Борода

В наше время многие мужи сбривают свою бороду не понимая, что это природное украшение, данное Богом для мужеского пола. Прп.Максим Грек в письме «к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады», пишет, что все дела Господа, даже самые мелкие, не лишены премудрости и крастоты. Как говорит пророк Давыд: «коль возвеличишася дела Твоя Господи, вся премудростию сотворил еси» (Пс.103.24). Прп.Максим пишет, что все члены нашего тела Господь сотворил нам на пользу: ноги – чтобы ходить куда надо нам, руки – чтобы делать что нужно нам, очи – чтобы глядеть и узнавать тех кто нам встречается, нос и ноздри – чтобы различать запахи, вдыхать и выдыхать жизненный воздух. Некоторые части нашего тела не только украшают нас, но и немалую пользу дают: брови, например, не только создают нам благолепие, но и очи соблюдают невредимыми от стекающего соленого пота; ресницы же, наименьшие создания, однако соблюдают невредимыми очи от всякого праха и пуха, которые в воздухе носятся и в глаза лезут. Для чего же Бог умыслил для нас усы и бороду? Прп.Максим пишет, что усы и борода придуманы Богом не только чтобы различать мужской пол от женского, но «к честновидному благолепию лиц наших». Кто здрав умом и желают во всем Богу угодить тот пусть слышит Моисея повелевающего людям израильским: «не отсецети брады ваша!…Аще же проклятии уклоняющиися от заповедей Божиих, якоже слышим во священном песнопении, той же клятве подлежат и истребляющии бритвою брады своя, противящеся без ума заповеди Божией».

Бороду, это «честновидное украшение», Творец даровал не только словесному естеству человеков, но и даже бессловесным животным. Один человек поведал прп.Максиму такой случай: некие люди, играя, отсекли бороду у одного козла «добробрадна зело». И этот козел не стерпел такой обиды, и сам себя убил до смерти, ударяя без милости свою голову о землю. «Уразумеем, коль честно и любезно есть бородное украшение и безсловесному животну», а мы, словесные, гнушаемся ею.

Император Константин Великий, сделавший христианство равноправным среди других религий Римской империи, ввел брадобрейство в обязанность. Христиане последовали императорскому указу. Отсутствие бороды стало отличать их от бородатых язычников и евреев.

В связи с этой византийской модой на бритое лицо (которая примерно с VII в. сходит на нет), вспоминается одна история. Как известно в исламе Коран запрещает брить бороду. Мухаммад сказал: «Аллах проклял мужчин, уподобляющихся женщинам». А бритье бороды является уподоблением женщине. В одном из хадисов о пророке Мухаммаде рассказывается, что он принял посла из Византии. Посол был гладко выбрит. Мухаммад спросил посла, почему он так выглядит. Византиец ответил, что бриться их заставляет император. Мухаммад произнес: «Но мне приказал Аллах, всемогущий он и великий, чтобы я оставил бороду и подстриг усы». В ходе последовавшего дипломатического разговора с послом Мухаммад больше ни разу не посмотрел на бритого посла потому, что отнесся к нему, как к женоподобному существу, а в исламе смотреть без необходимости на постороннюю женщину запрещено.

Иеромонах Фердорит Сенчуков, по совместительству врач-реаниматолог, говорит:

«Мужчина вообще должен быть с бородой. Бритые мужчины возникли в языческом мире вместе с появлением гомосексуальных традиций в древнем Риме. Кроме того, безбородыми стало удобно быть воинам – чтобы их не схватили за бороду.

Православный человек – человек мирный, он готов защищать отечество, но это не профессиональная его принадлежность. Обязательно должны быть бородаты священнослужители, монахи и, как правило, носят бороды и миряне.

В Лавре Саввы Освященного действовало правило: туда не принимали безбородых. Делали это, кстати, из тех же самых соображений – чтобы как можно дальше дистанцироваться от ассоциаций с гомосексуальностью.

В Лавре жили в кельях, уединенно: безбородых не допускали, чтобы не возникало каких-то греховных подозрений и желаний. Борода была маркированием себя как людей нормальных. Если у послушника не росла борода, его отправляли в Лавру Феодосия Великого – там жили общежитием, все у всех на виду, совершать что-то греховное на людях было сложнее.

Специального канона про ношение бороды нет. Это традиция. Понятно, что в более поздние времена появились другие традиции. Петр Первый поощрял брадобритие, но все это было нам чуждое, взятое с Запада. Я не очень большой русофил, но бритые подбородки – это не православная традиция».

