Церковное название Масленицы — Сырная седмица — это подготовительная и последняя сплошная седмица в богослужебном уставе Православных церквей перед Великим постом, которая начинается с понедельника, непосредственно следующего после Недели о Страшном Суде. Устанавливая Сырную седмицу, с ее полускоромной пищей (мясо есть уже не благословляется), Православная Церковь имела ввиду облегчить христианам переход от мясоеда к Великому посту и постепенно вызвать в душе верующих то молитвенное настроение, которое заключается в самой идее поста, как телесного воздержания и напряженной духовной работы. В Сырную седмицу богослужение в Церкви становится уже полувеликопостным. Например, на вечерне уже поются великопостные тропари, читается молитва преподобного Ефрема Сирина, в среду и пятницу Литургия не совершается. В среду и пятницу Сырной седмицы несмотря на дозволение вкушать яйца и сры, трапеза по уставу положена лишь одна в 15:00. Но эта попечительная забота Церкви повсеместно на Руси осталась гласом вопиющего в пустыне, и на деле, наша Масленица не только попала в число праздников, но стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Как сообщаюn дореволюционные этнографы, в масленичную неделю наш скромный и набожный народ как бы разгибает свою исполинскую спину и старается в вине и веселье потопить все заботы и тяготы будничной трудовой жизни. Насколько бывает неудержимым народный разгул, можно судить по одним эпитетам, которыми наделил народ Масленицу. Она называется: «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «разорительницей». Один иностранный писатель, бывший в XVII веке в России, как очевидец так изображает этот народный праздник:
«Масленица потому так названа, потому что русским в продолжении этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо ни во время поста, вместо коровьего, употребляют конопляное в кушанье. Масленица начинается за 8 дней до Великого поста. В то самое время, когда бы всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христовых, в оное время сии заблудшие люди предают свою душу дьяволу. Во всю Масленицу продолжается день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство, так что о том ужасно слышать всякому христианину. В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное, в маслах и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются мёдом, пивом и водкою до бесчувственности. Во все время ничего более не слышно как: того-то убили, того-то бросили в воду. В бытность мою у русских, на этой недели убитых нашлось более ста. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в тоже время и почти таким же образом отправляется».
До патриарха Адриана (1690-1700 гг.) Масленица на Руси длилась 14 дней. Патриарх хотел совсем отменить ее, но, как пишут, не успел и сократил его до 8 дней. Масленичная обрядность переосмысливает то, что предлагает Церковь: в основе поста пищевые ограничения, соответственно, перед началом поста необходимо съесть как можно больше. Масленица это также поминальный праздник. По церковному календарю суббота перед Масленицей называется Вселенская родительская (мясопустная) суббота. В этот день, как известно, поминают родителей. Блины — это поминальная пища. Поэтому уже в родительскую субботу на помин родителей специально пекли блины — и первый блин клали в красный угол, а также на окно или крышу для душ родительских. Блины раздавали детворе, нищим и монахам с просьбой помянуть такого-то. Да и в целом, блины на Масленицу играют главную роль: на блины зовут гостей и блинами везде угощают. Все народы пекли пресные лепешки на угольях прежде, чем дошли до квасного хлеба: посему блины древнее хлеба. Как праздничное яство блины встречаются в Священном Писании под именем млинов, какие раздавал царь Давид, по случаю празднования при перенесении Ковчега Завета: «и раздели всем людем на всю силу израилеву от дана даже до вирсавии, и от мужа даже до жены, коемуждо по укруху хлеба, и по части печенаго мяса, и по сковрадному млину. И отидоша вси людие, кийждо в дом свой». (2-я Царств 6:19).
Масленица также известна тем, что изготавливают разного рода (в зависимости от области) чучела и которые возили на санях по улицам, а в воскресение было сожжение чучела. Эти чучело представляет собой не божество, как думают некоторые, а фольклорную игровую персонификацию праздника.
Рассматривая порядок народной Масленицы, можно разделить его на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня еще могли заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имел своё название и свои обычаи. Естественно, каждая область и район отличались своими обычаями. Мы приведем здесь лишь кратко некоторые наиболее общие обычаи.
Итак, понедельник называли – Встреча. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы.
Вторник – Заигрыши. В этот день происходили смотрины невест, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку (Фомино воскресенье), сыграть свадьбу (т.к. в этот день Церковь возобновляет после поста венчание). С утра во вторник молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых.
Среда – Лакомка. В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение к мужу своей дочери. Кроме зятя, тёща приглашала и других гостей.
Четверг – Разгул, или Широкий четверг. С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка.
Пятница – Тещины вечерки. В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Суббота – Золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок (сестер мужа) и других родственников мужа. Если золовка не была замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Новобрачная должна была подарить золовкам какие-нибудь подарки.
Воскресенье – Проводы. Также известно как Прощеное воскресение. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Как пишут очевидцы, «русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом иль делом; встретясь даже на улиц – хотя бы некогда прежде не видались – приветствуют друг друга взаимным поцелуем. «Прости меня, пожалуй» говорит один, «Бог тебя простит!» отвечает другой. В семейном кругу, например, в Саратовской губернии прощение происходило следующим образом. После совместного ужина вся семья крепко молилась, а затем самый младший начинает кланяться всем по очереди, и, получив прощение, отходит в сторону. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощения у него не просит) и т.д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.
Также был распространен обычай в Прощеное воскресение ходить на кладбище прощаться с покойниками. Также весьма интересно, что остатки о масленичных яствий (недоеденные остатки скоромного) в некоторых поволжских губерниях называли поганым хлебом, который жители отдавали кочевым калмыкам. А некоторых местах в первый день Великого поста, несмотря на строгий пост, «полоскали рот» водкой, чтобы во рту не осталось ничего скоромного. Говорили так: «У кого скором в зубах навязнет, тот будет чертей во сне видеть».
(составил Д.Ю. Гончаров, с использованием этнографических книг И.М. Снегирева, С.В. Максимова и др.)
.
.