Какие у христианина обязанности веры и обязанности к вере

💎 Обязанности веры:
а) Первая здесь обязанность есть иметь веру, или религию, т.е. знать определенным образом Бога и образ Его почитания, или свое к Нему отношение. Кто не имеет никакой веры, тот есть человек поганый. Для человека верить в Бога естественно. Не верить в Бога, и отрицать Его, для человека противоестественно. В таком состоянии человек нисходит на степень животных, прилагается скотам несмысленным и уподобляется им (Пс. 48:13).

б) Человек обязан иметь не какую-нибудь веру, как бы всякую, без различия, а именно одну, определенную — единую истинную веру. Ибо если Бог един и неизменен, и человеческая природа одна есть, то и отношение между Богом и человеком истинное может быть только одно, а потому и выражение сего отношения, или исповедание истинное, есть одно. Сие-то одно и должно содержать человеку. Иначе что он будет содержать? Ложь, призраки, мечтания. А в этом какое достоинство? Это то же, что бедный и ничего не имеющий, которому, однако ж, во сне мечтается, будто он обладает несчетными сокровищами. Ложная религия есть посмеяние над человеками. Ложно исповедающий то же, что сумасшедший, которому что-то видится. По смерти тотчас откроется, как прочно то, на чем кто основывал свою надежду… Какое же, ужасающее и раздирающее будет состояние того, кто увидит тогда, что он был обманут.

в) Всякому должно испытать и несомненно увериться, истинна ли та вера, которой он держится, и если она окажется неистинной, отыскать, где та единая, истинная, которая истинно ведет к истинному Богу и дарует, несомненно, вечное спасение. Это так обязательно и понудительно, как похищать себя из огня…

Господь «не переставал свидетельствовать о Себе» (Деян. 14:17), а равно и единой Своей истинной веры; но когда Он попустил, чтобы близ нее на сей земле существовали другие веры и как бы вступали с нею в соперничество, то тем самым на всех наложил обязательство не без смысла держаться веры Его, а по несокрушимым основаниям, ради которых с полным убеждением отвергается все прочее. Сим испытанием воздается честь вере и удерживается истинное достоинство человека, лица разумного, сознательного, совестного. Вера наша в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: «исследуйте Писания» (Ин. 5:39), убеждал к тому проповедью Иоанна Крестителя и Своими чудесами.

Как увериться и каким путем исследовать? К сему два способа: один — путь научный, а другой — путь веры. При научном пути нужно систематично изучать богословие. Второй путь – путь веры – искреннее, внутреннее, живее, многоплоднее. Это молитва к единому истинному Богу о вразумлении, чтобы Бог открыл истинный путь к спасению. Может ли быть, чтобы Бог не дал ответа где истина? Он воронов кричащих питает, по молитве посылает дождь при жажде, а человеку — Своему образу, томящемуся, ищущему узнать, как прославлять Бога, будто Он не укажет источника для утоления сей жажды духовной? Такая молитва нисколько не есть искушение Бога, хотя может быть превращена в него, когда кто неискренно, из одного любопытства, желал бы таких знаков. Также эти два пути можно совместить.

💎 Обязанности к вере:
Коль скоро узнана вера истинная, тотчас начинается другой ряд обязанностей:
а) Всецелая покорность вере истинной. Вера сия идет от Бога, есть Его царский указ к нам, подданным, открыта нам с желанием, чтобы мы приняли ее и спасались ею. Потому кто не покоряется ей, противится Богу, творит грех хулы на Духа Святого. Послушание вере требует связать разум и обязать его на все беспрекословно соглашаться, что ни проповедует вера. Здесь мы речь ведем о покорности истинному православно-христианскому учению, соответствующему Священному Преданию Церкви, а не бабьим басням (1Тим.4:7), от которых надо отвращаться.

