Цифровой мир, мошенничество и жительство по совету

Не очень давно у меня был разговор с человеком, пострадавшим от мошенников. Ему позвонили по видеосвязи «от начальства», сказали, что на его имя взяты какие-то займы и их нужно закрыть, что «дело ведёт ФСБ» и т.д. Потом некоторое время он общался с представителями «ФСБ», которые его инструктировали, устанавливали программы на на его телефон и т.д. По ходу этого дела человек взял у родных и близких людей огромные суммы и в долг, и просто как помощь на «лечение». Все эти суммы были переведены по указанным ему счетам «на погашение». А по итогу ему позвонили и «поблагодарили» за помощь украинской армии и отчитались о результатах использования его денег. Задача последнего звонка с «отчётом» — морально уничтожить человека, у которого выкрали деньги. Во время обращения в полицию этот человек увидел, что он со своей проблемой не первый, и даже не попал в первую пятёрку пострадавших. Пообщаться со священником ему захотелось для того, чтобы не сойти с ума и не свести счёты с жизнью после осознания всего ущерба, который ему и его близким людям был нанесён и бесконечного цинизма, с которым он столкнулся. Кстати, похожие схемы мошенники используют и со священнослужителями и по этому вопросу мне уже приходилось проходить инструктаж. Но инструктаж не даёт прочувствовать ситуацию настолько глубоко, как общение с пострадавшим. Когда мы радуемся научно-техническим достижениям, мы редко осознаём противоречивость технического прогресса и не ожидаем, что против нас будет работать вооружённое техническими средствами зло. А между тем именно цифровые технологии позволяют преступному миру проявить свою инфернальную сущность. Действия мошенников становятся практически копией действий бесовских. Преступники создают иллюзию (звонков от руководства, спецслужб), страхом блокируют сознание, навязывают «единственный возможный вариант спасения». Чем не бесовское наваждение? По-сути, человек сам наносит вред себе под управлением возникшей в его голове иллюзии. Задача мошенников только её создать и поддерживать в голове человека. Всё остальное человек делает сам! И тут мы заново открываем для себя особенность челоческого ума, давно знакомую аскетической традиции. Зависимые говорят об этом просто: «Моя голова меня разводит…». И что же делать с такой головой, которая не защищена от ошибок, иллюзий, губительного самообольщения? Аскетическая традиция даёт нам ответ в практике откровения помыслов, которая требует специфических условий в монастыре. Мирянам ближе традиция «жительства по совету». В современной приходской действительности жительство по совету обычно понимается как «спросить у батюшки совета, если возникнет вопрос». Если Исповедь на приходе не формализована, то такие вопросы и советы могут очень помогать в христианской жизни. Но проблема тонких бесовских искушений, самообольщения, а теперь уже и мошеннических действий путём случайных советов по случайным вопросам не решается. Здесь нужно полноценное христианское послушание, обсуждение своих чувств, переживаний, состояний, обратная связь по разным повседневным ситуациям. Нужна взаимная поддержка братьев и сестёр по вере, обсуждение трудностей в свете Евангелия и святоотеческого опыта, взаимная молитва. Важные шаги нельзя предпринимать без совета, молитвы и благословения. Такая жизнь может быть серьёзной поддержкой в жизненных испытаниях, бесовских искушениях и даже теперь и в мошеннических нападениях. Если бы у говорившего со мной человека была духовная и молитвенная поддержка священника и общины, возможно, он не пострадал бы от мошенников. Всех, кого волнует вопрос возрождения традиции жительства по совету приглашаю к его обсуждению.

Протоиерей Георгий Казанцев