Какая связь недели мытаря и фарисея с армянской ересью?

Как известно, православные христиане не постятся во всю седмицу после Недели мытаря и фарисея – ни в среду ни в пятницу, что закреплено в богослужебном уставе (типиконе): «Подобает ведати: яко в сей седмице иномудрствующии содержат пост, глаголемый арцивуриев. Мы же монаси на кийждо день, се же в среду и пяток, вкушаем сыр и яица, в 9-й час. Миряне же ядят мясо, развращающе онех веление толикия ереси». «Иномудрствующие» — это армяне-еретики, которые содержат монофизитскую ересь, пусть, конечно, и видоизмененном ее виде. Монофизитство — христологическая ересь, постулирующая наличие только одной, единственной Божественной природы в Иисусе Христе и отвергающая Его подлинное человечество (либо верят в наличие единой Божественной природы перемешанной с человеческой). Так в символе веры, читаемом при рукоположении в армянское священство ставленник произносит: «…и Совершенный Бог стал Совершенным Человеком – с душою, духом и телом; Едина Ипостась, Едино Лицо, и Соединенная единая природа…».

Арцивуриев пост (по-армянски «арачворк») — «передовой» или «первый» пост, соблюдаемый в Армянской церкви, который бывает в ней за 10 седмиц до праздника Пасхи, как раз в седмицу после Недели мытаря и фарисея. В ходе полемики с армянами православные греки посчитали установление такого поста обычаем еретическим, и в противовес этому обычаю в эту седмицу пост совсем отменили. Армяне арцивуриев пост содержат до сих пор. Поэтому в пику армянам мы и не постимся в среду и пятницу после Недели мытаря и фарисея. Установлена нарочно всеядная неделя, чтобы не подражать армянам. Православие держится строгим повиновением семи Вселенским Соборам, между тем армяне не признают четвертого и остальных Соборов; это кладет между церквами непереходимую пропасть. Публицист М.О. Меньшиков в «Письмах к русской нации» (1911г.) писал: «Древняя Русь унаследовала вселенское отношение к армянской церкви. Армяне допускались в Россию на тех же условиях, что и иудеи, измаильтяне и агаряне, — не иначе как с обязательством жить отдельно от православных, в особой черте оседлости, как бы в религиозном карантине. В Патерике печерском рассказывается, что однажды преподобный Агапит Печерский заболел. Пришел врач и пощупал пульс у больного. Случайно святой Агапит узнает, что врач — армянин. Тогда он закричал на врача: «Как смел ты войти ко мне и осквернить мою келью, а своим прикосновением — мою грешную руку? Иди вон от меня, иноверный и нечестивый!»».

Происхождение арцевуриева поста у армян не совсем ясно. Католикос Исаак (обращенный в Православие из армянской ереси) в «Обличительном слове против армян» (XI в.) пишет:

«Скажите же нам, вселукавые (обращение к Армянам), кто это Арцивур, что значить его имя, и чей это пост, страшный для вас, но гнушаемый нами, Богом и всеми святыми? Прочитавши все божественное писание ветхого и нового завета, имея (пред собой) правила всех святых апостолов и 318 святых отцов Никейского собора, также прочих святых соборов и всех богоносных отцов, мы нигде не нашли ни имени, ни предания об Арцивуре».

В разных древних богослужебных и других книгах приводятся разные причины его появления у армян. Так, согласно одной версии святитель Григорий, креститель Армении, перед крещением предложил армянскому народу пятидневное воздержание, отсюда и пошел арцивуриев («первый») пост, при котором положено «сидеть» на воде и хлеб. Согласно другой версии этот пост объявлен в честь избавления армян одной области от моровой язвы, после всенародного поста и литии, назначенных местным епископом, в память чего и введен ежегодный пост. Поэтому возникло второе название арцивуриева поста – пост Ниневитян (т.е. по подражанию ниневитянам из книги пророка Ионы). Также известны другие названия у армян этого поста, например: пост Адамов (которым якобы он постился после удаления из Рая), пост Константина Великого (который он якобы держал перед своим крещением, хотя известно что, он крестился перед смертью) и др.

Чтобы досадить армянам-еретикам уже упомянутый католикос Исаак приводит свою весьма язвительную версию происхождения Арцивуриева поста:

«Пусть же выслушают все эти лжеизмышления нечестивых те лжехристиане и лжеправослвные, которые вместе с еретиками со всем усердием держат этот душевредный пост арцивуриев, пусть размыслят об их коварстве и о гнусности их поста. Некто Сергий, учитель армянской ереси, имел собаку, которую звали

Арцивуром, а это слово значит провозвестник. Сергий часто пользовался этим вестником и глашатаем, одержимым демоном, когда намеревался отправиться в какой-нибудь городок, село или вообще в какую бы то ни было местность, где жили ученики и соучастники его лжеучения. Увидя собаку, они во множестве, за несколько миль, выходили на другой день на встречу учителю: но вот однажды отправленный на свою обычную службу, пес был заеден волками, а на следующий день пошел туда, куда была отправлена собака Сергий. Не видя никого встречавших, он очень огорчился, и когда, по приходе к ним, узнал, что предвестник его пес не приходил, послал искать его. Узнав по найденным костям, что он был растерзан волками, Сергий сделал распоряжение, чтобы все Армяне в определенные дни года держали пост ради его кончины, предаваясь унынию и печали, и назвал этот пост арцивурием».

(составил Д.Ю. Гончаров)