Крещение викингов ( часть 2)

Продолжение рассказа о том, как проходила христианизация суровых викингов Норвегии, Исландии и Швеции.

Первым норвежским королем (конунгом), принявшим христианство, был Хакон Добрый (920-961 гг.). Он вырос при дворе английского короля Этельстана. Был там крещен и воспитан в христианском духе. После того, как из Норвегии пришло известие о смерти его отца, то король Этельстан снабдил Хакона кораблями и воинами для похода против Эйрика Кровавая Секира, провозгласившего себя норвежским королём. Хакон Добрый свергнул Эйрика и стал королем. При Хаконе в Норвегии царили мир и спокойствие. В «Саге о Хаконе Добром» рассказывается так: «Xaкoн кoнyнг был xopoшим xpиcтиaнинoм, кoгдa oн пpиexaл в Hopвeгию. Ho т.к. вcя cтpaнa былa тoгдa язычecкoй, и жepтвoпpинoшeния — в oбычae, a в cтpaнe былo мнoгo влиятeльныx людeй, в пoддepжкe кoтopыx, кaк и в любви вceгo нapoдa, oн oчeнь нyждaлcя, oн peшил cкpывaть cвoe xpиcтиaнcтвo. Oднaкo oн coблюдaл вocкpeceнья и пocтилcя пo пятницaм. Oн cдeлaл зaкoнoм, чтo йoль [языческий праздник середины зимы — день зимнего солнцестояния] дoлжeн был нaчинaтьcя в тo жe вpeмя, чтo и xpиcтиaнcкoe Рoждecтвo. Xaкoн paccчитывaл ввecти xpиcтиaнcтвo, кoгдa oн нacтoлькo yкpeпитcя в cтpaнe, чтo пoдчинит ee ceбe вcю. Пoкa oн cклoнял к xpиcтиaнcтвy тoлькo тex, ктo был eмy вceгo ближe. Из дpyжбы к нeмy мнoгиe тoгдa кpecтилиcь, a нeкoтopыe ocтaвили и жepтвoпpинoшeниe. Koгдa Xaкoн кoнyнг peшил, чтo зapyчилcя пoддepжкoй нeкoтopыx знaтныx людeй, дocтaтoчнoй для тoгo, чтoбы пoпытaтьcя ввecти xpиcтиaнcтвo, oн пocлaл в Aнглию зa eпиcкoпoм и дpyгими yчитeлями xpиcтиaнcтвa, и кoгдa oни пpиexaли в Hopвeгию, oн oбъявил, чтo xoчeт ввecти xpиcтиaнcтвo вo вceй cтpaнe». В городе Трондхейме Хакон поставил несколько церквей и священников. Но остальные области сопротивлялись и решили перенести вопрос о принятии христианства на тинг (так назвалось древнескандинавское собрание, состоящее из свободных мужчин страны или области). На тинг собралось множество бондов (землевладельцев). «Хакон конунг стал держать речь и начал с того, что он обращается с просьбой к бондам и [всем] свободным хозяевам, могущественным и немогущественным, и вообще ко всему народу, к молодым и старым, богатым и бедным, женам и мужьям, чтобы они все крестились и верили в одного Бога, Христа, сына Марии, и отступились от всех жертвоприношений и языческих богов, соблюдали святость седьмого дня и в него не совершали никакой работы». Ответом на эту речь был всеобщий ропот. Бонды утверждали, что все это затруднит их хозяйствование, а рабы и батраки говорили, что голодными (в постные дни) они вообще не смогут работать. В итоге Хакону запретили проповедовать под угрозой изгнания и ему пришлось отступить.

У викингов проходили ритуальные пиры с поеданием конины. От этих пиров и участия в них зависит урожай и всеобщая гармония. По представлениям викингов, при поедании конины на этих пирах устанавливалась связь с предками и богами. У короля-христианина Хакона возникла проблема, т.к. он отказывался участвовать в них, поэтому с ним спорили. Тогда он решил притвориться, что участвует в жертвенном пире. Он взял платок, закрыл нос, подышал над котлом, где варилась конина, и осенил его крестным знамением. Также он осенял крестом питьевой рог. Всех это смущало, но ближайшие к Хакону викинги объяснили другим, что он осеняет знаком бога Тора, т.е. молотом (похож на крест). Однако на других пирах Хакона принудили есть конину. Так Хакон, то ссорясь, то уступая свои подданным, правил два десятка лет, пока не был тяжело ранен в одной из битв. Умирая, он сказал тем, кто был с ним, что если останется жить, то уедет в христианские страны искупать свои прегрешения перед Богом. А если умрет «здесь, в языческой стране, то похороните меня, как вам нравится». Похоронили его, похоже, по языческому обряду.

