Часто можно услышать выражение, что у нас население закредитовано, что кредиты — это своего рода рабство. На самом деле до рабства здесь, конечно, далеко. Человек сам принимает решение взять кредит. Более того существуют всякие страховки на случай непредвиденных обстоятельств. Но в данном случае у меня возник вопрос о духовных причинах, которые лежат в основе всей ситуации. Наблюдая за собой я заметил в себе что-то вроде «кредитной психологии» . Всё доброе, что я делаю для своих близких и родных людей, я делаю как будто в кредит. Если я сделал что-то для человека, я жду от него возврата в виде благодарности или похвалы. А если он не возвращает мне благодарностью или тем, что я от него подсознательно ожидаю, я начинаю обижаться… Откуда-то у меня есть внутреннее убеждение, что человек мне что-то должен по причинам, которые я сам для него определил. В Евангелии похожая ситуация показана в притче о работниках 11 часа. Благодаря обратному порядку оплаты труда работников в причте, видно, как у них формируются ожидания и последующие обиды. Интересно, что в итоге притчи наниматель провозглашает свою принципиальную свободу от любых, наложенных на него ожиданий. Важно — выполнить договорённость, и он её выполняет. Также и в отношениях между людьми, важны реальные договорённости и следование им, важно проговаривание договорённостей и возвращение к ним. А возникающий при этом туман ожиданий, если он проявляется в виде обид, нужно воспринимать как проявление духовной незрелости и внутренней эмоциональной зависимости от других людей. Это та самая рабская зависимая позиция, о которой в Евангелии сказано: «…истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно. Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.» (Ин. 8:34-36). В этих словах сразу даётся и ответ, как преодолеть незрелость. Нужно заглянуть в свой мотив: есть ли там Бог? Если я что-то делаю только РАДИ ЧЕЛОВЕКА, то я попадаю в зависимость от него. Человек — образ Бога, но не Бог. На нём нельзя останавливаться. В нём нужно обязательно увидеть Первообраз и Его действие в моей жизни. Если я обиделся на человека, которому делал что-то доброе, то значит в своём к нему отношении я не дошёл до Бога. Сам этот человек стал для меня не образом Бога, а божком, который должен удовлетворить мои желания за принесённые ему «жертвы». Вот оно подлинное содержание моей обиды, выявляющей, что я сделал дело без Бога. Бога не было в моей жизни. Напротив, я попытался навязать человеку свою заботу о нём в качестве кредита. Всем знакомы такие банковские «услуги»? Понятно теперь, почему их стало так много? Потому что уходит из нашей жизни то, о чём говорил преподобный Серафим: «…лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает». Важен мотив! Проблема не в банковском маркетинге, который навязывает мне ненужные услуги. Проблема в моей душе, которая не желает искать Творца и Его Промысел в близких людях, а предпочитает делать из них божков и лениво «висеть на их шеях», ожидая эмоционального удовлетворения, обижаясь и манипулируя как домашний «коллектор». А если кто-то из близких поддаётся на такие манипуляции и начинает играть из себя божка и делать меня «счастливым», вот тут начинается настоящее рабство. А выход из него один: «Ищите Господа, когда можно найти Его; призывайте Его, когда Он близко. Да оставит нечестивый путь свой и беззаконник — помыслы свои, и да обратится к Господу, и Он помилует его, и к Богу нашему, ибо Он многомилостив.» Исайи 55:6-7.