В Византию мода на бороду возвращается примерно в VII в. В дальнейшем неприязнь к бритым лицам в Византии на Руси связана с расколом с римо-латинской церковью в 1054. Дело в том, что в латинской церкви утвердился обычай брить бороды, поэтому этот обычай православные христиане воспринимали как еретический. К тому же это облегчало опознание еретиков простым людом не особо разбирающимся в тонкостях вероучения: видишь бритое лицо, значит перед тобой еретик.

В 1054 году в ходе спора о бороде между римо-католиками и православными, наши в ответ на обвинение ответили так: «И не желают они обратить внимание на Писание, которое говорит: «да не бреете брад ваших» (Лев.19, 27), как и совсем не хотят признать, что [лишь] женам благопристойно этот [вид] при творении устроил Бог, мужам же судил быть несообразным [сему виду]».

«Предубеждение русских против брадобрития, как латинского злого обычая, достигло самой высшей степени в так называемое смутное время России. Тогда латиняне пред глазами русских оскорбляли все, что доселе русские привыкли считать неприкосновенным и святым, — смеялись над верою, жизнью и нравами русских. Естественно, что и озлобление русских против латинства достигло тогда особенной напряженности и выразилось в энергичных проклятиях, которыми русские клеймили все латинское. В числе других, с большею против прежнего силою, повторено и проклятие на брадобритие; оно было причислено к категории тех ересей, от которых должен был отрекаться всякий латинянин, искавший общения с церковно православною. «Проклинаю богоненавидимую блюдолюбного образа ересь, еже остригати браду, ей же бысть начальник беззаконный Петр Гугнивый, римский папа, во царех же тоя ереси начальник Константин Ковалин иконоборец, и в той ереси и прочие римские папы погрязоша, и вси латинские епископы и попове, мнози же и мирстии же человецы, ум погубивше, ниспадоша в таковое прокажение лица своего, губяще доброту Богом созданнаго им образа, еже добротою украси Бог человека по своему образу и по подобию». Затем при Мирском Потребнике 1639 года и при Служебнике 1647 года было помещено поучение — «не брити брады и усов не подстригати» (П.Смирнов. Брадобритие).

В традиционной культуре борода служила признаком зрелости и духовного совершенства человека. В слове о брадобритии, которое приписывается патриарху Адриану (1637-1700) говорится, что «Бог, сотворил мужа и жену, положив разнство видное между ими, яко знамение некое: мужу убо благолепие, яко начальнику — браду израсти, жене же, яко несовершенней, по подначальней, онаго благолепия не даде, яко да будет подчиненна, зрящи мужа своего красоту, себе же лишену тоя красоты и совершенства, да будет смиренна всегда и покорна».

Уважение к бороде на Руси еще связано с почитанием святых, изображаемых на иконах. Мы часто видим, что святые изображаются на иконах с бородою. Даже святой император Константин Великий, у которого не было бороды, на иконах изображается с бородой.

Таким образом, борода символически связана с благочестием и аскетизмом. Из грамоты того же патриарха Адриана видно, что смотря на брадобритие, как на еретический обычай западного происхождения, русские ставили образцом для самих себя не что иное, как иконные изображения, которыми наглядно и поучались. «Взирайте часто на икону страшнаго Христова пришествия втораго, — делается здесь обращение к брадобрийцам,— и видите праведныя на десней стране Христа стоящия, все имуще брады, на шуйце же стоящие бесермены и еретики, лютеры и поляки, и иные подобные им брадобритики, точию имущие едины усы, яко имут коты и псы, и внемлите, кому подобны себе творите и в коей части написуетеся».

Напоследок вновь обратимся к письму прп.Максима Грека «к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады». Прп.Максим пишет, что он спрашивает латинских еретиков, почему они отрезают-то бороды свои? А латины отвечают, что, мол, бреются чтобы не тщеславится своими бородами, дескать, кто бороду отпущает, тот суетно тщеславится. А прп.Максим говорит им контраргумент: тогда латинянам подобает «отрезати детородныя уды скопски, аки разжизающих их ко студным блужением и богомерзким похотем; очи же извертети, руку же и ногу отсекати, евангельски рещи, аки сим нудимым ко всяческим лукавым деянием и похотем. Но не уды телес наших отсещи нам Спас велит, но лукавыя похоти душ наших, сими удесы действуемых. сице подобаше бегати и согрешения тщеславнаго смиренномудрыми подвиги противящимся ему, а не браду бреети, изменение суще честнолепнаго».

 

(Дмитрий Гончаров.

В статье в основном использованы следующее материалы: преп. Максима инока Святогорца Послание к Самодержавному Царю Иоанну Васильевичу о еже не брити брады;

статья П.С. Смирнова «Брадобритие»; материал сайта Pravmir — http://www.pravmir.ru/britsya-greh-otvetyi-byivalyih-borodachey/)