КОЛЕНОПРЕКЛОННАЯ ПЯТИДЕСЯТНИЦА ( по материалам приходского листка » Крохи»)

Почему на Троицу мы молимся на коленях?

Коленопреклонение во время молитвы было уже известно в Ветхом Завете (молитва царя иудейского Манассии, — прибавление к 36-й главе 2 кн. Паралипоменон) и из него перешёл в христианскую церковь, в которой практикуется со времени Апостолов. Так, первомученник Стефан пред своею смертию «преклонь колена, возопи гласом велим» (Деян. 7, 60); равным образом и Ап. Петр пред воскрешением Тавифы «преклонь колена, помолися» (Деян. 9, 40). Являясь выражением указанных чувств, коленопреклонение имело место прежде всего на литургии, — после удаления из храма оглашенных и готовящихся к просвещению. Возбуждая к молитве оставшихся верных, диакон, — по свидетельству литургии VIII кн. Апостольских Постановлений — возглашал: «одни вернии преклоним колена».

Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

Что означают поклоны? Символическое значение поклонов– это напоминание о восстановлении человека во Христе. Мы на колени падаем, показывая наше падение. Нравственное падение. Но встаем с колен, потому что нас Христос призвал встать с них. И это – путь всей нашей жизни: мы падаем и встаем, падаем и встаем. Поэтому поклоны входят в молитвенное правило православного человека, в ежедневное правило, причем, если мы посмотрим правило утренних и вечерних молитв, правило к Причастию: «И поклоны елико хощеши». То есть сколько чувствуешь ты свое недостоинство, столько ты совершаешь этих поклонов и столько же раз надеешься на милость Божию. Поклон – это не только поклонение, но еще и момент, связанный с восстанием. «Восстание» по-гречески – «анастасис», то есть воскресение: есть о чем задуматься, причем ежедневно. Каждый поклон земной – это напоминание и о грехопадении, и о возрождении человека через Воскресение Христово.

Человек, видя себя на пути спасения немощным, слабым, грешным, просит, чтобы Дух Святый, данный Богом Его Церкви, не отходил от нас, укреплял нас, исцелял нас от наших немощей и духовных страстей. Именно об этом говорится в коленопреклоненных молитвах на Пятидесятницу.

Эти молитвы читают один раз в год. Они содержат прошения о милости Божией, о ниспослании Духа Святого, о упокоении умерших.

В первой молитве мы исповедуем пред Отцем Небесным наши грехи и просим Его помиловать нас ради великой жертвы Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа. Во второй молитве мы просим Господа даровать нам Божественнаго Духа. В третьей молитве просим Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших отцев и братьев в месте светле, в месте злачне, в месте покойне.

Молитвы эти были написаны святителем Василием Великим ещё в IV веке.

Верующие в храме встают на колени трижды, и всякий раз читается по несколько молитв. В первый раз в молитве, обращённой к Богу Отцу, – «Пречисте, нескверне, безначальне, невидиме, непостижиме…» – верующие исповедуют грехи и просят помощи против козней диавола.

Во время второго коленопреклонения верующие просят Духа Святого наставить и укрепить в соблюдении заповедей. В третий раз просят Господа, сошедшего во ад и сокрушившаго силу диавола, упокоить наших усопших:

«Услыши нас, смиренных рабов Твоих, молящихся Тебе, и упокой души прежде усопших рабов Твоих на месте светлом, на месте зелёном, на месте прохладном, откуда удалились всякие болезни, печаль и воздыхание. И удостой их мира и облегчения в селениях праведных. Ибо не умершие восхвалят Тебя, Господи, и не те, которые во аде, дерзнут принести Тебе исповедание, но мы, живые, благословляем Тебя и молим, принося Тебе очистительные молитвы и жертвы об их душах…»

Издревле на Руси коленопреклонённые молитвы совершали с глубоким смирением и благоговением, причём как простые крестьяне, так и цари. Перед троицкой вечерней соборные ключари подносили на ковре царю от патриарха листья деревьев. Смешав их с «государевым листом» и разными травами и цветами, они застилали им всё царское место в храме. Взятыми от государя зелёными ветками устилались места патриарха и архиереев. Остаток раздавался боярам и прочим богомольцам. Государь преклонял колена и – как говорилось в то время – «лежал на листу», благоговейно внимая словам молитвы. Это не было экзальтацией: в церковном обиходе было принято после великого прокимна «с колены преклонши на землю». О такой молитве говорится ещё в Ветхом Завете: «Весь народ падал на лицо своё, и молились» (1 Мак. 4, 55).