«Грудное вскармливание» или искусственные «смеси»?

  • Множество современных врачей и специалистов говорят о пользе грудного вскармливания детей. Действительно, это – защита от болезней и гармонизированный состав белков, жиров и микроэлементов. Никакие смеси грудного молока не заменят. Так…?
    К чему это я? К тому, что Слово Божие тоже говорит нам о грудном вскармливании. Апостол Павел прямо пишет: «Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах…» (1Кор. 3:2). Каким таким «молоком» питал коринфских христиан апостол Павел? Да и зачем взрослым людям молоко? Оказывается, нужно. Мы все в начале духовной жизни являемся «младенцами» (1 Кор. 13:11). И в этот период к нам нужен особый подход и особое «питание». Оно в церковной традиции называется «катехизация». Слово греческое, но смысл его – общечеловеческий. Каждому ведь понятно, что начальный период очень важен и в жизни тела, и в жизни души. Только вот если в жизни тела у нас все расписано буквально по дням, когда чего и сколько человек должен есть, спать, и говорить, в жизни души эта проблема волнует немногих. Поэтому и изучают основы веры люди по принципу «кто чего нашел». Представляете себе криминальную ситуацию, когда младенцы ползают по квартире и от того, что их вообще никто не кормит (Ам. 8:11), тащат в рот то, что им попалось? Ужас… Я знаю случай, когда опека изъяла ребенка, обнаружив его в неблагополучной семье, некормленным, ползающим по полу и запихивающим в рот то, что хоть как-то походило на пищу… А не то же ли происходит и в нашей церковной жизни? Не изымают ли из наших приходских общин наших духовных младенцев разные проповедники легкого «счастья»?
    Начиная воцерковляться, человек обычно ходит по храмам, читает разные книжки, которые ему порекомендовали знакомые или приходские сотрудники, или батюшки. Но при этом, не принято вмешиваться в процесс такого духовного «бродяжничества». Человек может годами ходить по храмам, посещать православные мероприятия и читать православные сайты. И при этом он, естественно, законченных цельных представлений о вере не получит. Обрывочные знания, набор околоприходских суеверий — вот всё наше «молоко». Неужели так было у апостолов и в Древней Церкви? Обычно говорят, что это вопрос к священноначалию – это оно должно… Оно, конечно, должно. Оно должно всем и очень много. И надо сказать, что оно даже очень немало делает в вопросе катехизации. Но что происходит? Священноначалие предлагает методику, рассылает циркуляры, священники организуют беседы. Не везде и не сразу, но организуют. И что? Народ с радостью бежит за «молоком»? Нет. Когда большинство прихожан воцерковилось методом «собирания того, что попалось», даже они не спешат вести своих детей и друзей в такие храмы, где организованы беседы. Самая большая проблема получается не в священноначалии, на которое удобнее всего кивать по каждому поводу, а во всеобщем непонимании смысла катехизации и ее содержания. Говорить об этой проблеме можно долго. Но смысла в повторении многочисленных споров сейчас нет. Важно сейчас другое. Наступил момент, когда каждый прихожанин должен определяться со своим отношением к Церкви: со своим местом в Церкви, со своей ответственностью перед Церковью и, в конце концов, с духовными задачами, которые перед ним стоят. И чтобы нашим прихожанам было легче это сделать я предлагаю в качестве опоры небольшую программу того, что должно произойти с христианином в период «грудного вскармливания» его Церковью.
    Итак, духовная жизнь христианина должна начаться с сознательного обращения его к Богу и решимости начать жить по Евангелию. В этот момент человек должен принести покаяние в своих грехах на Исповеди (если был крещен в детстве) или вместе с принятием таинства Крещения. От года до трех лет продолжается начальный период церковной жизни. За это время необходимо:
    1) Определиться с приходом, который станет его опорой в духовной жизни. Духовная жизнь без ответственных отношений с Церковью через конкретную приходскую общину практически обречена на бессистемность и непоследовательность. Хорошо, когда священник выбранного храма сможет осуществлять постоянное
  • духовное окормление новоначального христианина. В некоторых случаях прихожане храмов могут обращаться за советом и к священникам других храмов, и в монастыри.
    2) Сделать правилом жизни регулярное посещение богослужения в воскресные дни и великие праздники, соблюдение постов и участие в таинстве Святого Причащения в среднем 1 раз в месяц.
    3) Изучить основы христианского вероучения на основании Символа Веры так, чтобы каждое его слово было понятно и практически применимо в осмыслении повседневной жизни и молитвенном обращении к Богу.
    4) Начать ежедневное чтение Священного Писания и святоотеческих творений, подходящих для новоначальных христиан. Нужно знать важнейшие моменты священной истории, суть Ветхого и Нового заветов.
    5) На основании Священного Писания и Святоотеческих творений изучить православное учение о духовном возрастании, посте, молитве, покаянии и борьбе со страстями. В духовной жизни важен не бессистемный набор понятий, а цельное представление о жизни души с момента духовного рождения, об основных опасностях и ошибках на пути к святости. Важно изучить не только страсти (8 основных), но и способы приобретения всех противоположных им добродетелей. Вера должна стать практической основой жизни, она должна реализовываться в конкретных делах милосердия, помощи храмам.
    6) Нужно научиться хорошо понимать текст богослужения, язык священнодействий и их последовательность. Каждое слово домашнего молитвенного правила также должно быть понятным христианину. Без этого невозможно научиться внимательной молитве и осмысленно участвовать в богослужении.
    7) Ну и, конечно, даже новоначальному христианину нужно знать, чем православие отличается от других вер и христианских конфессий. Понимать, в чем уникальность, красота и богатство духовного пути православия, чтобы иметь возможность защитить свою веру перед лицом ее противников.
    Таковы условия нормального питания и состав «молока», предназначенного матерью-Церковью для ее духовных младенцев. Если человек не напитался этим «молоком» в достаточной степени, то его дальнейшее духовное взросление в принципе невозможно. Исходя их этого, каждый прихожанин и может определять свои духовные задачи в начале духовной жизни. А их решение уже само откроет направление дальнейшего движения. Путь духовного возрастания неизмеримо велик. Но его величина не означает неопределенности. Духовная жизнь, в принципе, не терпит неопределенности и следующей за ней безответственности. Она именуется «умным деланием», а значит, требует высшей ответственности, осмысленности, последовательности и постоянства. В Калуге уже несколько лет действует Школа начальной катехизации. Она помогает каждому христианину преодолеть все трудности начального периода и напитать душу богооткровенными истинами. В данный момент Школой начальной катехизации организуются беседы и последовательное воцерковление при храме великомученика Георгия «за лавками». Робкие попытки вести катехизические занятия по одной или две беседы предпринимаются при других храмах Калуги. Остается главное – чтобы все эти попытки и практика системного оглашения приобрела всеобщую поддержку. Чтобы каждый прихожанин сам понял, что ему нужно делать в церковной жизни, сам освоил основы веры и объяснил каждому своему знакомому и родственнику необходимость изучения веры и последовательного исполнения в жизни ее спасительных истин. Не только Крещение, но и Венчание, первая Исповедь, а также освящение жилья, машин, крестиков и икон проходило осмысленно. Чтобы этим (Крещением, Исповедью, освящением чего-либо) духовная жизнь не заканчивалась, а начиналась. Чтобы перед каждым обратившимся в храм человеком раскрывалась вся сила, полнота и красота православия. Ищите те храмы, в которых с вами будут беседовать. Просите батюшек, чтобы они беседовали с вами больше и разъясняли вам каждую мелочь. И не соглашайтесь ни на какие «смеси». От этого может зависеть ваше спасение!