Прошла тень закона, когда благодать явилась, ибо как не сгорала купина, объятая пламенем, так Ты, Дева, родила и девою осталась…»
(Воскресный догматик 2 гласа).
Память величайшего пророка- Боговидца Моисея и память чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» празднуется в один день. Связано это с тем, что именно пророк Моисей увидел Бога в чудесном явлении горевшего, но не сгоравшего тернового кустарника, который указывал на Божию Матерь, воспринявшую в Себя Божество Сына и оставшуюся Неопалимой от мощи Божественной славы. Оба эти события уникальны и удивительны. Святой пророк Моисей, которому было сказано «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20), увидел Бога (хоть и в образе) за свою особенную чистоту и верность Творцу.
Про Моисея в одном месте сказано: «и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исход 33:11). А в другом месте говорится следующее: «в Израиле не было пророка, подобного Моисею, которого Господь знал бы лицом к лицу» (Втор 34:10).
Объединяет память пророка Моисея и Пречистой Девы Богородицы в образе Неопалимой Купины библейское повествование из книги Исход : «Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает» (Исх.3:1-3).
Купина обозначает колючий терновый кустарник из породы акаций Аравийского полуострова, произрастающий на двух горах Хориве и Синае.
Сами евреи замечали несколько интересных моментов в этом чудном явлении. Древний иудейский философ и толкователь ветхого завета Филон Александрийский в данном событии подчеркивал такую интересную деталь: «не столько огонь обнял и пожигал купину – вещество сгораемое, сколько сама купина обнимала и как-бы заключала в себе огонь». А авторитетнейший древний иудейский историк Иосиф Флавий так описывал подробности данного удивительного события: «терновый куст стоял весь в огне, причем пламя не касалось ни окружавшей его травы, ни цветов; также и зеленые ветви куста оставались невредимыми, хотя пламя было очень сильное и большое».
Святитель Иоанн Златоуст видит в этом событии свидетельство о Воскресении Христовом: «где же в Писаниях сказано, что Христос будет погребен и в третий день воскреснет? В прообразе… купины в пустыне: как она горела и не сгорала, так и тело (Христово) было мертво, но не удержано смертью навсегда». В другом месте он видит здесь и прообраз Божией Матери, влагая в уста Архангела Гавриила такие слова: «если бы огонь в пустыне причинил вред купине, то несомненно повредило бы и Марии Моё присутствие; если же тот огонь, только оросил купину, а не сжёг, то что ты мог бы сказать об истине, нисходящей не в пламенном огне, но в виде дождя».
Святитель Прокл Константинопольский, ученик святителя Иоанна Златоуста так прославляет Царицу Небесную, ссылаясь на образ купины: «святая и Богородица Дева Мария, чистое сокровище девства, мысленный рай второго Адама, место где совершилось соединение естеств, где утвердился совет о спасительном примирении; чертог, в котором Слово уневестило себе плоть;одушевленная купина, которую не опалил огонь божественного рождения; легкое облако, носившее с телом восседящего на херувимах; орошенное небесным дождем чистейшее руно, из которого пастырь сделал одежду для овцы; раба и матерь, дева и небо; мост, по которому Бог низошел к человекам; изумительный ткальный станок божественного домостроительства, на котором неизъяснимо исткался хитон соединения, которого ткачем был Дух Святой, художницею — сила свыше осенившая, для которого волною было древнее кожаное препоясание Адама; основой была чистая плоть девы, челноком неизмеримая благодать носившего; художник слово, вошедшее чрез слух. Кто видел, кто слышал, чтобы обитал во чреве беспредельный Бог, которого небеса не вмещают, которого не ограничивает чрево Девы».
