НАЧИНАЕМ НЕДЕЛЮ С ГОСПОДОМ!

Христос Воскресе !!! Воистину Воскресе !!!

НЕДЕЛЯ О РАССЛАБЛЕННОМ.

Некий человек, который был в расслаблении тридцать восемь лет, пребывал возле Овчей купели — той купели, где омывались овцы перед жертвенным приношением в Иерусалимском ветхозаветном храме.

И вот, Ангел Господень по временам возмущал воды этой купели таким чудесным образом, что каждый, кто влезал после возмущения воды в эту воду, исцелялся от любого недуга, каким он был болен (Ин. 5, 4). И, зная чудесное свойство этого места, очень много больных находилось возле этой купели в пяти ходах крытых. Каждый ждал, что он сможет получить это исцеление. Этот человек находился там много и много лет, показывая нам великое долготерпение в силу того, что тридцать восемь лет, это сложно даже представить, что человек непрестанно пребывал в этой тяжкой болезни. Удивительно, что находясь рядом с ветхозаветным храмом, посреди столицы Иудеи, куда на праздник стекались тысячи и тысячи евреев со всех концов земли, не нашлось ни одного человека, который бы мог помочь больному и спустить его в воду.

Христос становится единым истинным Человеком и приходит, видя смирение и кротость этого больного, измученного болезнью человека. Приходит, чтобы дать ему исцеление даром, дать тому, кто Его еще не знал как истинного Бога.

Этот случай показывает и нам, как мы должны быть чутки, милосердны и снисходительны к немощам наших ближних, чтобы и мы научились быть людьми, чтобы и о нас мог кто-то сказать: «Я имею человека».

Апостольское чтение дня ( Деяния, 9: 32 — 42)

Случилось, что Петр, обходя всех, пришел и к святым, живущим в Лидде.

33 Там нашел он одного человека, именем Энея, который восемь уже лет лежал в постели в расслаблении.

34 Петр сказал ему: Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал.

35 И видели его все, живущие в Лидде и в Сароне, которые и обратились к Господу.

36 В Иоппии находилась одна ученица, именем Тавифа, что значит: «серна»; она была исполнена добрых дел и творила много милостынь.

37 Случилось в те дни, что она занемогла и умерла. Ее омыли и положили в горнице.

38 А как Лидда была близ Иоппии, то ученики, услышав, что Петр находится там, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним.

39 Петр, встав, пошел с ними; и когда он прибыл, ввели его в горницу, и все вдовицы со слезами предстали перед ним, показывая рубашки и платья, какие делала Серна, живя с ними.

40 Петр выслал всех вон и, преклонив колени, помолился, и, обратившись к телу, сказал: Тавифа! встань. И она открыла глаза свои и, увидев Петра, села.

41 Он, подав ей руку, поднял ее, и, призвав святых и вдовиц, поставил ее перед ними живою.

42 Это сделалось известным по всей Иоппии, и многие уверовали в Господа.

В то время когда апостол Пётр находился ещё в Лидде, христиане в Иоппии ( соврем., Яффе) опечалились смерти такой деятельной женщины, как Тавифа, для чего и послали за Петром некого человека, чтобы Пётр пришёл к умершей Тавифе. Христос уже воскрешал умершего Лазаря, и эти люди в Яффе этот день помнили и они знали, что Пётр достойнейший ученик Христов и пусть Иисуса Христа уже нет на земле, но через своего ученика апостола Петра, люди верили, что Христос воскресит Тавифу.

Как сказано, «По вере вашей и дано будет вам»! У людей действительно была большая вера в Христа через апостола Петра.

Тавифа называется ещё Серной. Именно имя Тавифа означает животное Серну. Это имя было в то время очень распространено и среди греков и среди евреев. Серна по своей красоте и грациозности, по выразительности глаз в восточных народах являлась символом необыкновенной женской красоты , почему Серна и сделалась подобием женского имени, как впрочем у мужчин такое имя есть тоже, это Лев. Скорее всего, Тавифа была вдовица, так как в 39 стихе сказано, что все вдовицы со слезами предстали пред ним, то есть пред апостолом Петром, но книга Деяний об этом умалчивает.

