НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ И МУЧЕНИКОМ АНДРЕЕМ СТРАТИЛАТОМ!

ЖИТИЯ МУЧЕНИКА АНДРЕЯ СТРАТИЛАТА И ДРУЖИНЫ ЕГО

 

Мученик Андрей Стратилат был римским военачальником при императоре Максимиане. Во время войны с Сирией святому Андрею дали титул «стратилат», то есть главнокомандующий. Выбрав небольшой отряд, св. Андрей выступил против противника. Его воины были язычниками, и сам он еще не принял Крещение, но уверовал во Христа. Перед сражением святой Андрей убеждал воинов, что языческие боги – бесы, и проповедовал им истинного Бога. С верою в помощь Божию небольшой отряд воинов обратил в бегство многочисленное войско персов.

Когда св. Андрей вернулся из похода с победой, то многие стали завидовать его славе и донесли правителю Антиоху, что святой – христианин, обративший ко Христу подчиненных воинов. Святой, вызванный на суд, исповедовал Христа, за что был подвергнут пыткам. Воинов, бывших с ним, распяли на деревьях, но ни один из них не отрекся от Христа.

Тогда император, боясь возмущения войска, отпустил св. Андрея и его дружину, но тайно приказал под каким-либо предлогом казнить порознь каждого. Освободившись, святой вместе со своими воинами пришел в г. Тарс, там они приняли Крещение, а затем были умерщвлены в ущелье Тавра. Перед смертью святой Андрей молился за всех, кто будет чтить их память, и просил Господа послать людям целебный источник на месте, где прольется их кровь. Во время этой молитвы мученики были усечены мечом. И в тот же миг из земли истек источник.

Епископы Петр и Нон, которые крестили воинов, вместе с клириком погребли тела мучеников. Один из клириков, с давнего времени страдавший от злого духа, напился из источника и сразу получил исцеление. Молва об этом разнеслась среди окрестных жителей, и они стали приходить к источнику и по молитвам св. Андрея и 2593-х мучеников получали благодатную помощь от Бога.

Мученическая кончина святых последовала около 302 г.

 

 

Апостольское чтение дня (1 Кор., 4: 9-16).

 

 

Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как бы приговоренными к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.

Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.

Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся,

и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим;

хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.

Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих.

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.

 

Толкование свт. Феофана Затворника:

 

4:10. Учение апостолов о Христе распятом мир и мудрость человеческая считает безумием, и коринфяне, руководясь той же человеческой мудростью, считают себя умудренными во Христе. Апостолы сознают, что они немощны своими человеческими силами, а ученики их в Коринфе считают себя сильными ими; апостолы бесчестны в глазах людей и не добиваются этой чести и славы, а коринфские учители и ученики думают, что они достигли славы и чести или стремятся к приобретению их.

 

4:15. После меня у вас, говорит, явилось много пестунов-наставников. Они, может, и любят вас, но никто из них не любит вас так, как я люблю вас, ибо я родил, возродил вас к новой, благодатной жизни во Христе.

4:16. После всего сказанного святой Павел умоляет коринфян, как отец детей, подражать ему в смирении, терпении, бедах и напастях, как он подражает в этом Христу.

 

 

 

Святоотеческое чтение дня (свт. Игнатий Брянчанинов «О любви к Богу», продолжение).

 

Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его мечтатели.

Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем вещественным, пламенем крови твоей. Жертва благоприятная Богу – смирение сердца, сокрушение духа. С гневом отвращается Бог от жертвы, приносимой с самонадеянностью, с гордым мнением о себе, хотя б эта жертва была всесожжением.

Гордость приводит нервы в движение, разгорячает кровь, возбуждает мечтательность, оживляет жизнь падения; смирение успокоивает нервы, укрощает движение крови, уничтожает мечтательность, умерщвляет жизнь падения, оживляет жизнь о Христе Иисусе.

«Послушание пред Господом паче жертвы благи, и покорение паче тука овня» (1Цар.15:22), говорил Пророк царю израильскому, дерзнувшему принести Богу неправильную жертву: желая принести Богу жертву любви, не принеси ее своевольно, по влечению необдуманному; принеси со смирением, в то время и на том месте, когда и где заповедал Господь.

Духовное место, на котором одном заповедано приносить духовные жертвы, – смирение27.

Господь отметил верными и точными признаками любящего и нелюбящего. Он сказал: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет… Не любяй Мя словес Моих не соблюдает» (Ин.14:23–24).

Ты хочешь научиться любви Божией? удаляйся от всякого дела, слова, помышления, ощущения, воспрещенных Евангелием. Враждою твоею к греху, столько ненавистному для всесвятого Бога, покажи и докажи любовь твою к Богу. Согрешения, в которые случится впасть по немощи, врачуй немедленным покаянием, но лучше старайся не допускать к себе и этих согрешений строгою бдительностью над собою.

Ты хочешь научиться любви Божией? тщательно изучай в Евангелии заповедания Господа и старайся исполнить их самым делом, старайся обратить евангельские добродетели в навыки, в качества твои. Свойственно любящему с точностью исполнять волю любимого.

«Возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия: сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс.118:127–128), говорит Пророк. Такое поведение необходимо для соблюдения верности к Богу. Верность – непременное условие любви. Без этого условия любовь расторгается.

Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей – в чем заключается все евангельское нравоучение – достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу: «аще заповеди Моя соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин.15:10), сказал Спаситель.

Совершенство любви заключается в соединении с Богом; преуспеяние в любви сопряжено с неизъяснимым духовным утешением, наслаждением и просвещением. Но в начале подвига ученик любви должен выдержать жестокую борьбу с самим собою, с глубоко поврежденным естеством своим: зло, природнившееся грехопадением естеству, сделалось для него законом, воюющим и возмущающим против Закона Божия, против закона святой любви.

Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие: тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви.