Была ли вера в крест у ветхозаветных праведников? ( по материалам приходского листка » Крохи»)

Святитель Григорий Палама: «Крест Христов был предвозвещен и таинственно прообразован от времен древних, и никто никогда не примирился с Богом независимо от силы креста. После прародительского преступления, происшедшего в раю Божием от дерева, грех ожил, а мы умерли, и прежде телесной смерти подверглись смерти духовной, состоявшей в удалении души от Бога. И сколько ни жили мы после прародительского преступления, мы жили во грехе и жизнью плотской: грех же не подчиняется закону Божию, ибо не имеет к тому силы: и те, которые живут по плоти, не могут угодить Богу, почему и Апостол сказал: плоть похотствует на духа, дух же на плоть (Гал. 5:17).

Крест существовал у праотцев прежде своего исполнения, еще не явившись, поскольку тайна его уже была в действии среди них. Оставляя ныне Авеля, Сифа, Еноса, Еноха, Ноя и современных им мужей, угодивших Богу, начну с Авраама, который сделался отцом многих народов, иудеев по плоти, нас по вере, – начну с этого отца нашего по духу, удостоившегося первого призвания от Бога. Какое же это было призвание? – Выйди из земли твоей, и от рода твоего, и от дома отца твоего, и иди в землю, которую тебе покажу (Быт. 12:1). Это речение уже заключает в себе тайну креста, на что прямо указывает Павел, который, похваляясь о кресте, говорит: им мне мир распят(Галат. 6:14).

Ибо, кто оставляет безвозвратно отечество или мир, у того отечество по плоти и мир умерщвлены и упразднены: это и есть крест. Далее, когда Моисей убежал из Египта и взошел на гору Хорив, какое первое слово было ему от Бога? – Сними обувь с ног твоих (Исх. 3:5). И в этом проявляется таинство креста. „Если ты (говорит Господь) ушел из Египта, и оставил служение Фараону; если тобою, насколько возможно, отвергнут тот мир греховного служения; то тебе должно присоединить и следующее: – снять обувь с ног твоих, отложить кожаные одеяния, которые ты надел, в которых действует грех, и не допускает тебя в святую землю; т. е., не живи более по плоти и греху, и это есть крест, который, по божественному Павлу, состоит в распятии плоти со страстями и похотями (Гал. 5:24). Тайна креста проявлялась также в жизни Исаака. Исаак предпоказал Сына Божия, Агнца, предавшего Себя на заколение за нас; и самое дерево, при котором стоял овен, прообразовало тайну образа крестного, почему оно и называлось „древом отпущения“, как крест – древо спасения (Быт. 22:8, 13). Тайна креста проявилась и в сыне Исааковом Иакове, который размножил себе стада древом и водою (Быт. 30:37–43); то древо было преобразованием древа крестного, а вода – Божественного крещения, которое заключает в себе тайну креста, ибо, по Апостолу, мы в смерть Христову крестились; да и Христос приумножил Себе духовные стада на земле древом и водою, т. е. крестом и крещением. Иаков предызобразил крест и тогда, когда поклонился на верх жезла (Быт. 47:31; Евр. 11:21), и когда благословил сынов своих, возложивши руки крестообразно (Быт. 48:14); Иаков сподобился и великой тайны креста, т. е. боговидения (по которому человек распинается и умирает греху, а живет для добродетели): ибо видел, сказал он, Бога лицом к лицу, и спаслась душа моя (Быт. 32:30). Моисей спасся древом и водою (Исх. 2:3–6), плавая по струям Нила; и спас народ израильский древом и водою, проявляя древом крест, а водою – крещение, как говорит и тайнозритель Павел: вси в Моисея крестились во облаке и в море (1Кор. 10:2).

А еще прежде моря и прежде жезла Моисей свидетельствовал собою, что он несет крест Христов волею, поскольку „поношение Христово он почел для себя большим богатством, нежели сокровища египетские» (Евр. 11:26); поношением же Христовым у безумных почитается крест. Моисей весьма ясно предызобразил самый образ креста и имеющее совершиться на нем спасение, когда, поставивши жезл и крестообразно распростерши на нем свои руки, он совершенно победил Амалика (Исх. 17:11); а также, когда, вознесши змия медного на знамя, и, таким образом, воздвигнувши образ креста, он повелел угрызенным из иудеев со дерзновением взирать на него и исцелял язвы уязвленных змиями (Числ. 21:9).

Иисус Навин, Давид и другие, будучи руководимы силою креста, рассекали реки, останавливали солнце, покоряли города нечестивых, были крепки на войне, прогоняли полки чужих, избегали острия меча, угашали силу огня, заграждали уста львов, обличали царей, воскрешали мертвых, словом связывали небо и снова разрешали его, претворяя в нем неплодные облака в плодоносные (Евр. 11:33–34). Если все это совершила вера, как сказал Павел, что вера есть сила во спасение (Римл. 1:16); то посему все возможно верующему (Марк. 9:23). Таков для верующих и крест Христов, как свидетельствует Павел: слово крестное погибающих — безумие , а для нас спасаемых- сила Божия (1Кор. 1:18).

Но оставим всех тех, которые жили прежде закона и под законом. Сам Господь, чрез Которого – все, прежде исполнения креста говорил: если кто не приимет креста своего, и вслед Mеня идёт, недостоин Меня (Мф. 10:38). Видите, как прежде водружения креста он уже служил спасением? Когда же Господь, не колеблясь и прямо говорил ученикам о Своем страдании и крестной смерти, Петр не воздержался, но, зная присущую Ему силу, стал просить, говоря: милосерд Ты, Господи: да не будет с Тобою этого (Мф. 16:22), однако же Господь обличил его, как мудрствующего об этом не по-Божески, а по-человечески.

Призвавши же народ с учениками Своими, Господь сказал им: емли кто хочет за Мной идти, да отвергнется себя, и возмет крест свой, и за Мной идет. Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня тот обретет ее (Мф. 16:24–25). Итак, Господь призывает и народ вместе с учениками и тогда уже возвещает эти великие, необыкновенные и, поистине, не человеческие, а Божественные слова: значит, Он требует этого не от избранных только учеников Своих, но и от всякого верующего в Него.

С верою покланяясь ему и целуя, станем почерпать обильное освящение из сего источника и будем хранить его, чтобы во время будущего препрославленного пришествия Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, увидев Его грядущим во славе, мы могли вечно радоваться и торжествовать, достигнув стояния одесную, услышав обетованный блаженный голос и благословение, во славу за нас по плоти распятого Сына Божия.