Святоотеческое чтение дня.

( свт. Игнатий Брянчанинов « Аскетические опыты», беседа старца с учеником о молитве Иисусовой, о прелести, продолжение):

Необыкновенная напыщенность является в недугующих этой прелестью: они как бы упоены собою, своим состоянием самообольщения, видя в нем состояние благодатное. Они пропитаны, преисполнены высокоумием и гордостью, представляясь, впрочем, смиренными для многих, судящих по лицу, не могущих оценивать по плодам, как заповедал Спаситель (Мф.7:16, 12:33), тем менее по духовному чувству, о котором упоминает Апостол (Евр.5:14). Живописно изобразил Пророк Исаия действие прелести “мнения” в падшем архангеле, действие, обольстившее и погубившее этого архангела. «Ты, – говорит пророк сатане, – рекл еси во уме твоем: на небо взыду, выше звезд небесных поставлю престол мой, сяду на горе высоце, на горах высоких, яже к северу, взыду выше облак, буду, подобен Вышнему. Ныне же во ад снидеши, и во основание земли» (Ис.14:13–15). Зараженного “мнением” обличает Господь так: «Глаголеши, яко богат есмь, и обогатихся, и ничтоже требую, и не веси, яко ты еси окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг» (Откр.3:17). Господь увещевает прельщенного к покаянию, предлагает купить не у кого иного, у Самого Господа, необходимые потребности, из которых составляется покаяние (Откр.3:18). Купля настоятельно нужна: без нее нет спасения. Нет спасения без покаяния, а покаяние принимается от Бога только теми, которые, для принятия его, продадут все имущество свое, то есть, отрекутся от всего, что им ложно усвоивалось “мнением”.

Ученик. Не случалось ли тебе встречаться с зараженными этого вида прелестью?

Старец. Зараженные прелестью “мнения” встречаются очень часто. Всякий, не имеющий сокрушенного духа, признающий за собою какие бы то ни было достоинства и заслуги, всякий, не держащийся неуклонно учения Православной Церкви, но рассуждающий о каком-либо догмате или предании произвольно, по своему усмотрению, или по учению инославному, находится в этой прелести. Степенью уклонения и упорства в уклонении определяется степень прелести. Немощен человек! непременно вкрадывается в нас “мнение” в каком-либо виде своем, и, осуществляя наше «я», удаляет от нас благодать Божию. Как нет, по замечанию святого Макария Великого, ни одного человека, совершенно свободного от гордости, так нет ни одного человека, который бы был совершенно свободен от действия на него утонченной прелести, называемой “мнением”. Наветовало оно апостола Павла, и врачевалось тяжкими попущениями Божьими. «Не бо хощем вас, братие, – пишет Апостол к Коринфянам, – не ведети о скорби нашей, бывшей нам во Асии, яко по премногу и паче силы отяготихомся, яко не надеятися нам и жити. Но сами в себе осуждение смерти имехом, да не надеющеся будем на ся, но на Бога, возставляющаго мертвыя» (2Кор.1:8–9). По этой причине должно бдительно наблюдать за собою, чтоб не приписать собственно себе какого-либо доброго дела, какого-либо похвального качества или особенной природной способности, даже благодатного состояния, если человек возведен в него, короче, чтоб не признать собственно за собою какого-либо достоинства. «Что ты имеешь, – говорит Апостол, – чего бы ты не приял» от Бога? (1Кор.4:7) От Бога имеем и бытие, и пакибытие, и все естественные свойства, все способности, и духовные, и телесные. Мы – должники Богу! Долг наш неоплатим! Из такого воззрения на себя образуется само собою для нашего духа состояние, противоположное “мнению”, состояние, которое Господь назвал нищетою духа, которое заповедал нам иметь, которое ублажил (Мф.5:3). Великое бедствие – уклониться от догматического и нравственного учения Церкви, от учения Святаго Духа каким-либо умствованием! это – «возношение, взимающееся на разум Божий». Должно низлагать и пленять такой разум «в послушание Христово» (2Кор.10:5).