Борода и философия древних народов

 

Древние люди в отличие от нас и наших современников имели более философский взгляд на вещи, и  гораздо более глубоко осмысливали свой быт и свои традиции. Сегодня нас интересует отношение к бороде в древности.

 

1) У древних египтян было подчеркнутое внимание к чистоте, в то время как волосы (а равно и борода, и усы) плохо соотносились с этими суеверными представлениями, поэтому утренний туалет мужчины в Древнем Египте начинался с умывания и встречи с цирюльником, который занимается бритьем. Геродот (484-425гг. до Р.Х.) пишет так о жрецах египетских: «каждые три дня жрецы сбривают волосы на своем теле, чтобы при богослужении у них не появилось вшей или других паразитов» (История, II.37). Мы знаем, что Моисей заповедал евреям: «не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей» (Лев.19.27). Как пишет Томас Гоуинг в книге «Борода и философия»: «возможно Моисей велел не брить бороды, чтобы не подражать египетскому обычаю, т.е. на самом деле у Бога другие представления о чистоте, а образ Божий на лице не надо портить».

Вместе с тем, как опять пишет Геродот, египтяне в знак траура, если кто‑нибудь умирает, напротив, отпускают волосы и бороду» (История, II.36), т.е. длинные волосы и борода у египтян служат признаком великой печали. Также по представлениям египтян, борода была атрибутом чужеземца или человека, стоящего на более низкой ступени социальной лестницы (опять же, раб-чужеземец). Исключение составлял фараон, однако его борода была накладная. Фараонами были мужчины, но когда фараоном стала женщина по имени Хатшепсут, то ей во время официальных церемоний приходилось носить мужскую одежду и также накладную бороду. Борода фараона была символом божественной природы власти.

2)Теперь давайте почитаем как философствовали о бороде древние ассирийцы. «У кого сильно выпадают волосы из бороды, на того разгневаны боги и богини», — написано на одной ассирийской медицинской табличке. Бороде уделяли много внимания: отращивали, придавали и поддерживали форму, умащивали маслами и благовониями, заплетали, завивали и, по некоторым сведениям, красили и перевивали золотыми нитями. Еще по верованиям шумеров (это другой древний и близкий ассирийцам месопотамский народ), растительность на голове и лице являлась защитой от злых духов. У ассирийцев от природы были густые и длинные волосы, и они всегда заботились о них. Те, кто не ухаживал за своими волосами, вызывали презрение, старательно ухоженные волосы и пышная борода были признаком высокой нравственности.

3) Древние греки известны всему миру своими бородами. Нас может ввести в заблуждение современный исторический кинематограф, где Ахиллы и Одиссеи нередко щеголяют гладко выбритыми лицами. Однако стоит посмотреть на росписи древнегреческих амфор, как становится понятным, что взрослые греки бороду носили практически поголовно Т.Гоуинг пишет: «Все гомеровские герои бородаты, и, говорят, Нестор Мудрый (из «Илиады») поглаживал свою бороду, прежде чем начать ораторствовать. Сатурн, Юпитер, Нептун, Плутон, Марс, Вулкан, Меркурий — все с бородами. Аполлон изображен без бороды как символ вечной юности, но у Геркулеса и полубогов все на месте. Асклепий, бог Здоровья — важный факт! — особо одарен в этом отношении. Мать Ахиллеса, моля Юпитера, одной рукой прикасается к его бороде, а другой — к колену». В Древней Греции борода свидетельствовала о любви к мудрости и занятиям философией. Говорят, что в древности у греков форма бороды была знаком принадлежности к той или иной философской школе. В древнегреческом обществе отрастить бороду означало положить конец тому состоянию, когда мальчик на законных основаниях мог стать объектом сексуальных притязаний со стороны старших. Наличие бороды было критерием для разделения участников Олимпийских Игр на младших и старших. Безбородого мужчину жестоко «троллили». Например, знаменитый философ Диоген спрашивал у такого: не собирается ли он подать в суд на природу за то, что она сотворила его мужчиной, а не женщиной?

По суровым нравам спартанцев можно предположить, что они особо заботились о бороде. Когда некоего Никандра спросили о причине, он ответил: «Потому что мы считаем ее тем украшением, которое прежде всего отличает мужчину». На вопрос же, зачем носить бороду такой длины, он дал этот благородный ответ: «С тех пор как она поседела, то непрестанно напоминает мне не бесчестить мой преклонный возраст» («Слава юношей — сила их, а украшение стариков – седина» Притч.20:29). Плутарх, упомянув густую бороду спартанского полководца Лисандра, говорит: «Ликург считал, что обилие волос и бороды делает тех, кто приятен наружностью, еще приятней, а уродливых — еще ужаснее для врагов». Считая бритье признаком рабства, они заставляли своих верховных магистратов брить верхнюю губу на время государственной службы, тем самым напоминая, что, хотя закон в их руках, сами они обязаны ему подчиняться». Если спартанец струсил в бою, ему сбривали бороду, чтобы все видели его позор.