Следующим королем Норвегии, попытавшимся крестить своих подданных, был Олаф Трюггвасон (не путать со святым Олафом Харальдсоном). Он был королем Норвегии с 995 по 1000 годы. Олаф вместе с дружиной принял крещение на английском острове Силли. Олаф Трюггвасон (т.е. сын Трюггви) «подготавливал» народ к новой вере путем грубого насилия. Попытки Олафа вести христианство в Норвегии встречали ожесточенное сопротивление со стороны бондов (землевладельцев). Они вооружились и настолько преисполнились решимости сражаться, защищая свои капища, что Олаф со своей большой ратью не один раз был вынужден отступать. Иногда он шел на соглашение с бондами: они выставляли свои требования и заявляли, что, если король их выполнит, они примут христианство, но если он захочет принудить их к этому пытками или насилием, то они будут сопротивляться изо всех сил. В «Саге об Олафе сыне Трюггви» описывается, как король Олаф сбрасывал статуи языческих богов с их пьедесталов или с возвышений, на которых они стояли, уничтожал капища и требовал: либо бонды примут новую веру, либо он со своими сторонниками будет жестоко биться с ними. Король даже брал заложников, чтобы заставить бондов держаться христианства.

Однажды был такой эпизод, описанный в упомянутой Саге: «Олаф конунг направился в Тунсберг и там тоже созвал тинг и объявил, что все те люди, которые занимаются ведовством и чародейством, или колдуны, должны покинуть страну. Затем конунг велел разыскать всех таких людей по окрестным селениям и пригласить к нему. Олаф конунг велел созвать всех этих людей в один дом, убрать этот дом роскошно, устроить в нем пир для них и запасти для пира достаточно хмельного напитка. Когда они захмелели, Олаф велел поджечь дом, и дом сгорел, и все, кто был в нем, тоже сгорели». А однажды был такой эпизод. Олаф подплыли к усадьбе некого Рауда. «Олаф конунг сразу же поднялся со своим войском к усадьбе. Они бросились к покою, в котором спал Рауд, и взломали дверь. Люди ворвались в покой. Рауд был схвачен и связан, других людей, которые были там, убили или взяли в плен. Затем люди конунга пошли в дом, где спали работники Рауда. Некоторые из них были убиты, другие связаны, третьи избиты. Конунг велел привести к нему Рауда и предложил тому креститься.

Я не буду тогда, — говорит конунг Олаф, — отнимать у тебя твое добро. Я буду твоим другом, если ты будешь дорожить этим.

Но Рауд яростно отвергнул это предложение, сказал, что никогда не поверит в Христа, и очень богохульствовал. Тогда конунг разгневался и сказал, что Рауд умрет самой худшей смертью. Он велел взять Рауда, привязать его лицом вверх к бревну и вставить ему палку между зубов, чтобы его рот был открыт. Затем он велел принести змею и приставить ее ко рту Рауда. Но змея не захотела вползти в рот и лезла, извиваясь, назад, так как Рауд дул на нее. Тогда конунг велел принести пустой стебель дудника и вставить его в рот Рауду. А некоторые люди рассказывают, что конунг велел вставить ему в рот свою трубу. Змею заставили вползти, поднеся к ее хвосту раскаленное железо. Она вползла в рот Рауда, а затем в горло и прогрызла ему бок. Тут Рауд простился с жизнью. Олаф конунг захватил там много серебра и золота, и другого добра, оружия и разных драгоценностей. А всех людей, которые были с Раудом, конунг велел крестить, а тех, которые не хотели креститься, он велел убить или пытать». В итоге бонды так и не смогли справиться с королем Олафом Трюггвасоном, пока он не погиб в битве (по одной из версий, он все-таки выжил и принял монашество в Сирии). Но какие-то люди крестились вполне добровольно, например Лейв, сын Эйрика Рыжего. Эйрик открыл Гренландию, а его сын Лейв где-то примерно в 1 000 году, т.е за пять столетий до Колумба посетил Северную Америку. В 999 году перед своим походом в Америку Лейв совершил торговую экспедицию в Норвегию. Здесь Лейв принял крещение от Олафа Трюггвасона.