Преподобный Макарий Великий видит в этом событие указание на одно из свойств Божиих: «невещественный и Божественный огонь освещает души и искушает их, как неподдельное золото в горниле, а порок попаляет, как терния и солому; потому что «Бог наш огонь поядающий есть» (Евр. 12:29) …Сей огонь видел Моисей в купине… И Ангелы и служебные Духи причащаются светлости этого огня, по сказанному: «Творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огонь палящий» (Евр. 1:7). Сей огонь, сожигая сучец во внутреннем оке, делает чистым ум, чтобы, возвратив себе естественную прозорливость, непрестанно видел он чудеса Божии, подобно тому, кто говорит: «открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего» (Пс. 118:18). Поэтому, огонь сей прогоняет бесов, истребляет грех, он есть сила воскресения, действенность бессмертия, просвещение святых душ, утверждение умных сил.
Святитель Кирилл Александрийский очень художественно и ярко описывает несгораемый куст, видя в данном события Тайну Боговоплощения и проецирует его на православных христиан: «купина есть кустарниковое растение, бесплодное и мало отличающееся от терновника. Великий же пламень объял ее. В образе огня явился святой Ангел. И пламень весьма высоко поднимался, но нисколько не вредил купине, в которой явился. Дело было поистине необыкновенно и выше всякого разума. Огонь объемлет терние и только согревает его тихим прикосновением своим, как бы забывая свою естественную силу и совершенно спокойно облегая то, что мог бы истребить. Посему-то божественный Моисей и поражен был видением. Какой же смысл этого видения? Огню Священное Писание уподобляет Божественное естество по той причине, что оно всесильно и легко может все побороть; древам же и траве полевой уподобляет человека, из земли происшедшего. Поэтому и говорит в одном случае: Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29); а в другом случае: дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет (Пс. 102:15). Но как огонь нестерпим для терния, так и Божество для человечества. Впрочем, во Христе оно стало стерпимо: ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, как и премудрый Павел засвидетельствовал (Кол. 2:9). И Который обитает в неприступном свете (1 Тим. 6:16), то есть Бог вселился в храме Девы, снисшедши до кротости досточудной и как бы смягчая непобедимое могущество естества своего, чтобы доступным быть для нас, как стал доступен и огонь тернию. Но то, что по естеству своему доступно повреждению, то есть плоть, Он явил высшею тления, истребления; на это преобразовательно указывает огонь в купине, совершенно неповрежденным сохранивший древо. А что от Бога происшедшее Слово свой собственный храм оживотворило и соделало нетленным и высшим смерти, будучи по естеству Жизнь (Ин. 14:6), в этом как мог бы кто усомниться? Итак, огонь щадил терние, и пламень был стерпим для малого и весьма слабого древа; потому что доступно стало человечеству Божество. И это было таинство во Христе…Итак, купина не сгорала, хотя и объята была пламенем; потому что и на нас не налагается наказание за согрешения…напротив, нас также осиявает Христос чрез Святого Духа и пребывает в нас чрез Него, и в Нем мы можем вопиять: Авве Отче (Рим. 8:15).
Блаженный Федорит Кирский видит в этом событие указание одновременно и на силу (или праведность) Бога, и на его милосердие, а также на события Боговоплощения и победы Израильского народа над всеми его врагами: «провозглашаются Божия сила и Божие человеколюбие, потому что неугасимый огонь не истреблял сухого куста. Но, думаю, изображалось этим и другое, а именно — что Израиль, против которого злоумышляют египтяне, не будет истреблен, но препобедит врагов, а также и то, что Единородный, вочеловечившись и вселившись в девическую утробу, сохранит девство неприкосновенным».
Также блаженным Феодоритом приводится еще одно объяснение, которое он слышал от других толкователей, согласно которому, «Бог явился в купине, а не в другом растении, потому что из купины невозможно истесать бога. Ибо, вероятно, иудеи отважились бы и на это, если бы Бог явился в ином растении». Таким образом здесь видится неслучайность избрания Богом именно тернового куста, а с целью предотвращения будущего идолопоклонства.
По молитвам Пречистой Богородицы и пророка Моисея да потушит в нас Господь всякое греховное огненное запаление, оросит нас огнем Божественной благодати и сподобит подобно Моисею увидеть Его лицом в Лицу в Неизреченной славе Царства Святой Животворящей Троицы и не постыдится сладчайшего Лика Христова, услышав блаженный голос Жениха Небесного: «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25,34).