Порой в искусстве встречаются удивительные явления. Эффект красочного многоцветия достигается при помощи скупой, даже аскетичной палитры. Всего два цвета – красный и чёрный. А создают они яркий, причудливый и загадочный мир. Такими предстают произведения в стиле мезенской росписи. Это старинный промысел, у которого немало загадок. Вереницы коней и оленей – они мчатся из далёких эпох в будущее. Но что за тайны несут с собой – это многие исследователи пытаются разгадать. Композиции похожи на наскальную живопись. Ещё можно уловить сходство с рисунками на античных вазах. Возможно, имело место взаимное проникновение культурных традиций…
Дорогие друзья, в сегодняшнем номере хотим рассказать Вам о старинном северном промысле- мезенской росписи.
Как и большинство других народных промыслов, свое название мезенская роспись получила от местности, в которой зародилась — низовья реки Мезень. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры. Первоначально этой росписью занимались исключительно мужчины, существовали целые династии, в которых опыт передавался от отца к сыну. В мезенской росписи используется всего два цвета — красный и черный. Красную краску делали из красной глины, добываемой по берегам реки, а черную — из сажи. Роспись наносили на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой (тиской), пером глухаря или тетерева, кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, но чаще стали применяться кисти.
Сама роспись насыщена огромным символизмом. Мастерами использовалась многочисленная символика плодородия земли — это и вспаханные поля, цветы, плоды.
Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся на своем месте, чтобы открыть перед нами рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость.
Каменщикова Н.