Но в Древней Греции со временем стали бриться. Согласно легендам, борода не росла у великого завоевателя Александра Македонского. Во время войны Александра с персами, перед битвой при Гавгамелах по войску прошёл слух, что персы (которые сами были изрядно бородаты), в бою очень любят подло хватать противника за бороду. Потому Александр приказал своим воинам тщательно бриться, чтобы враги не могли схватить их за бороду. Как пишет Т. Гоуинг: «возможно, он сделал это во время очередного запоя». Таким образом, благодаря Александру Македонскому в античном мире распространилась мода на вечно молодые «юношеские лица». Диоген, современник Александра, однажды спросил одного гладко выбритого сластолюбца, не поссорился ли тот с природой, что она сделала его женщиной вместо мужчины (возможно, это одна и та же фраза Диогена, приведенная несколько выше). Т.Гоуинг пишет: «Забавный факт для тех, кто сводит всю цивилизованность к бритью, в том, что единственными, кто при всех переменах в античной Греции сохранили свою бороду, были философы, или любители мудрости, — те, для кого выдающийся разум греков был предметом изучения и профессией; те, кто, по сути, был самыми цивилизованными членами общества».

4) Древние римляне также в ранний период своей истории были бородаты. Овидию (43–18гг. до Р.Х.), древнеримскому поэту приписывают такое высказывание: «Муж красив бородой и колючей щетиной на теле». Бритье в обычаях раннего Рима было знаком скорби; однако впоследствии то, что считалось символом самоотречения, стало всеобщей модой, и во время печали бороде позволяли расти, чтобы подчеркнуть небрежение собой. Мода на «босое лицо» в Рим перекочевала из Греции. Но римские философы, как и греческие, заботливо растили длинную бороду как эмблему мудрости. Считается, что мода на «философскую бороду» началась в 155 г. до Р.Х., когда в Рим приехали три грека: один – из Платоновской академии, второй – из Аристотелевского лицея, а третий – глава школы стоиков из Вавилона. Они произвели фурор не только своим «умищем», но и великолепными бородами. С тех пор борода становится распространённым атрибутом римских мудрецов. Когда император Домициан приказал изгнать из Рима стоика Эпиктета (50-138гг.), тот гордо заявил: «Кесарь может лишить меня головы, но не бороды (т.е. мудрости)!». Эпиктет рассматривает бороду у мужчин как промысел природы для различения мужчин от женщин: «Разве [природа] не указала [волосами на подбородке] различия между мужским и женским полом? Разве не сразу же издали природа каждого из нас кричит: «Я мужчина. Подходи ко мне так, говори со мной так, не ищи во мне ничего иного,— вот опознавательный знак»? В свою очередь, что касается женщин, она и придала их голосу нечто нежное и не наделила их этими волосами…А как прекрасен этот опознавательный знак, великолепен и величав, насколько прекраснее петушиного гребня, насколько великолепнее львиной гривы! Поэтому следовало бы сохранять опознавательные знаки, данные Богом, следовало бы не отбрасывать их, не стирать, насколько зависит от нас самих, различие полов» (Беседы.I.16).

Т.Гоуинг пишет об одном поучительном обстоятельстве: «рабы в  раннем Риме обривались в знак своего рабского положения, и им не разрешалось носить отличительный знак свободного человека [бороду], пока их не  отпускали на волю. В поздний же период рабы, как и положено мужчинам, носили бороду, ее сбривали, только когда подневольных нужно было поставить на один уровень с их опозоренными порочными хозяевами».

5) Древние арабы, как и их родичи евреи, носили бороды и так же оставляли их нетронутыми, хотя вера этого народа менялась не раз. Они оказывали уважение к бороде, считая, что она усовершенствует и придает завершенность лицу мужчины, а также является признаком свободы, бритье же почитали знаком унижения и рабства. Т.Гоуинг пишет: «В качестве примера уважения, оказываемого бороде, можно процитировать обычную магометанскую клятву: «Клянусь бородой пророка!» — а также форму просьбы: «Твоей бородой, или жизнью твоей бороды!» Турки указывают на свою бороду и говорят: «Неужто ты думаешь, что эта достопочтенная Борада может лгать?» Достоверность мужского слова до такой степени принято было оценивать по бороде, что при поисках свидетеля длина ее считалась обязательным подтверждением квалификации.

Прикосновение к чужой бороде, если только не для почтительного поцелуя, считалось у этих людей большим оскорблением (в Библии есть такой эпизод: «И взял Иоав правою рукою Амессая за бороду, чтобы поцеловать его» 2Цар.20:9). При встрече двух друзей поцеловать бороду — иногда взаимно — соответствовало нашему рукопожатию, вопросу «как дела?», а «да сохранит Господь твою бороду» призывало благословение на друга. В семье борода также была предметом благоговейной привязанности: жена и дети целовали ее с нежной и уважительной любовью. Чтобы показать высокую ценность чего-либо, говорили: «Это стоит больше одной бороды». «Позор на твою бороду!» — выражение упрека, а «Я плюю на твою бороду!» — глубочайшего презрения. Когда персидский шах в 1826 г. разговаривал с нашим послом (сэром Джоном Малькольмом) о  русских, то, чтобы показать, как низко он их ставит, он сказал: «Я плюю на их бороды». А когда персы вели войну против узбекских татар, они взяли за обычай складывать отрезанные бороды врагов к ногам своего шаха. Во время траура персы бреются, и Геродот рассказывает один случай, когда они также обрезали гривы и хвосты коням в память о полководце Мардонии.

Рассказывают, что один умник-султан брил свою бороду, говоря: «Негоже советникам водить султана за  бороду, как они поступали с нашими праотцами!» — и  забывая, что для них все еще оставалась удобнейшая ручка, его нос, за который, как вы, дамы и господа, знаете, людей водят с незапамятных времен. Так что, будем надеяться, никто не станет приводить это как исторический прецедент в пользу бритья».

Вот такая философия!

(Составил Д.Ю. Гончаров. В статье использованы книги: Томас Гоуинг «Борода и философия», «История» Геродота, «Беседы» Эпиктета, статья Сергея Курия «История бороды и усов» и др.)