б) Необходимо знать свою веру. Иначе что такое выйдет — иметь веру и не знать ее, не знать, во что веруешь! Это есть оскорбление и веры, и себя. Если вера истинна, почему не ревнуешь обогатиться истиною? Если в ней твое благо, зачем лишаешь себя его? Как не стыдно оставаться в таком усыплении? И что скажешь, когда тебя спросят о твоем уповании? Да при этом и вера не вера. Вера есть совокупность истин и здравых о всем понятий. Какая же вера у того, кто их не знает? Свт.Афанасий Великий в своем Символе веры говорит: «Если кто хочет спастись, прежде всего надлежит ему содержать вселенскую веру. А если кто не соблюдет ее здравою и неукоризненною, то, без всякого сомнения, погибнет он навек».
Всем ли верующим надо изучать свою веру? Всем верующим. А иначе, зачем и вступать в ограду веры? Всем должно чувствовать себя обязанными узнавать во всей полноте свою веру. Вера не есть что-нибудь маловажное, как бы избыток сверх нужды, а есть кровная и существенная нужда, как дыхание, пища, сон и прочее подобное. Знание ее есть дело самонужнейшее, потому и ревность о нем должна быть самая первая. Кто иначе делает, тот морит дух голодом или лишает его нужнейших потребностей.
Как узнавать? Нет нужды для сего возноситься на небо или переплывать моря. Истинная вера не сокрыта, а явлена всем и многими очень исповедуется. Она не затеряна, так чтобы следовало всякому самому отыскивать ее в источниках, а в явно пребывает и гласно исповедуется. Читай Катехизис об основах веры, христианские книги, Библию; не умеешь, другого попроси; слушай проповеди, спроси пастыря, внимай богослужению. В доступе масса книг. Православное христианство сейчас как никогда, широко представлено в интернете. У нас столько способов узнать свою веру, что дивиться надобно, как есть не знающие ее. Кажется, знание сие само, против воли, готово внедриться.

в) Кто узнал и возлюбил единую истинную веру, тот не может не свидетельствовать о своей вере.. От избытка сердца говорят уста (Мф. 12:34).
Во-первых, необходимо открыто, искренно и небоязненно говорить, поступать и жить по правилам святой веры в том месте и в тех обстоятельствах, в которых кто поставлен, несмотря на то, что будут о нас говорить.
Во-вторых, ревностно распространять веру. Кто убежден, что святая вера есть единая, истинная, тот не может молчать о ней, особенно в виду или пред лицом лжи и заблуждения. Кто любит ближнего своего и желает ему истинного, прочного и вечного блага, тот может ли удержаться, чтобы не возвестить ему истинного пути ко спасению, открываемого святою верою? Ибо несомненно, что гибнут те, кто вне веры. И славословие Богу вне истинной веры есть козлогласование (т.е. нестройный концерт), как же можно это видеть и терпеть? Тут нет нужды дожидаться власти и прав. Когда душа горит ревностию святою, трезвенною, любовною и умоляющею, возвышай голос.
Спрашивается, кто должен это делать? Преимущественно долг сей лежит на пастырях и учиненных миссионерах. Но и всякому другому христианину как можно заградить уста, когда он возвещает истину, в которой убежден и которую возлюбил душевно? Позволить проповедовать всякое без разбора убеждение пагубно; но возглашать истину, всемирно известную, Богом открытую, точно и ясно определенную как неизменное правило для всех людей и во все времена, это и для других спасительно.

Кому проповедовать? И своим и чужим, Господь говорит: видишь брата согрешающего, поди, вразуми его (Мф.18.15). Мало ли можно найти между братиями-христианами не ведающих веры и по неведению держащихся нелепостей? Знающий вразуми и просвети брата истиною. Кто знает, не войдет ли и в его душу истина через слово твое? Как это делать? И словом, и письменно (т.е. через книгу или интернет). Видишь неправомыслящего и умеешь сказать истину — найди твоим благоразумием доступ к его слуху и вниманию и возвести ему сию истину.

Храня таким образом в себе веру, не должно оставаться равнодушным и к судьбе исповедуемой религии. Постоянно молись, желай и содействуй ее благосостоянию и целости; видишь угрожающую опасность от лжи, заблуждения и ложной философии, возвести кому должно; борись и противодействуй сам, сколько можешь.

(📚составлено по книге свт.Феофана Затворника «Начертание христианского нравоучения»).