естестве сокровенные признаки падения его и впечатления, произведенные произвольными согрешениями. Также диавол, зная, какое великое благо – молитва, старается во время ее возмутить подвижника греховными, суетными помыслами и мечтаниями, чтоб отвратить его от молитвы или молитву сделать бесплодною. Из среды помыслов, мечтаний и ощущений греховных, из среды этого порабощения и плинфоделания нашего, тем сильнее возопием и будем вопить молитвою ко Господу, подобно израильтянам, «возстенавшим… от дел и возопившим. И взыде, – говорит Писание, – вопль их к Богу от дел. И услыша Бог стенание их» (Исх.2:23–24).

Общее правило борьбы с греховными начинаниями заключается в том, чтоб отвергать грех при самом появлении его, убивать таинственных вавилонян доколе они младенцы (Пс.136:9). “Разумно борющийся, – сказал преподобный Нил Сорский, – отражает матерь злого мысленного сонмища, то есть, первое прикосновение лукавых мыслей к уму его. Отразивший это первое прикосновение, разом отразил и все последующее за ним сонмище лукавых мыслей”. Если же грех, по причине предварившего порабощения ему и навыка к нему, насилует нас, то и тогда не должно унывать и приходить в расслабление и отчаяние; должно врачевать невидимые побеждения покаянием, и пребывать в подвиге с твердостью, мужеством, постоянством. Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими, и насаждаем их в себя. От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти, может вкрасться в душу неприметным образом прелесть. Когда же мы противимся греховным помыслам, мечтам и ощущениям, тогда самая борьба с ними доставит нам преуспеяние и обогатит нас деятельным разумом. Некоторый старец, преуспевший в умной молитве, спросил другого инока, также занимавшегося ею: “Кто обучил тебя молитве?” Инок отвечал: “Демоны”. Старец улыбнулся и сказал: “Какой соблазн произнес ты для незнающих дела! однако скажи, каким образом демоны выучили тебя молитве?” Инок отвечал: “Мне попущена была тяжкая и продолжительная брань от лютых помыслов, мечтаний и ощущений, не дававших мне покоя ни днем, ни ночью. Я истомился и исхудал неимоверно от тяжести этого неестественного состояния. Угнетенный натиском духов, я прибегал к молитве Иисусовой. Брань достигла такой степени, что привидения начали мелькать в воздухе перед глазами моими чувственно. Я ощущал постоянно, что горло мое перетянуто как бы веревкой. Потом, при действии самой брани, я начал чувствовать, что молитва усиливается и надежда обновляется в сердце моем. Когда же брань, делаясь легче и легче, наконец совсем утихла, – внезапно появилась молитва в сердце моем сама собою”.

Будем молиться постоянно, терпеливо, настойчиво. Бог, в свое время, даст благодатную, чистую молитву тому, кто молится без лености и постоянно своею нечистою молитвою, кто не покидает малодушно молитвенного подвига, когда молитва долго не поддается ему. Образец успеха настойчивой молитвы Иисусовой видим в Евангелии. Когда Господь выходил из Иерихона в сопровождении учеников и народного множества, тогда слепец Вартимей, сидевший при пути и просивший милостыни, узнав, что Господь проходит мимо, начал кричать:«Сыне Давидов, Иисусе, помилуй мя». Ему воспрещали кричать, но он тем более кричал. Последствием неумолкающего крика было исцеление слепца Господом (Мк.10:46–52). Так и мы будем вопить, несмотря на восстающие из падшего естества и приносимые диаволом помыслы, мечтания и ощущения греховные, для воспрепятствования нашему молитвенному воплю, – и несомненно получим милость.