Преподобная Мария Египетская.
Мария Египетская для христианского мира — пример глубокого покаяния и очищения. Чем же уникально покаяние Марии и почему её почитают? Она провела в одиночестве, в пустыне 47 лет (фактически всю жизнь) в посте и молитве. Стяжала дар прозорливости и благодать от Бога.
Эта была не просто молитвенная жизнь, а настоящий подвиг. Она отказалась от всего. Терпела жару, холод, голод, диких зверей. Сытая, комфортная жизнь, наполненная развлечениями и удовольствиями была уничтожена. Про эту святую говорят, что у нее как будто нет прошлого». Так и есть, её греховное прошлое растворилось в пустыне, под палящим солнцем.
Все началось с того как Мария услышала призыв Бога: идти за Иордан. В праздник воздвижения креста Господня, Мария чисто из любопытства захотела посетить храм.
Народ свободно проходил внутрь, а Мария попасть в храм не могла. При попытке зайти в двери её отбрасывало назад. Она задумалась о том, что происходящее с ней не просто так. Этому есть причина.
В церковь её не пускал САМ БОГ! В этот момент Марию охватил ужас…Здесь у ворот Иерусалимского храма, она впервые услышала голос своей совести.
Мария расплакалась. Увидев икону Богородицы, она сказала: «О Владычица, Дева, рождшая Бога плотию! Я знаю, глубоко знаю, что нет чести Тебе и хвалы, когда я, нечистая и скверная, взираю на Твой лик Приснодевы, чистой телом и душой. Праведно, если Твоя девственная чистота погнушается и возненавидит меня, блудницу.
Но я слышала, что рожденный Тобою Бог для того и воплотился, чтобы призвать грешников к покаянию. Приди же ко мне, оставленной всеми, на помощь! Повели, чтобы мне не возбранен был вход в церковь, дай мне узреть Честное древо, на котором плотию был распят рожденный Тобой, проливший святую кровь Свою за избавление грешников и за мое.
Повели, Владычица, чтобы и для меня, недостойной, открылись двери церкви для поклонения Божественному Кресту! Будь моей верной поручительницей перед Сыном Твоим, что я более не оскверню своего тела нечистотою блуда, но, воззрев на крестное древо, отрекусь от мира и его соблазнов и пойду туда, куда поведешь меня Ты, поручительница моего спасения».
После этих слов Мария смогла двинуться с места, ведомая какой-то силой, которая прежде не пускала её в святое место. Так Мария поняла, что Бог не отвергнет кающегося грешника.
Выйдя из церкви, Мария поблагодарила Богородицу, и попросила Её о наставлении, как спастись. Перед той же иконой услышала голос:
– Если перейдешь через Иордан, то найдешь себе полное успокоение.
Апостольское чтение дня ( Евр. 9: 11-14).
Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения,
и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.
Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,
то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!
Христос явился со скинией нерукотворенной, образованной Духом Святым (см. Мф. 1:29). Хотя и от пречистых кровей Пресвятой Девы, но по образу соединения с нею Божества, она (скиния) выше всякой твари. Как Первосвященник и Он принес жертву, но не козлов и тельцов, а Себя Самого, и с этою Своею кровью, пролитою за грехи мира, Он вошел во святилище, где обитает Бог, в небо ,и тем приобрел вечное искупление – вечное освобождение душ от грехов.
Кровь ветхозаветных животных изливалась вместо души, или жизни согрешивших и не могла сама очищать совесть людей, потому что была кровью или жизнью чуждой человеку, не причастной его грехам. Поэтому кровь животных служила только прообразом Крови Христовой, как жертвы совершенной. Кровь Христа, как вечного Духа – Бога по существу, может примирить нас с Богом, и очистит нашу совесть от прикосновения к мертвым, греховным делам, оживит нас, сделает чистыми и способными своими добрыми делами угождать Богу, живому и истинному. Поэтому-то Иисус Христос и стал Ходатаем Нового Завета.
Святоотеческое чтение дня ( о чтении Святых Отцов).
Беседа и общество ближних очень действует на человека. Беседа и знакомство с ученым сообщает много сведений, с поэтом – много возвышенных мыслей и чувствований, с путешественником – много познаний о странах, о нравах и обычаях народных. Очевидно: беседа и знакомство со святыми сообщают святость. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши» (Пс.17:26–27).
Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнью, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, – они примут тебя к себе, как своего знакомого, как своего друга (Лк.16:9).
Нет ближе знакомства, нет теснее связи, как связь единством мыслей, единством чувствований, единством цели (1Кор.1:10).
Где единомыслие, там непременно и единодушие, там непременно одна цель, одинаковый успех в достижении цели.
Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься.
Каждый избери себе чтение Отцов, соответствующее своему образу жизни. Отшельник пусть читает Отцов, писавших о безмолвии; инок, живущий в общежитии, – Отцов, написавших наставления для монашеских общежитий; христианин, живущий посреди мира, – святых Отцов, произнесших свои поучения вообще для всего христианства. Каждый, в каком бы звании ни был, почерпай обильное наставление в писаниях Отцов.
Непременно нужно чтение, соответствующее образу жизни. Иначе будешь наполняться мыслями, хотя и святыми, но неисполнимыми самым делом, возбуждающими бесплодную деятельность только в воображении и желании; дела благочестия, приличествующие твоему образу жизни, будут ускользать из рук твоих. Мало того, что ты сделаешься бесплодным мечтателем, – мысли твои, находясь в беспрестанном противоречии с кругом действий, будут непременно рождать в твоем сердце смущение, а в поведении- неопределенность, тягостные, вредные для тебя и для ближних. При неправильном чтении Священного Писания и Святых Отцов, легко можно уклониться с спасительного пути в непроходимые дебри и глубокие пропасти, что и случилось со многими. Аминь.