Продолжил в Норвегии борьбу с язычеством Олаф II Харальдсон (Олаф святой). Он был королем с 1014 по 1028 года. Многие бонды снова выступили против крещения. Но король, передвигаясь с сильной дружиной от поселения к поселению, устраивал собрания полноправных местных жителей и требовал, чтобы здешние бонды уничтожили свои капища и крестились, угрожая, что в противном случае он заберет их имущество, перережет скот и лошадей, а дворы предаст огню. Олаф Харальдсон не только насаждал христианскую веру, но и заботился о создании и укреплении соответствующей церковной организации: постройке церквей, наделении их владениями, рукоположению священников и епископов. Хоть Олаф святой и погиб в борьбе с оппозицией, но он и переломил хребет язычеству в Норвегии. После его гибели христианизация Норвегия пошла в гору. Олафа стали почитать как святого, чему способствовали его посмертные чудеса. Собственно, первая половина XI века, можно сказать, и является датой официально-формального принятия Норвегией христианства.

Теперь поговорим о Исландии. Миссионеры стали появляться здесь с 980 года. Некоторых из них посылал сюда упомянутый Олаф Трюггвасон. Один из таких миссионеров был Тангбранд. В «Саге о Ньяле» есть интересный эпизод про козни злого колдуна против миссионера: «Жил человек по имени Хедин Колдун. Его двор стоял в Старухиной Долине. Язычники заплатили ему за то, чтобы он убил Тангбранда и перебил его спутников. Он отправился на Орлиную Пустошь и совершил там большое жертвоприношение. Когда Тангбранд поехал с востока, то под его конем разверзлась земля, но он успел соскочить с коня и прыгнуть на край пропасти. Земля поглотила коня со всем, что на нем было, и больше его не видели. Тут Тангбранд возблагодарил Бог». Но крещение Исландии происходило гораздо более мирным путем, нежели в Норвегии. Исландия – это страна мигрировавших сюда викингов. Они решили, что у нас не будет здесь государства в традиционном смысле во главе с королем. Всё решали на сходках – тингах. Христианство они приняли в 999/1000 году на альтинге – всенародном сходе. На сходе были две партии – христиан и язычников. В ходе собрания они никак не могли договориться какую веру сделать общеисландской и шумно спорили. Тогда годи (глава местного капища и судья) Торгейр  взял плащ, накрыл себя и весь день пролежал, что никто не мог заговорить с ним. Все это время Торгейр думал. Приняв решение, он подошел к Скале Законов и объявил, что все исландцы «должны быть христианами и верить в единого Бога – Отца, Сына и Святого Духа… оставить всякое идолопоклонство, не бросать детей и не есть конины» (Сага о Ньяле). Но при этом язычество не запрещалось. Разрешалось его исповедовать, но в частном порядке. Но, как уже было сказано, запрещен обычай уносить нежеланных детей в лес, где они умирали от переохлаждения, и есть идоложертвенное мясо. Таким образом, за какие-то две летние недели альтинга 999/1000 года исландцы сумели решить серьезнейшую проблему перемены веры, избежав гражданской войны. На фоне Норвегии, которую на полвека (с 990 по 1040 год) охватили кровавые войны христиан с язычниками, мирное принятие христианства исландцами почиталось за факт совершенно исключительный, едва ли не за чудо. Проблема перехода в новую веру и связанных с этим противоречий была решена так же, как разрешались в Исландии и другие серьезные распри: в дело вмешались третьи лица, которые провели переговоры и убедили стороны согласиться на компромисс. Искусство компромисса позволило исландцам мирно принять новую религию и избежать разрыва с прошлым. 

Начало христианизации Швеции связано со святым Ансгарием, который приезжал сюда с проповедью в 829 и 850 годах. Особых результатов его поездки в Швецию не дали, но, вместе с тем, святой Ансгарий получил имя «Апостол севера» за свои труды по распространению христианства в Северной Германии, Дании и Швеции. В Швеции христианство было объявлено государственной религией при короле-объединителе Олафе Шётконунге (крещен в 1008 году), в начале XI в. Но в Швеции по меньшей мере в течение столетия после ее официального крещения язычество все еще было в силе. Да и в целом христианизация Швеции шла очень неровно. Переломным моментом в борьбе с язычеством является 1087 год, когда король Инге I Старший  спалил важный оплот идолопоклонства в Швеции — языческий храм в Старой Уппсале (70 км. от современного Стокгольма) и уничтожил здесь места поклонения языческим богам.

(составил Д.Ю. Гончаров с использованием скандинавских саг, книг А.А. Сванидзе «Викинги — люди саги: жизнь и нравы», Байок Джесси Л. «Исландия эпохи викингов», сведений из Википедии и ряда других материалов).

 

 

 

.

 

.